Пушкин. Параллели -23- Глаголом жечь сердца -2

Кариатиды Сны
 
                "Цели нет передо мною:
                Сердце пусто, празден ум
                И томит меня тоскою
                Однозвучный жизни шум."

                А.С. Пушкин

                "Родился я, чтоб поразить порок:
                Софизмы, лицемерие, тиранство,
                Я оценил Фемиды постоянство,
                Мощь, Разум  и  Любовь  - её урок...

                А себялюбье - корень главных зол -
                Невежеством питается богато.
                Невежество сразить я в мир пришёл."

                Компанелла
    
                "... Истинное осуществление мысли не в касте, а в  человечестве;
                она не может ограничиться тесным кругом цеха,  мысль не знает
                супружеской верности, её объятия - всем."

                А.И. Герцен


   Обратимся опять к "Пророку". Первые четыре строчки:

"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился..."

Да, поэт стоит на перепутье, вопрошая:

"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты  мне дана?
Иль зачем  судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?"

И:

"Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но , как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
грядущего волнуемое море..."

 
   Что есть  Пушкин  как Поэт  до момента встречи с Пророком? О, это грустное зрелище, с его точки зрения!

  Всё,  как у  обычного человека. Зрение - не "вещие зеницы"... Слух - улавливающий лишь "однозвучный жизни шум"...  "Грешный... язык , и празднословный, и лукавый."
Вспомните:" ... муз невинных
            Лукавый клеветник!
            В тиши полей пустынных,
            Природы ученик,
            Поэтов грешный лик
            Умножил я собою..."

И ещё у поэта, как у  любого человека, сердце - "трепетное".  А трепетать - это совсем  не достоинство для  поэта.  А  для человека? Трепетать  перед кем-то, чем-то, за кого-то... Трепетать - это быть в страхе, быть уязвимым... "Борис, Борис, всё пред тобой трепещет..."," Опять его сердце трепещет..."
  Трепещут крылья бабочки, флаг на ветру, Мария перед Гавриилом "безмолвии трепещет", Тамара перед Демоном - в страхе и трепете умирает...
 Да, слово "трепет" у нас ассоциируется не только с нежностью сердца, но и со смятением души... И страхом.
 Таков ли должен быть Поэт - властитель дум и пророк? Такой же Пророк, как и тот, что его "враждебной властью из ничтожества воззвал".

   Я не думаю, что  действительно  состоялась в реальности эта встреча. Поэта и шестикрылого Серафима. Разве только во сне.  Фантазии. Вымыслы, те самые, над которыми Поэт  сам же и обливается слезами... Размышления о своём предназначении.  "Неподкупный" голос Совести.  Ответственность перед ТЕМ, что  воззвало его из небытия " низкой  жизни", "природою на песни" обрекло.

Пусть последнее, как Пушкин  говорит ," слабый дар", но "дар бесценный"...

"... Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.
Тогда, в безмолвии трудов,
Делиться не был я готов
С толпою пламенным восторгом,
И музы сладостных даров
Не унижал постыдным торгом;
Я был хранитель их скупой..."

            ("Разговор книготорговца с поэтом")

Кстати , заключительная строчка стихов - ещё одно подтверждение того, что  Пушкин олицетворял себя с Бароном из "Скупого рыцаря". Должно быть, он, как и Высоцкий,  и воевал, и сидел, и  был всеми , о ком писал...  И червь, и раб, и царь, и Бог.

 И, конечно же, Пророк, который сам у себя вырвал грешный язык и т.д.
 

--------------------

"Творцы бессмертные, питомцы вдохновенья!..
Вы цель мне кажете в туманах отдаленья,
Лечу к безвестному отважною мечтой,
И, мнится, гений ваш промчался надо мной!
...

И вы восстаньте же, парнасские жрецы,
Природой и трудом воспитанны певцы
В счастливой ереси и Вкуса и Ученья,
Разите дерзостных друзей Непросвещенья.
Отмститель гения, друг истины, поэт!
Лиющая с небес и жизнь и вечный свет.
...

Вам оскорбленный вкус, вам знанья дали весть —
Летите на врагов: и Феб и музы с вами!
Разите варваров кровавыми стихами;
Невежество, смирясь, потупит хладный взор,
Спесивых риторов безграмотный собор..."

                ("К Жуковскому")