Пушкин. Параллели -27- Заблужденья...

Кариатиды Сны
 
           " Прощайте, Жюль. помните мои слова.
            до Неаполя  вы сыщете легко дорогу; 
            но надо отыскать дорогу поважнее,
            чтоб в жизни  была дорога.
            Их множество, и стоит только выбрать..."

                Н.В. Гоголь


 
  Беру разрозненные листки моих прежних записей, спутавшиеся от времени и  неаккуратного хранения.  Жаль, что у меня нет немецкой основательности... Интересно, так ли беспечен был в отношении своих записей Пушкин?  Кстати - пример моего  старшего брата, который, видимо, даже более меня "что имел , не хранил..." и , видимо, даже "не плакал потерявши"( это касалось не только стихов).  Вскользь  кто-то оговорился, что он ( имея множество талантов - к музыке, пению, живописи, языкам и вообще) писал стихи на бумажных салфетках в ресторанах, естественно, нисколько не заботясь об их дальнейшей судьбе. 

  Беру  первый попавшийся листок, написанный от руки  более 20 лет назад. Бумага  пожелтела, порвана  в пяти местах, помята...

" Так исчезают  заблужденья
  С измученной души моей,
  И возникают в ней виденья
  Первоначальных чистых дней..."

  И следом - какие-то наивные мои рассуждения. Сейчас  я далеко не ушла. Но  мне уже немножко стыдно печатать их.

  " Это строчки из стихотворения "Возрождение".
    Здесь есть  о чём подумать.  Подумать о Пушкине и о себе. Обо всех.
    Слово "заблуждение" настаивает на том, что  все мы изначально знали  верную дорогу( в детстве?), а потом заблудились. Пошли не туда, поняли это , вернулись и  не нашли  прежней дороги.  Все ли блуждают? Наверное.  Ведь если даже сам Пушкин...
Чем дальше в лес ( в жизнь!), тем он непроходимее  или тем больше  самых разных дорог?

   В чём же блуждал Пушкин?
   Как часто у  него возникала тема о мирской жизни...  ( См. Келью)"

  Ну что ж , посмотрю про  келию  ещё  раз...  Сейчас  в интернете - по ссылке на КЕЛИЮ.

"У Пушкина слово «келья» в поэме «Евгений Онегин» употребляется в переносном значении и означает тесные пчелиные соты:

   Гонимы вешними лучами,

   С окрестных гор уже снега

   ................................ 

   Пчела за данью полевой

   Летит из кельи восковой.

           (А. С. Пушкин  «Евгений Онегин». Гл.VII) "

  А вот отклик  на мою публикацию о келье:

"
пчела из кельи
восковой не нарушает
мои раздумья)

           Хомо Либер (http://www.stihi.ru/avtor/svoboda51

Очень хорошо! - про пчелиную келью !!!! Восхитительно даже!!!!! Как я сама не додумалась, когда писала о пчёлах, что соты - это тоже кельи...
И как прекрасно, что пчела не нарушает наши раздумья!!!
                КС"


  Вот как. Забыла... а ведь это Пушкин написал про келью восковую!  Но цитируемый автор дал такую хорошую подачу для  всей темы...
  Все знают это состояние тихих раздумий на природе... Какая-то мысль мелькнула, но пока я дописывала слово, она, как та пчела улетела на другой цветок, кто-то подберёт. А пока послушаем  Пушкина:

  " Прелестна сердцу тишина;
    Нейду, нейду за славой.

    ...
    И муза верная со мной:
    Хвала тебе, богиня:
    Тобою красен домик мой
    и дикая пустыня."

 

"Детство - пора слепой правды, юношество - зрячей ошибки, иллюзии. По юношеству никого не суди.
История моих правд - вот детство. История моих ошибок - вот юношество. ОБЕ ценны, первая как Бог и я, вторая как я и мир.
История и до-история. Моя тяга, поэта, естественно, к последней.
... У художника  ведь так: сначала корни, потом ветви, потом ствол."

                Марина Цветаева

 
   Однако, вернёмся  к  потерянному  в пору слепой правды пути.
   На этот путь указывал Ф.М. Достоевский мыслями и поступками своего Алёши Карамазова: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все».

"Первое - быть добрым,
 второе - честным,
 третье - будем помнить друг о друге!"

     Это тоже Достоевский, которого кто-то назвал усиленным эхом Пушкина.
В частности, откликнулся он и на это стихотворение, написанное Поэтом в 1836 году, то есть, уже зрелым, поздним Пушкиным, нашедшим , казалось бы, тот потерянный путь - в потерянный рай детства. Но уже не  слепой. Увидим ли и мы его?

* * *

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.