Пушкин. Параллели -24- Идеал художника

Кариатиды Сны
 

                " Всё , что видим мы, видимость только одна.
                Далеко от поверхности  мира до дна.
                Полагай несущественным явное в мире.
                Ибо тайная сущность вещей не видна."

                Омар Хайям


               
                " ...Но не хочу, о други, умирать;
                Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
                И ведаю, мне будут наслажденья
                Меж горестей , забот и треволненья:
                Порой опять гармонией упьюсь,
                Над вымыслом слезами обольюсь,
                И может быть — на мой закат печальный
                Блеснет любовь улыбкою прощальной."

                А.С. Пушкин "Элегия"



     А ещё у Пушкина есть строки: "Мечты поэта - историк строгий гонит вас!"

    Известно, что в "Борисе Годунове" всё исторически верно. Вернее, верно  с точки
зрения историка. Но все "Маленькие трагедии" - вымысел, фантазия.  Даже  если в них  - и когда-то реально существовавшие люди. Но для Поэта другое важно:
"Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман". Пожалуй, это  самое известное и популярное высказывание Пушкина. Как и нижеследующее.

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель… "


 Последнее - благодаря  С.П. Капице, взявшего  эти строки эпиграфом к своей телевизионной передаче "Очевидное невероятное". Название так напоминает нам другой парадокс (оксюморон?) , примиряющий  нас с "низкой жизнью" - "Невозможное возможно!". Хорошо , если б это было ТАК! Хотя бы в том, что злодей будет наказан, а добро и любовь восторжествуют!
  Не это ли цель истинного поэта, художника?  И каким несправедливым нам кажется, когда судьба благоволит к людям недостойным:

" Да будет  проклят правды свет,
  Когда посредственности хладной.
  Завистливой, к соблазну жадной
  Он угождает праздно!"

  Вот так! С одной стороны, чудные открытия ... А с другой,  в какие руки они попадут? Очень современная проблема!

   
  В своё время, получив тему на кафедре литературы для студенческой научной работы
"Идеал Художника у А.С.Пушкина", "обнимая необъятное" (  ещё  один парадокс!) его творчества, я, кажется, нащупала формулу :

  " Идеал Художника у Пушкина равен Идеалу Человека у него же."

   Пушкин не считал себя, естественно, идеалом Человека.Но мы глядим на  него с  расстояния достаточного , чтобы  разглядеть истинно великого человека и художника, То, что  и при большом удалении  не становится меньшим, а только увеличивается в размерах и есть  Великое.  А с Пушкиным в этом смысле никто не сравнится.
 То есть, что это значит?
Могу ли я подправить немножко  формулу , конкретизировать? -

 "Великий Художник Пушкин равен Великому Человеку Пушкину."

----------------

         "Пушкина он [Гоголь - КС] любил как удивительно доброго и снисходительного
         человека и умного , великого поэта"

                "Гоголь в воспоминаниях современников "
                ( Под ред. Н.Л.Бродского и др.)
                -----------------------------------------------------------


 А вот и Несогласный...

ИЗВЛЕЧЕНИЯ  из  ДИАЛОГА с ЧИТАТЕЛЕМ:

 - Ну конечно, Пушкин великий поэт. Кто бы спорил. ...В качестве ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА великий Пушкин имеет право только в том секторе личности, в котором он признан как ВЕЛИКИЙ ПОЭТ. Увы, слишком много доказательств, особенно в дореволюционной литературе, что НАШЕ ВСЁ было очень даже далеко от общепризнанных норм права и морали... и этим наш гений порой как бы бравировал невзначай."

- Помните  пушкинское ? - "Ты, Моцарт, недостоин сам себя!". Мне кажется , всё дело в СООТВЕТСТВИИ. Все человеческие несчастья, неудачи, муки совести и т.п - от НЕСООТВЕТСТВИЯ.
Формула о Пушкине касается только Пушкина, в данном частном случае. Это был редкий случай полного человеческого соответствия своему гению. А Вы не согласны?

- В Ваших доводах есть зерно, но оно, образно выражаясь, посеяно эмоциональным поэтом, но отнюдь не хладнокровным философом, каким должен быть антрополог, он же литературовед, когда он берётся анализировать личность исторического персонажа, тем более ставшего легендой и даже мифом, во всех её личностных измерениях.

- Повторюсь, Пушкин не считал себя выше других. В  стихотворения "Герой" , с которого я начинала "Параллели", он, выбирая из всех своих героев, отдавал явное предпочтение обыкновенному человеку, который

"...Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость... Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...

Мне кажется , это и есть критерий , если хотите, великого человека. А то , с кем он спал, делал ли успехи в арифметике, был ли вспыльчив, писал ли неприличные стишки - это всё ерунда! При всех человеческих слабостях, можно оставаться человеком в каких-то главных, основополагающих смыслах и делах. Может быть , это называется порядочный человек, может, совестливый, честный, достойный, великий... не суть важно...

 И Вы совершенно правы - мои заметки эмоциональны и не претендуют на литературоведческий взгляд. Ни в коем случае! Так, небольшие заметки по ходу ... Больше должен говорить за себя Пушкин. И думать по предложенной тематике читатель. Как захочет и если захочет...




----------------------

Итак.
  Стать Человеком - вот цель каждого человека.  Такою она должна быть.
  Стать Художником  - цель  каждого художника.  Такою она должна быть.
 
  "Стать Художником  можно только,  став Человеком" - наверное, так предполагал Пушкин, вложив в уста своему  Моцарту  фразу. о которой до сих пор спорят умы: "Гений и злодейство - две вещи несовместные" !

  Последняя  сомнительная (?) формула:

   " Если нет нового Пушкина - значит, в мире недостаток человечности!"
   
    
     С радостью приму возражения...