Эмоциональность и чуткость

Гималайский Кедр
Эмоции побуждают нас осваивать этот мир. Эмоции лежат в основе нашего интереса к нему. Они связывают между собой наши чувства, опыт и знания. Факты и знания не получающие эмоциональной окраски не держаться у нас в памяти, происходящее вокруг не воспринимается нами полноценно без такой связки чувств и знаний эмоциями, иначе говоря, без чуткости. Достаточно просто подумать об этом, чтобы понять всю беспочвенность и вредность попыток отделить мышление от эмоций, так теряется чуткость, а значит и качество мышления.

Но почему так врезались в память слова: "давай без эмоций"? Да, и у эмоций есть оборотная сторона. К большому сожалению в жизни порой происходит такое, чего бы не должно... и об этом нам в первую очередь говорят эмоции. Это ранит наше восприятие, а порой может разрушать сложившуюся картину мира и тогда человек готов на многое, чтобы ее сохранить, ведь она была генератором его положительных эмоций. В конечном итоге оказывается, что многие из людей готовы гибнуть за эмоции. В запале борьбы за эмоции теряется чуткость и способность адекватно мыслить. Да, эмоции рождают мышление, но могут его и уничтожить.

С эмоциями надо работать так, чтобы беречь свою чуткость, развивать ее... И лучше бы до того, как мы встретимся в жизни с тем, от чего они могут зашкалить. А это значит, нам надо пережить в себе то, что испытывали люди веками, представить и осознать... Наверно для этого и нужны священные книги, которые имеются в каждой из развитых культур. Вы скажите, есть ведь еще литература, которая берет на себя это же бремя. И вообще-то будете правы, если имеете ввиду лучшие ее произведения, а не чтиво. Древние книги это первоисточник.

Как подходить в своем воображении к тому эмоциональному пределу отделяющему жизнь и смерть, прекрасное и ужасное и сделать свой выбор... моральный выбор. Прежде всего честно и спокойно... без патетики. И вот на этом пороге вы можете встретить весь спектр эмоциональных препятствий порождаемый конфликтами этих самых культур как между собой, так и с современным научным мировоззрением, и современной светской культурой. Проблема еще глубже - конфликты внутри самих культур, конфликты между духом и буквой учений как древних, так и современных, конфликт в вас самих, между вашими эмоциями, подспудно закладываемые нам системой образования, СМИ, обыденным сознанием... И она усугубляется тем, что на конфликтах паразитируют, кому-то они всегда выгодны, может быть даже нам самим - прекрасное оправдание своего страха и лени, дурных наклонностей.

Простой путь - с пафосом принять какую-нибудь одну сторону конфликта... Но это не совсем тот моральный выбор который сохраняет чуткость... Раз уж мы говорили о работе над эмоциями, то такой простой путь для развития чуткости не подходит. Да и простой он только отказом от дальнейшей работы над собой, тем, что вы слепнете и глохните и понимаете что перед вами пропасть, лишь сорвавшись в нее.

Все эти конфликты можно разрешить, находя что-то общее во всех сторонах конфликта, и, главное, приходя к миру с самим собой. Надо просто смотреть на все шире, занять позицию в сердцевине эмоций и знаний. Так, например, современный уровень развития наук позволяет находить глубокий смысл в религиозном мировоззрении, которое может вдохновлять человека на новые открытия и в области наук. Картина построения мира, его осмысленность и целесообразность, смысл возникновения человека... это может вдохновлять и раскрывать в человеке новые грани эмоций, вести его от чувств к эстетике, а затем и этике. К особой чуткости философского характера, ее обычно называют верой.

Кстати, наиболее подходящая философия под эту особую чуткость - экзистенциализм - хорошая прививка от догматизма для мышления. Такая позиция позволяет понять, т.е. согласовать в себе все, на что у нас хватает знания, и терпеливо ждать вдохновения, новых знаний... в надежде продолжить и улучшить этот процесс. Процесс который никогда не кончается в живой культуре, в живом человеке.