Пушкин. Параллели-28-О цензорах по штату и невольн

Кариатиды Сны
            
               

 
               " Философ сказал: " Я не думаю, чтобы неискренний человек
           был годен к чему-либо. Каким образом  может двигаться большая
         телега без перекладины для постромок или  малая телега без ярма?"

                Конфуций "Суждения и беседы"

       
 Мои  старые записи подходят к концу, а конца Пушкину не видно... Скорее бы   использовать всё и отложить в сторону до новых времён!  Буду  публиковать всё подряд  и подбирать стихи, те , что ещё не перепечатывала... От этого ничего хорошего не жду. Но сами по себе записи прекрасны и требуют , настоятельно требуют, чтобы я их для чего-нибудь использовала.

  Начнём с этой. Кажется, один читатель со мной был не согласен (а может, и не один!).
Мол, Пушкин  и не ангелом совсем был - много на то свидетельств современников. Писать, мол, (ТАК???) можно  и не будучи человеком совершенным...в мыслях и поступках...  И гений со злодейством  вполне уживаются... Но вот что пишет Гоголь:

          " Сочинения мои  так тесно связаны с духовным образованием меня самого
        и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее, сильное воспитание
       душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление
       моих новых сочинений."

А вот - Пушкин в "Послании цензору" в 1822 году. В этом стихотворении  он высоко поднимает планку (порядочности, образованности, независимости в суждениях, ответственности, гражданственности,  душевных качеств...) для тех, кто призван оценивать литературные труды, но не "людской бессмыслицы присяжный толкователь..."- то прозы глупой,  то глупых стихов...  Предполагается, что это цензор умной прозы  и умных стихов. То есть, говоря о необходимых качествах для цензора, поэт косвенно предполагает их наличие  у рецензируемого поэта (вернее,"цензурируемого" - с правом цензора править, удалять, советовать, настаивать,  запрещать или пускать в свет  и т.д.)

ПОСЛАНИЕ ЦЕНЗОРУ ( помещаю полностью с вклейками цитат, может, и не к месту, но я  предупреждала, что такое очень даже может быть...):


" Угрюмый сторож Муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.

                "Не надо  только учить. Надо помогать исследовать жизнь,
                открывать прекрасное в жизни  и идти с этим к людям. Надо
                страдать, когда торжествует зло, и тоже идти к людям.
                Иначе к чему всё?"
 
                (Евгений Винокуров и далее его, где не обозначено)
               
   
... Во-первых, искренно я признаюсь тебе,
Не редко о твоей жалею я судьбе:
Людской бессмыслицы присяжный толкователь,
Хвостова, Буниной единственный читатель,
Ты вечно разбирать обязан за грехи
То прозу глупую, то глупые стихи.
Российских авторов нелегкое встревожит:
Кто английской роман с французского преложит,
Тот оду сочинит, потея да кряхтя,
Другой трагедию напишет нам шутя —
До них нам дела нет; а ты читай, бесися,
Зевай, сто раз засни — а после подпишися.

; Так, цензор мученик; порой захочет он
Ум чтеньем освежить; Руссо, Вольтер, Бюфон,
Державин, Карамзин манят его желанье,
А должен посвятить бесплодное вниманье
На бредни новые какого-то враля,
Которому досуг петь рощи да поля,
Да связь утратя в них, ищи ее с начала,
Или вымарывай из тощего журнала
Насмешки грубые и площадную брань,
Учтивых остряков затейливую дань.


                " Сразу, с маху охватывать  самую суть , существо,
                самый нерв  - нужна честность. Поэзия - это служба
                непосредственности, это всегда выход на правду." (Е.В.)
 

... Но цензор гражданин, и сан его священный:
Он должен ум иметь прямой и просвещенный;
Он сердцем почитать привык алтарь и трон;
Но мнений не теснит и разум терпит он.
Блюститель тишины, приличия и нравов,
Не преступает сам начертанных уставов,
Закону преданный, отечество любя,
Принять ответственность умеет на себя;
Полезной Истине пути не заграждает,
Живой поэзии резвиться не мешает.
Он друг писателю, пред знатью не труслив,
Благоразумен, тверд, свободен, справедлив.

                " Не надо знать, какой должен быть положительный герой,
               надо знать, какой он есть в жизни. Не надо  никакого героя
               предлагать зрителю в качестве образца для подражания.
                На кого быть похожим? На себя.  Ни на кого другого ты
               всё равно не будешь похожим. Если ты посмотрел умный фильм,
               где радуются, горюют, любят, страдают, обманывают,обретают,
               себя живые люди, значит,  тебе предложили подумать о самом
               себе. Обязательно.
                В этом сила живого искреннего реалистического искусства."

                (В. Шукшин "Нравственность есть правда")
 

... А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами;
Не понимая нас, мараешь и дерешь;
Ты черным белое по прихоти зовешь;
Сатиру пасквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом, Куницына Маратом.
Решил, а там поди, хоть на тебя проси.
Скажи: не стыдно ли, что на святой Руси,
Благодаря тебя, не видим книг доселе?
И если говорить задумают о деле,
То, славу русскую и здравый ум любя,
Сам государь велит печатать без тебя.
Остались нам стихи: поэмы, триолеты,
Баллады, басенки, элегии, куплеты,
Досугов и любви невинные мечты,
Воображения минутные цветы."

                "... Достоевский приходит к мысли, что нельзя
                отдельного человека делать  судьёй и палачом
                другого.  Слишком зыбко  основание :  личное
                неприязненное отношение.  Создаётся страшный
                прецедент, открывается дорога к хаосу, т.е.,
                слепое низменное чувство (зависть, тщеславие,
                корысть )  цепляется за соображения высокого
                порядка." (Е.В.)

...О варвар! кто из нас, владельцев русской лиры,
Не проклинал твоей губительной секиры?
Докучным евнухом ты бродишь между Муз;
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Ни слог певца Пиров, столь чистый, благородный —
Ничто не трогает души твоей холодной.
На всё кидаешь ты косой, неверный взгляд.
Подозревая всё, во всем ты видишь яд.
Оставь, пожалуй, труд, ни мало не похвальный:
Парнас не монастырь и не гарем печальный.
И право никогда искусный коновал
Излишней пылкости Пегаса не лишал.

Чего боишься ты? поверь мне, чьи забавы —
Осмеивать Закон, правительство иль нравы,
Тот не подвергнется взысканью твоему;
Тот не знаком тебе, мы знаем почему —
И рукопись его, не погибая в Лете,
Без подписи твоей разгуливает в свете.
Барков шутливых од тебе не посылал,
Радищев, рабства враг, цензуры избежал,
И Пушкина стихи в печати не бывали;
Что нужды? их и так иные прочитали.
Но ты свое несешь, и в наш премудрый век
Едва ли Шаликов не вредный человек.

Зачем себя и нас терзаешь без причины?
Скажи, читал ли ты Наказ Екатерины?
Прочти, пойми его; увидишь ясно в нем
Свой долг, свои права, пойдешь иным путем.
В глазах монархии сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной,
Хоть в узкой голове придворного глупца
Кутейкин и Христос два равные лица.
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры
Их горделивые разоблачал кумиры;
Хемницер Истину с улыбкой говорил,
Наперсник Душеньки двусмысленно шутил,
Киприду иногда являл без покрывала —
И никому из них цензура не мешала.

                " Интеллигентный человек - это ответственное слово.
               Это так глубоко и серьёзно, что стоило бы почаще думать
               именно об ответственности за это слово.
                ...   явление это - интеллигентный человек - редкое.
               Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса,
               когда требуется - для созвучия - подпеть "могучему"басу
               сильного мира сего", горький разлад с самим собой из-за
               проклятого вопроса "Что есть правда?", гордость...
               И  - сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное.
               Если всё это в одном человеке - он интеллигент. Но и это
               не всё.
                Интеллигент знает, что интеллигентность - не самоцель."
                (Е.В.)

               
...Ты что-то хмуришься; признайся, в наши дни
С тобой не так легко б разделались они?
Кто ж в этом виноват? перед тобой зерцало:
Дней Александровых прекрасное начало.
Проведай, что в те дни произвела печать.
На поприще ума нельзя нам отступать.
Старинной глупости мы праведно стыдимся,
Ужели к тем годам мы снова обратимся,
Когда никто не смел Отечество назвать,
И в рабстве ползали и люди, и печать?
Нет, нет! оно прошло, губительное время,
Когда Невежества несла Россия бремя.
Где славный Карамзин снискал себе венец,
Там цензором уже не может быть глупец…
Исправься ж: будь умней и примирися с нами.

 «Всё правда, — скажешь ты, — не стану спорить с вами:
Но можно ль цензору по совести судить?
Я должен то того, то этого щадить.
Конечно, вам смешно — а я нередко плачу,
Читаю да крещусь, мараю на удачу —
На всё есть мода, вкус; бывало, на пример,
У нас в большой чести Бентам, Руссо, Вольтер,
А нынче и Милот попался в наши сети.
Я бедный человек; к тому ж жена и дети…»

 Жена и дети, друг, поверь — большое зло:
От них всё скверное у нас произошло.
Но делать нечего; так если невозможно
Тебе скорей домой убраться осторожно,
И службою своей ты нужен для царя,
Хоть умного себе возьми секретаря."

  -------------------------------

   Ну, и напоследок  сегодня - стихотворение из ранних.  Вроде  не про цензора... А, может, и про него! И не только.  О каждом, кто берётся судить других. О всех тех, кто поверх работы гения ставит свой штамп, не боясь  поставить и подпись. Как ещё один мой читатель, говорящий о  том, что Пушкин бесконечно устарел, и допускающий  непростительные ошибки в языке  Другой же литератор  пишет свои  варианты пушкинских сказок, сетуя на плохие сюжеты первоисточника. Но эти хотя бы читают, читали Пушкина. Многие же и не читали, и вообще не читают книг. Зачем читать, если ты  всё равно ничего  в них не понимаешь?  Легче  откреститься. Был у меня случай, обсуждала с группой семиклассников какое-то стихотворение классика. Так почти каждое слово приходилось растолковывать, к корням пробиваться. Не встречали они их  - ни на уроках литературы , ни в  устной речи , ни на молодёжных сайтах. И кто виноват?      Надеюсь, это временное явление...


ВОЗРОЖДЕНИЕ
               
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

     1819 год