Пегасу 5 лет. Итоги от Андрея Мартынова

Золотой Пегас
Прежде чем огласить свой вердикт, хочу отметить, что все представленные моему вниманию пять конкурсных работ, выполнены на хорошем профессиональном уровне, так что по большому счёту придраться было особо не к чему )
Поэтому пришлось полагаться исключительно на свой вкус и "чувство прекрасного", или если угодно, на тривиальное "цепляет не цепляет" )
Именно по этому принципу я и расставил приоритеты.
Начну с конца своего списка.
На пятое место я бы поставил Стихотворение №3

Вот и время

Вот и время подводить итог. Может, под статью иль монастырь.
Сматывает снасти шапито. Клоуны остались не в чести.
Вот и место огласить указ. Я – не местный, "понаехал тут".
За границей брошенных проказ – прокажённой памяти редут.

Вот и ладно, сядем дружно в ряд: я, надежда, вера и тоска.
На любовь не выписан наряд – вечно херувимы в отпусках.
Ведь не мальчик – старенький Амур – или просто дрогнула рука...
Прикуп ожидая на дому, с честью остаёшься в дураках.

Вот и двери, давят на порог. Три окна – там поле, море, лес.
Рядом перекрёсток трёх дорог, свалка счастья на полях чудес.
Ключ утерян много лет назад. Впрочем, и не заперто давно.
Но идти, куда глядят глаза – поздно, и не тянет, и темно.

Вот и всё. Осталось подписать – нет, не кровью и не приговор –
пачку накладных на паруса (алыми не стали до сих пор).
Я бы на покой не променял, но на волю – духу нет и сил.
Вот и всё в итоге про меня?.. – Боже сохрани и упаси.

Это время не свернуть в дугу. И бараний рог допит до дна.
Я, по правде, больше не могу. Потому что ложь не спит одна.
На каком забытом рубеже: не пытался, не бывал, не жил?
Вот и завершается сюжет. Тухнут, рассыпаясь, миражи...

Вот какой не выдался финал. Выдачи не будет из колод.
Гаснут лица, титры, имена от смешенья красок и пород.
Нас попросят выйти дружно в сад, из себя, тихонько семеня.
Вот и раздаются голоса. На арене. Те же. Без меня.

Крепко, хорошо сбито.
Не знаю, случайно ли так получилось или нет, но мне здесь увиделось несколько скрытых цитат и отсылок к Макаревичу, на эту мысль наводят кодовые слова и выражения, типа "клоуны, дураки, перекрёсток трёх (у Макара - семи) дорог, ключ" и т д.
Как бы то ни было, всё это уместно и работает на пользу.
Из замечаний, разве что не понравился глагол "тухнут" по отношению к миражам.
Кажется, "гаснут" было бы уместнее, хотя я понимаю, что там "гаснет" в следующей строке и автор не хотел повторяться, но есть ещё и "меркнут, блекнут" и т д, в общем, выбор синонимов достаточно велик.
Но это мелочи.
В целом же мне "не хватило" (сам ненавижу это судейское выражение, но что делать :-), мне не хватило чего-от необычного, не ожидаемого, какого-то "прорыва за горизонт" ) или отрыва, если угодно, от накатанной дороги.

Четвёртое место -
Стихотворение №1

Диспансеризация на селе

Вот ехать бы и ехать
Сквозь майское тепло,
Как земский доктор Чехов,
В далёкое село.
Водитель балагурит, гремит на кочках "ВАЗ",
Небесные лазури плывут, лаская глаз,
Горчит зелёный ветер - палили сухостой.
Трястись моей "карете" ещё часок-другой.
Не будет помощь скорой - обычный профосмотр,
Где пьян любой четвёртый, но каждый первый бодр.
Там жёлтые пелёнки, рахит и гепатит,
Запущенное онко,  и "так ... душа болит!"
"В аптеку?! На какие?! И ехать хрен куда!"
"Ну... фитотерапия - ромашка, череда,
От грыжи - почки вербы, инфаркт - ложись помри..."
Какой тут двадцать первый?! Всё врут календари!
Не верится, что где-то - за пару сотен вёрст -
В стерильных кабинетах томографы, наркоз.
А впрочем, умирают там тоже день и ночь.
Я - врач, я - понимаю, но горько - не помочь...
Мне ехать бы да ехать
Вне времени и мест,
Вне суетного века...
Пока не надоест.

То же самое - крепко, хорошо написан стих.
Удачно подобран ритм, достоверно передана монотонность непрерывного движения, кажется, так и видишь, как бедный сельский доктор трясётся на старом жигулёнке по российским колдобинам, а вокруг бездорожье и разруха.
Едет и едет наш доктор, размышляя о бренности жизни и прочей философии )
Всё бы хорошо, но опять же - ничего нового для себя я не нашёл.
Обо всём этом говорено-переговорено, тем же Антон Палычем )

Третье место - Стихотворение №2

Катя               

Катя приходит к бывшей свекрови,
Варит ей суп-пюре из моркови,
Моет  полы, ругая коровой,
Выжившей из ума.
Та, демонстрируя свой характер,
Будто назло  не встаёт с кровати,
Да и не помнит старуха Катю,
Так как в мозгах туман.

Видно судьба у неё  такая -
Думает Катя,  тряпьё стирая;
Кличет свекровь то Витька, то Раю,
Просит найти кота…
Бабка чудит, а ей не до смеха -
Витька давно отсюда уехал
В Питер. Сперва говорил - до снега,
Так и остался там..

Катя   привыкла и не в обиде –
Да и на кой ей сдался тот Питер.
- Ложку за Раю,  ложку за Витю…
Что это на носу?
Ну, ты  хотя б не вертела рожей,
Если решила обедать лёжа…
И потихоньку ложка за ложкой
В бабку вливает суп

Знакомый стих.
Встречал его на БЛК, кажется.
И там он имел хорошие отзывы, как помнится.
Собственно, и я ничего дурного сказать не могу.
Всё на месте, всё при нём.
Хорошая работа.

На втором месте - Стихотворение №4

СМЕРТЬ

Умолкли птицы. Небо словно выше.
Звезда прожгла мерцанием простор.
Беззвучный вздох – полёт летучей мыши.
Затих дневной досужий разговор.
Повсюду тени. В бликах мостовая.
Незримо шевеление листа.
Мелодия вечернего трамвая
так непередаваемо проста –
но вдруг ушла, закончилась внезапно…
Остывший воздух дрогнул невзначай:
тупым стеклом по вечности царапнул
ночной мопед, стеная и стуча,
сжимая звуки в шорохи и звоны...
…И движется, смыкается, страшна,
из каждой щели, тонкой и бездонной,
бескрайняя, сплошная тишина.
Одно лишь сердце с болью и тревогой
наружу рвётся, зная наперёд,
что рядом, здесь, без света и дороги
землёю Смерть полночная плывёт –
её уснувшей тёмной половиной,
и выбирает время сладких снов.
Беспомощный, виновный ли, невинный,
и млад ли, стар – для Смерти всё равно.      
Застыв, стою. Она струится мимо,
касаясь мягко полами плаща.
...И до утра, до спазм, невыносимо
немеет ниже левого плеча.

Так же известный мне прежде стих, встречал его на конкурсах.
Честно говоря, долго выбирал между ним и предыдущим - что поставить на второе место, но выбрал его.
Не знаю почему, может просто по личным мотивам.
Видимо, близки мне переживания ЛГ.
Особо нечего тут сказать - отличный стих.
Правдивый, искренний, "цепляет", всё на уровне.
Из замечаний - Смерть с заглавной буквы.
Мне кажется, этот пафос излишним, смерть и так вызывает пиетет )
Впрочем, автору как всегда виднее.

И наконец, первое место в моём списке занимает - Стихотворение №5

Лабиринты. Постижение эволюции

                Грешного меня - простите, грешники,
                Подлого - простите подлецы!
                А. Галич
-Полузверь-

Теснота лабиринта. К ногам озверевшая жмётся чадь.
Только много ли - лёжа в крови - застаревший артроз даст?
Малыш, не прощай! Даже если придётся историю воплощать,
Несмотря на возраст.

А толпы вопят - пляши, дуралей, пляши!
Эй, на площадь его! Мир не видел подобных пугал!
Минотаврик рассыпал цветные карандаши
И забился в угол...

-Человек-

Стены-зеркала от изумления      
Креповую сдернули паршу.
За своё спитое поколение
У страны прощения прошу.

Свечка мрёт в огне самосожжения,
Скачет в пляске бликов бесовня.
И молчат мои же отражения,
Равнодушно глядя на меня.

-Бог-

Чадит светило вполнакала,
Слоняясь меж полей и рек.
Бредёт усталый имярек,
Не видя - зверь ли, человек -
Прощая всех, куда попало.

Полощет ветер невода.
Жаль, не попало никуда.

Почему первое место?

Потому что при всех прочих равных вводных, о которых я говорил - мастерстве, умении, бойкости и складности написанного, этот стих среди прочих представленных здесь и столь же достойных работ, показался мне чуть-чуть "позапредельнее" - я бы так выразился, возвращаясь к теме упомянутого вначале "прорыва за горизонт" )

Спасибо за внимание.

andrey martynov.