Жанр - притча

Творческая Мастерская Алкоры
Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения  и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. У нее две существенные  особенности:

1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.

2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается  не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.

Возник жанр притчи на Востоке,  в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или  аллегориями. АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos - иной, agoreuo - говорю) - это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.  В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл - урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

 С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои.  Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще  в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.

ПРИТЧА - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются  два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, но редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха - самый главный, то, ради чего все написано или рассказано.

 В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Более подробно о басне мы с вами поговорим в другой статье.
 
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни "характера". Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это "человек вообще". Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог. Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча была рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам ("Притчи Соломоновы", "Евангельские притчи" и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к "высокому штилю". К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина "Сапожник" (1936):

«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не свыше сапога!"
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»

Современные литераторы  включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Иногда рифмованные притчи пишутся сами по себе, как отдельное поэтическое произведение в жанре «Притча» , но требования к ним все те же. Повторим их еще раз.
Жанровые признаки притчи:

1. Малый объем.

2. Форма сказа.

3. Кольцевая композиция (иногда).

4. Сюжет из обыденной жизни.

5. Иносказание в сюжете.

6. Отвлеченное понятие в  спрятанном во внешнем сюжете тема.

7. Нравоучение.

И все-таки, главный вывод, к которому мы приходим, изучая особенности данного жанра, это то, что  притча, и особенно - евангельская притча, это произведение, которое открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как например, в  стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Милостыня».

А теперь было бы полезно разобрать произведения, написанные в жанре рифмованной притчи. Я сделаю это  на примере конкурсных произведений пакета «Рифмованная притча», («Тематический конкурс МФ ВСМ, Председатель Жюри и организатор - Алмиханд, сентябрь 2014г)

Но об этом -  см. http://www.stihi.ru/2014/09/15/7126