5. Уроки мираса

Титана Светлая Татьяна Седанкина
В Марокко я впервые столкнулась с изучением исламского наследственного права (мирас), причем сразу на арабском языке. На первом уроке я сидела в полном непонимании происходящего, так как из всего услышанного знала только цифры, которые устаз писал на доске, а так же название родственников: дядь, теть, сестер, братьев, жен, мужей и их детей.

Вспоминались уроки арабского в Казани, когда моя первая любимая учительница – Айгуль убеждала нас в важности запоминания названий родственных связей, в которых и по-русски разобраться очень сложно.

И теперь здесь в Марокко, сидя на уроке, я вспоминала слова, выученные три года назад, и совсем не понимала, для чего устаз Абдулла Суфьяни то и дело называет эти термины и пишет на доске какие-то цифры.

Спасибо нашему дорогому руководителю группы Рамилю-хазрату, который каждый вечер пытался разъяснить нам то, что преподавал устаз в университете, а так же забежать немного вперед, чтобы мы имели хоть какое-нибудь представление, о чем пойдет речь на предстоящих уроках мираса.

О наших занятиях, которые проходили каждый вечер после совместных ужинов, на которых собирался весь джамаат, да и самих ужинах хочется рассказать отдельно, ин ша Алла! А пока вернемся к мирасу.

Устаз Абдулла Суфьяни – наимилейший марокканец с сияющим голливудской улыбкой лицом, влюбленный в свой предмет настолько, что его зашкаливающие эмоции то и дело вулканом взрываются в виде восторженных криков-возгласов, а сияющие глаза не дают возможности оторвать от него взгляда. От громкости происходящего, эхо, врывающееся в класс, словно смеясь над нами, не дает расслышать даже знакомые понятные слова. И в это время лишь одна мысль успокаивает меня: обучение происходит на уровне подсознания, ин ша Алла…

Устаз Суфьяни – настоящий профессионал своего дела. Перед началом занятий он подарил всем нам свою книгу, по которой проходят обучение в университете Карауин марокканские студенты, а так же сборник собранных им средневековых стихов на тему наследственного права. Он уверял, что изучение этих книг поможем нам стать первоклассными специалистами по мирасу - шариатскому наследственному праву, а попросту, по разделу наследства.

Прищуриваясь на оба глаза, очень громко и весело, устаз Суфьяни объявлял, что тот или иной студент из нашей группы маут – «покойник», у которого остались например жена и брат (для большей ясности их он тоже выбирал из студентов нашей группы).
– Кому что достанется при разделе? – вопрошал устаз, продолжая:
– В Коране есть ответы на все вопросы.
И в подтверждении своих слов он цитировал аяты Корана, которые доносились до соседнего класса, где проходили занятия второй группы наших студентов.

Потом мы что-то делили, умножали, складывали, приводили к общему знаменателю, выщитывая точные доли каждого из оставшихся наследников. Признаюсь, для меня это оказалось не самым приятным занятием не только потому, что я не очень дружу с математикой, но и потому, что сама тема раздела наследства и «маутов» как-то не по душе. Конечно необходимо, чтобы был знающий человек в этой области, но надеюсь им точно буду не я.

Устаз Суфьяни так же задорно продолжал свой урок, и казалось, что каждый новый пример, веселил его все больше и больше. Наши мальчики, так же поддавшись этому «радостному действу», были очень активны и заинтересованы. Они выходили к доске, что-то считали, спорили и считали снова… Мне же оставалось только наблюдать. Да уж… наука мирас точно не для меня… Но энтузиазм преподавателей Карауина потрясает.

Продолжение: Что важнее// http://www.stihi.ru/2014/09/04/262