О Белорусском казачестве

Сергей Гаркуша -Николаенко
Периодически в  СМИ появляются материалы, в которых наши граждане удивляются: откуда, дескать, у нас казаки?   Хотел бы поделиться с ними   сведениями, которые казаки черпают не только из книг, но и в детстве получают от своих дедов. 
    Греческий  географ 2-го века Клавдий Птолемей на своей карте отмечал столицу черкасов, проживавших в низовьях реки Кубань и называвших себя казаками. Христиане черкасы с давних пор жили на Кубани, однако   соседские горские племена   вытеснили их на Дон и на Днепр, где они основали черкасские поселения.  Названия этих поселений, сохранившиеся до нашего времени, хранят память об этом и на нашей земле. Например, на Брестской трассе под Минском есть деревня Черкасы. 
     Половцы, еще один казачий народ,  в древности заселяли степь от Волги до Днепра, куда они пришли от отрогов Алтайских гор в Х1 веке. Это были   тюркоязычные европеоиды -христиане. Историк Рыбаков  описывает найденную в одной из пещер  горного Алтая фигуру хохла – половецкого воина. (Хохол в переводе с половецкого - сын Бога).  У этого   воина был   клок волос, заправленный за левое ухо. Не напоминает ли вам это оселедец днепровского казака- запорожца?
  До наших дней от Волги до Днепра осталось множество тюркских  названий.      Полистайте белорусский атлас шоссейных дорог, вспомните свои путешествия по родной земле: сколько населенных пунктов  Гомельщины, Могилёвщины,  да и других регионов носят тюркские имена? Не от половцев ли они пришли к нам?
       Смешались в древности два казачьи народа с местными  народами и появились на Днепре казаки, в том числе и в его верховьях.  Это одна из исторических версий происхождения казаков, и мне она кажется вполне правдоподобной.
В Х1У-ХУ веках в феодальном обществе, в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, постоянной борьбы между ними,  обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало их искать  свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с панами - магнатами,  владевшими землей и привилегиями   как в Польском королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском ( ВКЛ ), мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука -  в широкие днепровские степи (в т.ч.  его притоки  Сож и Припять) где находились казаки.   Там он становился вольным человеком, казаком.
 Сложившееся в средние века казачество, являясь частью славянского народа, имело свои отличия  и в культуре, и в  социальном предназначении. Казак с детства воспитывался на православных  традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Казак – человек служилый, всегда готовый  с оружием в руках защищать свой народ  и свою страну. Казачество   едино в своем предназначении и готовности к служению  Отчизне. Размещаясь по окраинам государства, казаки принимали на себя защиту своей Родины от её  врагов. Эта функция вначале и возлагалась государством на казаков.  В связи с этим казаки  принимались на государственную службу  как социальный слой служилых людей , живущий по границам государства и охраняющий его. Наши  предки казаки-белорусы  несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов:  Казаково, Атаманская, Казачья протока, Казачьи Болсуны, Шашки  и др. Посмотрите, сколько  казачьих названий носят населенные пункты Брестщины и Гродненщины? А других областей?   Топонимика убедительно свидетельствует: издревле были казаки на Беларуси. (Даже в современной Литве, в нескольких километрах от города Тракай, деревня  Казокай, в переводе на русский – Казаки. И это не единственный населённый пункт с «казачьим» именем.)
   Однако пропасть между казаками и государством, которому они служили – Речи Посполитой, была необычайно глубока, ибо в основе ее лежали разные религии и культуры. Эти противоречия часто приводили к казачьим восстаниям и беспощадной борьбе с польской шляхтой.
А в 1654 году, (после решения Переяславской рады о присоединении Украины к России), по повелению русского царя Алексея Михайловича, был создан белорусский казачий полк, командовал которым могилёвский православный шляхтич Константин   Поклонский.  Вскоре этот полк был подчинен гетману Украины Богдану Хмельницкому  и вошел в состав Запорожского войска. И в разное время  каждый четвертый казак  в днепровском казачестве был выходцем из нынешних белорусских земель.
Когда границы Российской империи  передвинулись далеко на запад, Днепровское  казачество   было реорганизовано в Черноморское  с центром  в  Анапе.     Там, на  Северном  Кавказе,  они стали основой Кубанского казачьего войска.  Братья – кубанцы хорошо знают свою историю,никогда не забывают и о своих белорусских предках-казаках.
Наша Родина имеет трудное историческое прошлое. Белорусские земли входили в состав разных государств (Великое Княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполита,  Российская империя).   Сейчас мы живём  в  суверенном независимом государстве, равном среди равных в мировом сообществе.  Но такое государство могут сохранить и обеспечить его существование мужественные, сильные и преданные люди, несущие в себе на генетическом уровне любовь к Родине и готовность к государственной службе. Такой общественной силой может и должен стать социально-культурный слой нации - белорусское казачество.
        В Беларуси немало людей, готовых к служению Родине. В первую очередь, это казаки. Как не пытались за годы  советской власти  вытравить из памяти людской исторические корни и сделать нас не помнящими родства, казаки никогда не забывали своих предков  и их славные подвиги  во имя Господа нашего Иисуса Христа, любимой Родины и белорусского народа. Сегодня в Беларуси  живут потомки белорусских казаков, знающие свой род,   преданные  Родине и казачьим традициям. Остались у нас после увольнения  с военной службы и казаки, выходцы из казачьих регионов  братской России и Украины. На этой базе в 1995 году и произошло объединение   казаков в  Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество», возглавил которое   казачий генерал Николай Улахович. И если ранее, в ХУ11 веке,  мы говорили о казачестве на Беларуси, то сейчас  субъект международных правоотношений независимое демократическое государство Республика Беларусь   имеет своё Белорусское казачество.
Целью нашего Объединения  является  возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь на основах православия, патриотизма  и служения Отечеству. К достижению этой цели казаки идут путём возрождения традиций и выполнения законов казачьей жизни – казачьих заповедей. Главным на этом пути является воспитание подрастающего поколения в духе православия, патриотизма, готовности к служению Отчизне и своему народу.  Конечно, эта работа выполняется нами совместно с Белорусской православной Церковью по благословлению Владыки  Филарета и казачьего духовника протоиерея отца Игоря (Коростылёва).
           Многое за прошедшие годы сделано казаками. На   торжественном Большом Круге (так казаки называют общее собрание казачьего Объединения), в котором приняли участие делегации братских казачьих войск и организаций России и Украины, казачий генерал Улахович Н.Д. отметил активное участие белорусских казаков в работе народных дружин по охране общественного порядка, в организации работы кадетских классов, созданных в отдельных школах и домах-интернатах  Минска, Минской, Гомельской, Могилёвской и других областей. В   станицах  Бреста, Борисова, Могилёвщины и других регионов казаки разводят лошадей, овладевают навыками верховой езды и джигитовки, обучают этому и детей. Казаки с честью служат в Вооружённых Силах страны, работают на промышленных и иных предприятиях.               
            Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество» входит в    Союз казаков России и зарубежья, является членом Постоянного межгосударственного координационного совета казаков России, Беларуси и Украины. И везде наши братья –казаки из других стран  с глубоким уважением отмечают собранность, дисциплинированность и преданность белорусских казаков своей Родине и великим идеям казачьего народа.
   (газета «Белорусская нива», 2012 г.)