Басни Эзопа и Эхо - фрагмент книги 2014 г

Эзоп Ковчега
Редакция 2014 г. старой книги от 2002 года,
опубликованной на портале "Сказки Мудрецов"

Эзоп - Северная мастерская Феано.



ПРЕДИСЛОВИЕ

СЕРИЯ
ГАЛАКТИЧЕСКИЙ  КОВЧЕГ
БАСНИ    ЭЗОПА  И   ЭХО...

© Феано 2014 г.
На обложке книги - Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Diego Velasquez, Aesop Общественное достояние

Кем  был...  Эзоп?
Сказать  ответ? Тогда  загадка... 
Исчезнет  тут  же,   и  не  станет  сердцу  сладко.
Не  будет  зреть  на  ветке  вкусный,  нежный  плод,
Что  лишь  тебе,  тебе...  Эзоп...  как  в  море  плот.

И мне он  тоже послужил волшебным плотом, ковчегом в море информационного цунами… С тех самых пор… люблю я мир!



САМОЕ  ЛЮБИМОЕ



Люблю басни, и сказки, притчи и легенды!  Люблю читать, сочинять и пересказывать в стихах древние премудрые истории…
У каждого из нас есть самое любимое,  будь то место, время или вкусное блюдо, одежда или мелодия…   будь то занятие или общение, дело или безделие… Обычно мы оставляем самое любимое на десерт, чтобы полакомиться им после суеты необходимых забот и всякой всячины, отвлекающей от самого, самого важного.  Обычно мы впрягаемся в будни, как тягловая лошадь, и на время забываем о празднике жизни, «который всегда с тобой».
Эта обычность становится свинцовыми гирями на душе. Но так бывает не всегда.  Наша волшебная мечта сама настигает нас и начинает диктовать  свои желания во весь голос, перебивая хлипкие доводы рассудка и смеясь над неуклюжими попытками отделаться от её сказочного вымысла и нереальности.  Мы часто упорствуем. Самое любимое,  любя,  наказывает нас за это болезнями и проблемами, хаосом «неизбежных» дел, которые, на самом-то деле, антиподы мечты, - нелюбимые или  даже лишние в жизни.  Тогда человек, грустно вздохнув, начинает оправдываться перед самим собой:  такова, дескать, судьба, таковы трудные обстоятельства,  я не могу перепрыгнуть через пропасть, отделяющую меня от моей возлюбленной мечты, я не могу справиться с ситуацией и не могу подвести людей, ожидающих от меня привычного. 
Самое глупое «оправдание» звучит о настигающей нас старости и неизбежности конца.  О, как же ошибается этот человек, предавший самое любимое, свою нежную мечту забвению, а душу  унынию.  Как же он горько будет разочарован, когда узнает о том, что… Нет уж, я не стану рассказывать об этом, ведь вы мне, сказочнице, наверное, не верите?  Вы сами узнаете, что будет потом! Итак, вы ждёте, что я назову моё самое любимое по имени? При этом сознайтесь,  вам  гораздо важнее вспомнить своё любимое.  Я не ошиблась? Вот, с этого и следует начинать свой день, буквально каждый день на земле! 
Вспоминайте самое любимое с самого раннего утра ежедневно.  Ведь то, что вы сегодня не успели сделать, невозможно будет сделать завтра. Разве это откровение для вас?  Разве вы не знаете, что промедление бывает смерти подобно, особенно, когда речь идёт о самых, самых важных и любимых мгновениях жизни  вашей…  Вашей Возлюбленной - жизни сердца. 
Господи, помоги вам и помоги мне найти слова для того, чтобы точнее выразить самим себе самое драгоценное -  цель жизни нашей, уникальной у каждого, неповторимой каждым своим мгновением и  поворотами судьбы...
Всё-таки, я выскажусь конкретнее, чтобы не разочаровывать вас.   
Моё самое любимое – фантазия волшебной мысли! Люблю формировать гармонию звуков и образов, сочинять интересные стихи, писать сказки, озвучивать древние премудрости по-новому, самое любимое  место - то, где мне хорошо, а хорошо везде, если занята любимым делом. Моё самое любимое время - когда я летаю на крыльях  Вдохновения, моё любимое лакомство манговое мороженое, а любимые  вещицы – мамины,  любимое дело – строительство сайта «Семь Морей», а безделие – прогулки по лесу вдоль лазурного моря…  под шелест набегающей волны. 
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы вы наконец-то перечислили сами себе ваши любимые дела и всегда вспоминали о них по утрам.  Конечно… конечно же, я уверена, мечты воплощаются, сказки сбываются,
труды вознаграждаются,
а любовь…
всегда рядом и внутри нас,
как чудо,
стоит лишь называть вещи –
своими именами
и не забывать
своё самое любимое
никогда.



Итак,  басни Эзопа... и эхо Эзопа

Мир тысячи лет с благодарностью хранит имя легендарного автора басен, которые принято называть эзоповыми! Однако же, под древним именем сокрыта замечательная загадка для думающего читателя, интересующегося эзотерическим опытом, опытом мудрецов, и размышляющего о цели жизни человека на Земле. И самое интересное то, что, разгадав одну загадку, вы тотчас увидите скрывавшуюся за ней - другую, а за той ещё более дальнюю, манящую и интригующую на раскрытие её тайны… Таковы древние тексты, несущие послание сквозь века, тысячелетия… мыслящим наследникам рода человеческого.  Таковы и басни Эзопа, иносказательное послание в вечность, кажущееся порою простым, порою развлекательным, это обучающее пособие для развития наблюдательности в уме, склонном к философскому размышлению. Стихотворный  вариант  басен вполне можно  назвать ритмической  прозой. За такую поэтико-переводческую работу не раз принимались и знаменитые, и неизвестные авторы, получая настоящее вознаграждение за неё – сотворчество с Автором Первоистока. Переложение басен Эзопа в новую форму соответствует текстам  основного  Эзоповского  сборника,  и новые вариации басен античных авторов сохраняют смысловую идентичность  тем переводам, что сделаны были с древних текстов Л.Н. Толстым,  И.А. Крыловым, А.П. Сумароковым, М.Л. Гаспаровым и другими замечательными авторами.  Жизнеописание  Эзопа  в стихах, возможно, не единственное в литературе, но мне подобное не встречалось.  Авторами этой сказочной истории, эзотерической легенды - биографии Эзопа, являлись многие философы и литераторы древности: Гераклит Понтийский, Пифагор, Аристофан, Алексид, Лисипп… В части первой настоящей книги звучит ритмичное эхо – эзоповские басни из основного и других сборников басен Эзопа, во  второй  части – басни античных авторов и эхо, а также исследование некоторых басен; в части третьей – новые эхо басни; в части  четвёртой -  избранные  притчи  и  басни  суфийских  Авторов - переработанные по книгам суфийского шейха Идриса  Шаха.   



Полный перечень и стихотворные переводы древних сказок, притч  и произведений  суфийских  Авторов  можно найти в  библиотеке  Волшебного острова Эхо на Семи Морях и в авторской мастерской на Стихи.Ру - Сказки Суфиев.  А новые басни –  в мастерской Эзоп на Стихи.Ру.


Мне  говорят:  -  Оригинал  же  не  читала!
Так  что  берешься  повторять Эзопа  ты?
Я  улыбнусь  в  ответ: - Зато  его  слыхала!
Оригинал слыхала  чудной  красоты.

Мой  слог  не  лучше  всех  иных,  зато  он  прост.
Пусть это  проза  с  ритмом,  пусть  я  не поэт,
Зато Эзопу  отраженье  - в  полный  рост,
И  возрождаю   мудрость  эхом  звучных  лет.




Эзоп - полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).




Иногда возникает вопрос, а хорошо ли то, что авторы повторяют сюжеты других известных или неизвестных авторов?  Переводы старых текстов, басен в стихи давно стали традиционными, и не со времён Лафонтена, но гораздо раньше, так каждый новый почитатель в состоянии и вправе  испытать своё мастерство, умение. Не секрет, что даже самые выдающиеся авторы пересказывали чужие авторские сюжеты с успехом, ничуть не сомневаясь в правомерности такого эхо.     К примеру, пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о рыбаке и его жене» братьев Гримм роднит очевидное сходство действующих лиц, сюжета, его развития, многих деталей повествования. Оба рыбака возвращают морю свою необычную  добычу, и  каждое новое желание их жён море встречает с возрастающим волнением, возмущаясь под конец  штормом. Откуда же братья Гримм позаимствовали сюжет?  Сказка записана ими на диалекте Передней Померании, по мотивам сказки Филиппа Отто Рунге, а тот позаимствовал сюжет в древнем мифе. Но разве не волшебное действие оказывает эта  старая  сказка, именно в новом, пушкинском звучании, на читателя?  Вечные сюжеты, как неиссякаемые волны моря, каждый раз несут на берег земной свою силу и природную красоту  по-разному!



Седою  сказка  не  бывает
И  устаревшею  для мира
Она  не  может  стать -  дар   пира,
Где безвременье  свет  рождает!


Что  зёрнышко  восходит  в  темноте
Известно  нам,  и    знают  это все,
Однако   же,  о  солнышке  поют... Но  где  оно   нашло  себе  приют?
В  бескрайней  черноте  Вселенной  звёзды сияют,  как  неведомые  гнёзда...
Что  в  недрах  созревает,  неспроста?
Ужели...  в  сердце  солнца...   темнота?




УЧИТЕЛЮ



Живой  калейдоскоп  в оттенках  света,
Играющий  узором  редких  форм,
Взрывающий  все  табу  строгих  норм,
Рождает  мёд  фантазии  поэта!
Каким  прекрасным  спектром  описать
Иных  миров  звучанье  и  свеченье,
Являющих  своё  златосеченье!
Какою  рифмой  строгой  окрылять?

Невольницей  неведомых  рассветов
Вплываю  в  вихре  вальса  в  Океан, -
Поющий,  излучающий  орган,
В  мерцанье  различая  пульс  ответов...




ВО  ВСЕ   ВЕКА



Во  все  века... 
Любили  люди  сказки,  басни...
Читать,  придумывать.  Как  будто корешки
Из  тьмы  земной на  божий  свет  дают  вершки,
Из  бездны  времени  выуживая  счастье,
Как  клад  бесценного  сокровища  ума.
Так  ум нам  дан,  как  рыбаку  даются  снасти...
Рыбак,  и невод, и улов – в  одной  мы  власти:

Желанья  знать,  зачем  земная  жизнь  дана!

И  не  воспользоваться  снастью -  неумно.
Не  станешь  рыбу  ты   руками-то  ловить.
А  голодать  уму,  что  диким  зверем  жить.
Вот  мудрецы...  сбирают  басни  на  гумно!
Иди  в  амбар,  как  муравей,  что  за  зерном
Пришёл  однажды,  и,  не  в  силах  осознать
Всё  изобилие,   хоть  зёрнышко  забрать
Решил,  сказав,  что  возвратится  он  потом...





БАСНИ    ЭЗОПА



Зачем  же  баснями  Эзоп  нас  поучает?
В  них мудрость юная,  которой  тысячи  лет...
С  алмазных  граней  ста  сюжетов  льётся  свет.
Какую  радость встреча с  басней  предвещает?

Итак,  Эзоп! 
Его  лишь  имя  нам  известно.
На  самом  деле,  был  он  выдуман  затем,
Чтобы  доходчивей  коснуться  главных  тем.
Игра  в  учении  -  воистину  чудесна!

Народ  на  сказках  мудрых  учится  давно.
Подобно  молнии  способны  те  светить,
И  подсказать,  и  удивить,  и…  напоить!
При  этом  учат  и  красиво  и  умно.

Итак,  Эзоп!  Мы  полагаем,  что  Эзопа
Придумал  мудрый  Пифагор. А  уж затем
Ученики  вложили  в   басни  сотни  тем.
С  тех  пор  пошли...  соревнования  урока.

На  первый  взгляд  уроки  басен - для  детей.
А  на  второй,  коль  время  есть  и  для  второго,
Уроки  трудные  пути  ума  земного.
Эзоп  -  мудрец,  живущий в  каждом  из  людей!

Он  был  немым  в  любом  из  нас…  и  лишь  потом
Обрёл он речь,  когда  в  работе  утомился,
И,  с нимфой  встретившись прекрасною,  сдружился,
И  в  сон  волшебный  был  внезапно погружён...

Что удивляться,  коль  Эзоп  был  некрасив.
Он  «землю  вспахивал»  ничтожнейшим  рабом,
Ведь  ум  растёт,  как  подобает,  лишь  трудом.
Однажды  чудо  пробудило   в  нём  прилив...

И  он,  представьте,  сам  с  собой  заговорил!
Да  вспомнил  нимфу,  что  красою  обожгла.
Она  виновницею  чуда  и  была...
А  он  молитву  благодарности  вкусил.

Возможно,  в  книгу  Гиерокл  записал
Все  биографию  Эзопа?  Для  того,
Чтоб  мы  задумались  над  нею  глубоко.
А  между  строчек...  наставления  он  дал?

Быть  может,  время  подойдёт,  и  в  третий  раз
Взглянуть  захочется  вам  в  сказку  -  радость  глаз...
Попримеряйте  на  себя  ума  одежды!
Порассмотрите, чем  являются  надежды...

Да  нет,  напрасны  те  мечтанья...  Где ж  у  нас
Найдётся  время,  если  занят  каждый  час?
На  этих  баснях наставлялись  мудрецы
Во  всех  веках!
В  них все  начала,  все  концы.

У  мудрецов  всегда  в  запасе  время  есть,
Хотя  всех  басен  всех  времён  не  перечесть.
На  старых  баснях  и  суфийское  ученье
Взошло  когда-то,  и  возникли  изреченья...

Из  рек  речения,  из  рек  земных  времён
Всходили  мудрости  ростки,  в  них  мир  рождён!
Руми,  Аттар,  и  Пифагор,  и  Тот  Гермес!
А  если  глубже  заглянуть  -  вот  мир  чудес!

В  нарядах красочных  сюжетов  есть...  орех.
Он  в  каждой  басенке  за  внешнею  обёрткой
Укрыт  надёжно,  ограждённый  твердой  коркой.
Скорлупка  вкусный  плод  хранит! 
Но...  не  для  всех.
А  коль  пустой  орех -  кори  тогда  себя. 
Не  говори  же,  что  бесплодная  Земля!




ЭХО    ЭЗОПА

Неудивительно  читать  мне  в  Маснави,
Что  рождено когда-то было на  фарси,
Сюжеты  басен,  что  Эзоповыми  были,
Что  Пифагоровыми  в  плаванье  отплыли...
А  реки  водною  природою  сильны,
И  все  ручьи,  и  все  дожди:  - то  путь воды.
Моря  вмещают  воды  разные  всех   рек.
Пусть  удивляется,  коль  хочет,  человек...

А,  коль  не  хочет,  пусть  отыщет  те  значенья,
Что, как  круги  на  глади  вод,  дают  реченья.
Реченья  мудрые  вовек  не  иссякают,
А  в каждом  искреннем таланте  оживают!
Ну как,  скажите,  о  любви  не  говорить!
И  как  при  этом  слов  любви  не  повторить?
Вот  точно  так  же  и  сюжеты  сказок  мудрых
Из  века  в  век  живут  и  зреют  в думах  трудных...

Но  Океанова    любовь  не  знает  слов,
А  лишь  значение  всего,  что  есть  Любовь.
Неудивительно  читать  мне  у  Руми
Сюжеты  сказок,  что  озвучил  Санайи.

Но  что  сказать  нам  о  Крылове,  о  Толстом,
Кто повторял сюжет  искрящимся умом!
И  Идрис  Шах  не  всех  по имени назвал,
Когда  речения  времён  передавал.
У  Соломона  в  притчах  -  эхо  сказок  древних,
Что  из  Египта  привезли  для  благоверных.
Не  зря  изрёк  мудрец:  -   «Вернётся  всё  опять»,
Чтоб  новой  амфоры  границы  наполнять.

«И на  круги  своя,  воротится  всё  то,
Что  будет  жить»,  покуда  Эхо  нам  дано.
Покуда  горные  вершины и  ущелья
Своей  твердыней  отражают  грех  сомненья.
Доколе  лес  высокий  эхом  нам  вторит,
Живёт и  рифма, возрождается  пиит.
Неудивительно,  что  суфии  любили
Царя  времён,  и  Пифагора  оценили.



Эзопов язык загадочен, хотя и кажется простодушным, очевидным для ума. Но иносказательные намёки простых сюжетов могут увести наблюдателя так далеко по тропочкам размышлений, что он с удивлением обнаружит себя вовлечённым в потайные беседы ума современного с самим собой  древним – вечным Эзопом. Кто же такой, на самом деле, древний Эзоп,  а  бог  Зевс, а  богиня Афина? А кого изображает баснописец под образами тех или иных животных? Как черты характера людей проявляются  и взаимодействуют между собой, раскрываясь благодаря басенным сюжетам? Символическое значение каждого животного играет в басне заглавную роль.   Конечно, под масками животных или богов читатель разглядит образы человека, а где-то черты своего характера, особенности чувств. Приглашаю вас поразмышлять не только над очевидным в сюжетах басен, но и над вторым, третьим смыслами, открывающимися внимательному взгляду. Важно попробовать уйти от спешки при чтении и настроиться на то, что преодолело временность и суету, на то, что вечно. Мораль у басен пусть же ум поищет сам, ибо каждому открывается свой уникальный мир восприятия мудрости времён.
 



ЧАСТЬ   1



ДВЕ  ДОРОГИ


Хранят Эзоповы слова
столетий воды…
 
Когда-то  волею  Зевеса
Прометей
дороги  людям указал
в  потоках  дней.
Их  было  две:
дорога  Рабства,
путь  Свободы.
 
Свободы  путь
вначале  узкий  и  крутой,
шипами  полный
и  опасностей,  к  концу
он  станет  плавным,
подходящим  мудрецу,
плодоносящим
от  ручьев  воды  Живой..
 
А  Рабства  путь
в истоке  ровный
и  приятный,
в  цветах  и  полный
наслаждений,  но  потом,
к  исходу,  узкий
и со  множеством  препон,
со  страхом  смерти неотступной, безвозвратной.




ЛИСИЦА  И  ВИНОГРАД


Лиса,  гуляя  виноградником,  узрела
Гроздь  виноградную,  что  в  солнышке  блестела.
Но,  коль  добраться  не  смогла,  сказала  так:
- Зачем  незрелые  плоды  желать?  Пустяк...




КОШКА  И  ПЕТУХ


Поймала  кошка  петуха,  да  захотела
Под  благовидным  всё ж  предлогом  съесть  его.
Вот  обвиняет:
 - Что  орёшь,  когда  темно!
А  он  в  ответ: 
-  Да я   бужу  людей  для  дела!
Она  опять: 
- Ты  нечестивец,  кроешь  мать,
Сестёр  своих!
А  он  на  это:
- Польза  есть
Моим  хозяевам -  яиц  уже  не  счесть!
И  без  меня  могли  бы  просто  голодать.

А  кошка,  сильно  рассердившись,  изрекла:
- Неужто  думаешь,  коль  скажешь  отговорки,
То  я  не  съем  тебя?  - Прикрыла  глазки–створки,
Да  в  тот  же  миг и  растерзала  петуха.




БЕСХВОСТАЯ  ЛИСИЦА


Лисе  в  какой-то  западне  отгрызли  хвост.
С  таким  позором  жить  немыслимо,  нельзя.
Она  решила  моду  сделать  «под  себя»,
И  собрала  своих  собратьев.  Вставши  в  рост,
Им  говорит: 
-  Хвосты  бы  надо  обрубить.
Они  мешают, некрасивы,  тяжелы! -
Но  лишь  одна  ей  возразила  из  толпы:
- Быть  может,  ты  своё  увечье  хочешь  скрыть!

Эхо

Лишилась лисонька пушистого хвоста…
Судьба наказывает, видно, неспроста.
Как дальше жить? Лисичка выдумала моду!
Теперь бесхвостые хранят её породу.




Осел, лисица и лев



Осел  с  лисицей  подружились,  но  лиса
Хитра  и в дружбе. Такова ее краса.
Однажды  лев  навстречу  им...  что  делать  было?
Лиса  к  нему: 
-  Ослом  полакомиться  мило!
Меня  не  тронь, а   уж осла  я  подведу!

Лев  согласился...  но  обоим  на  беду.
Когда  лисица  подвела  к нему  осла,
Обоих  съел: 
-  Мне  лисья  дружба  помогла.






Лев, осел и лисица


Эхо басни Эзопа с  пересказа  Л.Толстого


Однажды  лев,  осел,  лисица...  на  охоту
Пошли  втроем,  да  наловили  много  дичи.
И  лев  велел  ослу  делить улов  добычи.
Три  части  равные  тот  сделал, 
без  заботы
Сказав: 

- Прошу  вас,  угощайтесь!
 

Тотчас  лев
Его  задрал,  затем  лисице  повелел
Делить  добычу.  И  тогда  повеселел:
Та  собрала  большую  кучу,  оробев.

Себе  лишь  чуточку  оставила.  А  он
Ей  говорит:
 
- Какая  умница!  А  кто
Учил  делить  тебя?   
Она  в  ответ:
 - А  что
С  ослом  случилось? 
Недостаточно  учен...


...

Перечень всех басен книги в оглавлении - http://stihi.ru/2019/11/27/2994

электронная версия книги -
http://online.pubhtml5.com/tqtb/tqrg/

Жизнеописание Эзопа -
http://www.stihi.ru/2011/02/19/5880 и
электронная версия книги

http://online.pubhtml5.com/ucdb/divb
(открывается в полный экран с помощью Меню - троеточие)