Образец разбора от Тимофея Бондаренко

Школа Критики
Тимофей Бондаренко - критик с многолетним стажем, автор пособия для начинающих "ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ" и многочисленных разборов на самых разных площадках сайта.
В 2007 году на странице "Тотализатора" походил конкурс на тему "...И стучащему отворят".
Публикуем один из разборов критика, а также любопытную обобщённую характеристику всех конкурсных стихотворений.
Полностью с этой работой, вызвавшей горячий спор, можно познакомиться здесь: -------------------------------------------------

Игнис

Тем, которые не просили

И стучащему отворят, и гонцом обернется голубь,
Если есть за душой слова – значит, таймер еще не тронут.
Непросящему – наугад – выдается размах по силе,
Но отчаянно верит Бог в тех, которые не просили.

Только души впускают вглубь на минуту погреться к печке,
Но в огне из беспечных «вдруг» выплавляется слово «вечность».
Оставляя за кругом круг и бросая, как выбор, – «или?»
Улыбается тихо Бог тем, которые не просили.

Мир пока еще не готов – он до днища еще не прожит.
Сколько будет таких витков, где невольно сорвется – «боже»?
И докуда еще месить – и вручную – немую глину?
Всё отчетливей слышит Бог тех, которые не просили.

РАЗБОР ТИМОФЕЯ БОНДАРЕНКО.

Заданная тема плохо связана со стихом.
По строфам:

"И стучащему отворят, и гонцом обернется голубь,
Если есть за душой слова – значит, таймер еще не тронут.
Непросящему – наугад – выдается размах по силе,
Но отчаянно верит Бог в тех, которые не просили."

Первая строка - неизвестно о чем.
Кто куда стучится.
И с каких щей по этому поводу неизвестно кто и неизвестно куда отправляет почтового голубя.
Вторая строка - развесистая клюква.
Про тронутые таймеры?
Третья - из той же серии.
В смысле -наугад, с размахом по фейсу?
Последняя - неуважительно к богу, тем более, если писать его с большой буквы.
И чего там не просили - с размахом по фейсу?
И во что все-таки отчаянно верит бог?

Только души впускают вглубь на минуту погреться к печке,
Но в огне из беспечных «вдруг» выплавляется слово «вечность».
Оставляя за кругом круг и бросая, как выбор, – «или?»
Улыбается тихо Бог тем, которые не просили."

Кого там впускают души?
Какая-то печка. И только на минуту.
Думай что хочешь.
Вторая стрка - опять клюква.
Интересно, "вдруги" в огонь кто закидывает?
Третья строка - опять туман.
Какие круги оставляет бог...
бросание "или" в качестве выбора - трудно представимое действие.
А бог улыбаться мог и не тихо?
Опять - чего не просили - "илей" что ли?
Или не просились к печке?

"Мир пока еще не готов – он до днища еще не прожит.
Сколько будет таких витков, где невольно сорвется – «боже»?
И докуда еще месить – и вручную – немую глину?
Всё отчетливей слышит Бог тех, которые не просили."
К чему не готов?
"прожить до днища" - корявая конструкция.
Вторая строка - загадочна.
Третья - видимо намекает на то что глина бывает и говорящая.
И что бог пожлобился выдать глинономешалку.
В последней строке - бог наконец потихоньку излечивается от глухоты. Ранньше видимо страдал ею, но отчаянно верил и тихо улыбался.

Звучание стиха в целом - никакое.
Строки длиннющие. Внутренняя рифма не выдержана. Концевые рифмы не очень.
А заключительная "глину-просили"...

-----------------

 Общая болезнь - склонность употреблять ничего конекретного не означающие, но "круто" звучащие фразы.
...По настоящему хорошо звучащего стиха не обнаружил.
С рифмами - никто ничем не блеснул. В лучшем случае терпимо, и не более. Кое-кто не дружит с ритмом.
Авторы постоянно путают красоту с заворотитостью, а глубину - с мутностью.
У всех хватает и неуклюже построенных фраз и фраз с кривым смыслом.
У всех - проблемы с композицией.
Содержание стиха должно быть тщательно выстроено.
А здесь то про бузину, то про дядьку, то неизвестно про что.
Хаотичный и непродуманный навал, даже действительно красивых и хорошо сделанных деталей - это не здание, а всего лишь строительный мусор.