Под Маской Разбор восьмой Сергей Логунов

Мой Лирический Герой
Уважаемые Герои и Героини!

Еще один смельчак выходит к нам без маски, открыто. Это, конечно же, сразу отметает вопрос об узнавании, кто неизвестный Герой, но и в открыто выставленном стихотворении достаточно интриги.Стихотворение - участник конкурса площадки "Мой литературный герой".

Герой представился, рецензенты могут представляться по желанию. Высказывать свое мнение можно открыто - в рецензиях и замечаниях - или же анонимно. Напоминаю адрес:
natikodgan@mail.ru

___________________________________________
____________________________________________
____________________________________________


Сергей Логунов

А В ГЛУБИНАХ РОССИИ

По безбрежной России людские гуляют валы,
Направленье движенья десятками лет неизменно:
Взбаламутит ветрами поверхность – часты, да малы
Центробежно уходят на запад сдуваемой пеной.

А в глубинах России – всё так же, как было и встарь:
Вместе строят дома и поют во слезах на поминках...,
А попутный извозчик – какой там извозчик! – блатарь
На распахе души, доверяясь, похвалится финкой.

По пути подвезёт, разрисует, как дальше идти,
Крепко руку пожмёт, а на деньги скривится с усмешкой:
Сам ломался не раз, застревал и сбивался с пути,
Но не платят здесь тем, кто расставил по осени вешки.

Здесь мужчин не целуют мужчины - лишь искренний взгляд
Да рука, что привычно считает все кости в ладони,
Здесь от боли душевной – тайгою в метель наугад,
Ну и мёрзнут до смерти в нелепой последней погоне.

А в глубинах России венки по границам дорог,
По заросшим кюветам вколочена лихость крестами -
Не бросают их здесь, хоть и путь до надгробья далёк,
И дорожка к нему - привезённым песком и цветами.

А заросшим погостам не надобно даже ворот,
Не нужны сторожа и не вывешен список усопших,
Каждый раз к ним приходят и не промахнут поворот
И родную берёзку, что горестно листья полощет.

Нет чугунных оград и каррарского мрамора плит,
Меж могилок тропу заплетает в колючку малинник,
Но приходят семьёй, здесь покойнее, меньше болит,
И с могил не крадут ни конфет, ни цветов, ни полтинник.

Здесь на речи скупы, но за словом не лезут в карман,
Осекают, когда вместо сути одна только пустость,
Верят на слово здесь и... почти не прощают обман,
И руки не дадут за предательство, подлость и трусость.

Не кривят здесь душой и за телом, конечно, следят,
Тратя время не зря на субботнюю жаркую баню.
О диетах слыхали, но просит душа – и едят,
А уж если топить её – только в гранёном стакане.

…А в глубинах России не чувствуют той глубины,
По порядку живут, жизнь свою не считая геройством,
Уважают себя, не сгибают достойной спины
Никогда – пред богатством ли, властью ли, войском….

Глубока и ясна, и осмысленна жизнь в глубине,
Уважают других и себя уважать заставляют,
Здесь не прячут глаза и готовы к гульбе и войне…,
А бездонность глубин мою Русь во веках сохраняет….
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

Первый Рецензент
(рецензия №1 публикуется анонимно из электронной почты согласно желанию ее автора)

Сразу, первой же строфой, Автор, вызвал у меня странное отношение к данному произведению. О чем оно? Что за, взбаламученная валами, уносимая на Запад пена,
подумал я, уж не эмигрантов ли так назвал автор. Неужели, те, кто не принял революцию,
или спасся от Гулага, или не смог жить с шестиконечной звездой на спине, в виде «пятого пункта» - все они – «пена». Было три основных волны эмиграции. Первая - почти два миллиона человек. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич. Это пена?! Выехавшим из СССР в 40-е годы на долю выпали не менее тяжелые испытания, чем беженцам из большевистской России: война, плен, ГУЛАГ, аресты и пытки, ужасы сталинского террора.
Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч. За границу выезжают: В.Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В. Максимов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина и др.
Если все эти люди пена, то кто мы?
Неужели, действительно, именно им, Автор противопоставил жителей глубинки. Читаю дальше, и понимаю, что стихотворение посвящается заключенным по уголовным статьям, том числе неким душевным "блатарям" с «финками» (как я понял, имеется ввиду - наколка "СЛОН").
Дальше, побеги от "боли душевной в тайгу наугад", "последняя погоня", кресты
для "лихих" людей. Надо так понимать, что Автор противопоставил себя, как жителя глубинки, почти Всем, по разным признакам. Что не совсем правильно. И в глубине нашей страны и на её окраинах – люди разные.
Это право Автора - писать о чем хочешь. Возможно, Вы пишете о наболевшем. И мне жаль, что Вы так видите Россию. Мне тоже многое в нашей действительности не нравится, но надо как-то тоньше, что-ли, излагать. Стоит ли выносить Ваше, достаточно провокационное, мнение на всеобщее обсуждение.
Некоторые кавказские, среднеазиатские национальности, да и многие славяне при встрече обнимаются, а некоторые целуются троекратно.

Что касается качества написанного произведения::
Попытка внести некую, исконную «русскость» в текст за счет «пустости» и «непромахнутого поворота» мне кажется слегка корявой.
Не понравились обороты:
"во веках сохраняет",
"Уважают других и себя уважать заставляют (как заставляют?)",
"Уважают себя, не сгибают достойной спины" (уважают три раза, и достойная спина - это что-то),
"пред богатством ли, властью ли, войском".
«И родную берёзку, что горестно листья полощет». (что автор имел ввиду, какие ассоциации хотел вызвать, бельё или флаги, или платочки, почему горестно?) -
Возможно, листьями полощет.
«Верят на слово здесь и... почти не прощают обман,» (как это, почти?)
«И руки не дадут за предательство, подлость и трусость».(а, где дадут?)
«Не кривят здесь душой и за телом, конечно, следят,» (какая взаимосвязь?)


.По ритмике и рифмам – замечаний нет.
В общем, с идеологией стихотворения я не согласен, полностью, хотя многое в российской действительности не приемлю. Возможно, я не понял параллели, которые рисовал автор в своём произведении. Тогда, приношу ему мои извинения.

А вот эта мысль – великолепна (чуть подкорректировал):
«А бездонность глубин мою Русь все века сохраняет….»