О вопросах цивилизационного развития

Шолохов Виталий
 
Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин, который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам — то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами»[*], в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.
* Сорокин П. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Сравнительное изучение цивилизаций   
П. Сорокин: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ЕЕ КРИТИКА
Цитаты Каждая из больших культурных систем и суперсистем зиждется на какой-то основной предпосылке, получившей выражение в философском принципе, прасимволе или конечной ценности, который цивилизация порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих основных компонентах или подсистемах. Поэтому каждая из крупных культурных единиц упорядочена в логическом или эстетическом плане, а составляющие ее части и компоненты дополняют друг друга.
Каждая из этих крупных суперсистем после завершения своего формирования (опредмечивания и создания социальных институтов) становится причинно-смысловым единством. Если бы ее существенные компоненты не были бы объединены причинной взаимозависимостью, они представляли бы собой конгломераты и большие скопления, а не целостные общности.
Структура  цивилизации по П.Сорокину
Цитаты Каждая из культурных суперсистем сохраняет свою самобытность, свою самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах. Перемены совершаются при поддержании единства всех существенных частей-ценностей, имеют имманентный характер, определяются внутренними закономерностями, а внешние воздействия ускоряют или же замедляют, облегчают или затрудняют развертывание внутреннего потенциала системы, иногда приводя к ее уничтожению, но вряд ли когда-либо способствуя ее трансформации во что-то принципиально отличное от присущего им типа. В ходе взаимодействия культурная система осуществляет отбор через принятие близких по духу и устранение неблагоприятных элементов.
Типы цивилизаций по идее П.Сорокина
«Предыстория человечества кончилась, когда люди сделали переход от охоты и собирательства к сельскохозяйственной общине и, в конечном счете, к городам и цивилизации.» (Spielvogel) Труд оказался родовым признаком первой цивилизации. Создание продуктов (орудий охоты и приготовления еды) был вторым признаком, настолько важным, что это изменило образ жизни людей и оказалось фундаментом второго типа цивилизаций. Третья цивилизация есть использование природных ресурсов – земли для скотоводства и сельскохозяйственной деятельности людей. Энергия ветра и воды создали четвертый тип цивилизации. Инфраструктура, то есть каналы и дороги положили начало пятой цивилизации. Шестая цивилизация основана на использовании информации. Будущая седьмая цивилизация будет интегральной. Она объединит все ценности для создания комфортных условий жизни людей на Земле и в Космосе.
В своем исследовании CIVILIZATIONAL SCIENCE: THE EVOLUTION OF A NEW FIELD  Vladimir Alalykin-Izvekov, Ph.D. выдвинул перспективную идею случайной последовательности фаз развития цивилизаций.
Сегодня общепринятая классификация цивилизаций отсутствует.
Основания для создания классификации
Хотя ценности дают логически правдоподобную базу для определения цивилизаций, однако человеческое общество настолько сложная система, что требуются и другие основания для создания классификации цивилизаций. В предлагаемой нами классификации цивилизаций за основу приняты физические переменные.
Ценности: труд, продукт, ресурсы, энергия, инфраструктура, информация .
Действительно, перечисленные ценности имеют размерность физических величин, которые в совокупности образуют размерность функции физической энтропии. Но каждая цивилизация есть организация, которая образуется идеями и институтами, главными из которых являются государства и их цели.
Второе основание – распределение или обмен.
Третье основание – величина производительности труда. Величина производительности труда определяет типы общественно экономических формаций по К.Марксу.
Рациональные мотивы поведения
Коллективистские цивилизации используют рациональные мотивы поведения. Цель такого  типа общества  оценивается полезностью. Функция полезности  есть функция денег. Потребности людей удовлетворяются на минимальном прожиточном уровне.  Производство планируется. Расходы подчиняются балансовым уравнениям.  Сам труд рассмаривается как продукт. Уравниловка.
Теория перспективы
Функция ценности определяется как отклонение от первоначальной величины ценности. Такой тип  оценки ценности выражает потребности человека. Таким образом, чем меньше абсолютная величина ценности,  тем больше потребности человека в этой ценности. Именно на таких оценках ценностей построен свободный рынок. Теория обмена Аристотеля показывает, что рыночный обмен всегда происходит в пользу того, кто имеет меньшие потребности. В результате имеет место объективный закон нарастания богатства. Мотивы поведения людей в таком обществе иррациональны. Само общество есть общества самоорганизующихся индивидуалистов.
Вопросы управления в обществе
Как правильно показал П.Сорокин, на макроуровне, цивилизация  в лице государственных институтов осуществляет управление  всеми своими ценностями , применяя рациональный тип управления. Применение именно такого типа управления определяется насущностью и срочностью решения текущих задач управления обществом и обеспечения его безопасности.
Общество как организационная система
Общество представляет собой сложную систему, управление которой подчиняется специфическим законам управления, которые изучаются кибернетикой и синергетикой. Сложность управляемого объекта-системы зависит от количества переменных, с помощью которой может быть описан объект управления.
Устойчивость цивилизаций
Теорией управления установлен закон, по которому управление становится неустойчивым, если число управляемых переменных превосходит число 3.
Объект управления достигает равновесного состояние на совокупности ограничений.
Цивилизация есть сложный объект управления, который для обеспечения своей устойчивости должен подчиняться всем законам управления вообще, и в частности, число его управляемых пременных не дожно превосходить число 3.
Первые три типа и Четвертый тип цивилизаций
Первые три типа цивилизаций развивались, не испытывая ограничения, связанного с устойчивостью управления государственной организацией.
Четвертый тип цивилизации связан с изобретением денег. Возникли рецедивы неустойчивости управления, которые потребовали введения ограничений на первые три ценности: труд, продукт и ресурс.
Возникли два вида цивилизаций для четвертого типа, определяемые формой организации экономики : плановым распределением или свободным рынком – «Запад – Восток»
Цивилизация пятого типа
Потребность в получении источников энергии создали цивилизацию пятого типа. Для этой цивилизации характерно полное отделение удовлетворения потребностей населения от забот государства, которое использовало население или как источник труда, который отчуждался насилием, или как источник денег, котрые изымались с помощью поборов-налогов.
Первоначальной формой носителей энергии были рабы, которые с  появлением и развитием науки и техники были заменены на такие источники энергии, как уголь, нефть, гидростанции, атомные электростанции.
В период существования пятой цивилизации еще одно основание стало существенным для классификации цивилизаций по видам – величина производительности труда. Исследование этого феномена было выполнено К.Марксом, но оно не продвинулось выше уровня пятого типа цивилизации.
Цивилизация шестого типа
Ценность, которая определила появление цивилизации шестого типа, - инфраструктура.
Инфраструктура : города; водопроводы и трубопроводы; дороги, в том числе использование рек и морей; транспорт, в том числе, самолеты; связь и сети связей, в том числе, через спутники; телефоны, радио, компьютеры.
Появление и развитие ценности «инфраструктура» привело к неустойчивости управления, так как теперь культура стала включать, кроме экономики, денег и энергии этот новый четвертый вид ценности.
Наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, идеология сосредоточилась на проблемах населения, а политика интегрировала их с деньгами, которые стали информацией.
Седьмая цивилизация
Глобализация привела человечество к единству, но сложность управления такой сверхсложной системой, как человечество, потребовала осуществить разбиения целого на «парции» - такие сферы управления, каждая из которых специализировалась бы на управлении одной ценностью: воспроизводство людей-труда, производство продуктов потребления, обеспечение ресурсами и овладение космосом, обеспечение всеми видами энергии, поддержание инфраструктуры, обеспечение деньгами и информацией.
Основная проблема: противостояние государственных систем распределения и свободного рынка. Это – проблема общечеловеческой морали, нормы которой должны стать обязательными нормативами седьмой цивилизации.
Общепризнанного решения задачи классификации цивилизаций до настоящего времени нет.
Виталий Шолохов  09.07.2014