Мне интересна его мистика, как логика небес

Сан-Торас
Полный текст в дневнике.
 
Вот хотел когда-то написать книгу о тайных смыслах поэзы.
Но, "литературные дамы" как коня на скаку  остановили, мотивируя тем, что такой труд заденет самолюбие читателя, делая из него дурака.
А был бы читатель умником, разве его самолюбие ущемляло бы раскрытие тайных смыслов?
Кто же лучше автора раскроет то, что осталось за кадром его текста?
Я был в культурном шоке тем фактом, что ваш шутейный литгерой посягнул ущипнуть самого Леонардо!
Потому что еще до того, как теория о таинственной улыбке Джоконды осветила  мысль, что перед нами улыбка самого Леонардо - я уже знал это,
ибо больше всех гениев и героев, живших на земле,  любил и ценил его.
Изучал  его волшебный карандаш,  каждый живописный мазок кисти,  все “Мадридские кодексы”, заглядывая  в закоулки его холста.
И… Мадонна сама открыла мне свою тайну и вместе с ней те тайны, которые никогда и никем не были озвучены!

И все же я благодарен за то, что меня удержали от пояснений скрытых смыслов!
Это  действительно  не нужно.
 Ведь читатель  как любой потребитель редко бывает благодарен,  он затевает игру “перетягивания каната”:
- Ну давай, показывай истины!
А я буду подлавливать тебя, изобличать, оспаривать!
- НЕТ!
"Милый читатель, мой критик слепой!,( А. Б.) Том 1.
Пусть мне останется, зарифмованная Пушкиным древняя китайская мудрость:
“ Хвалу и клевету приемли равнодушно”
 Втолковывать, убеждать, доказывать не буду.
Насильно не осчастливишь  ни человека, ни человечество.

“Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь!”
А я веду беседу с поэтом, моим добрым другом, о том, что нЕкогда открылось моему сердцу, тронуло и пронзило.
Хотите -  послушайте, а на нет - до свиданья.
Не надо суринамской пипой ехать на горбу моего труда и, поглощая его плоды,  попирать их своим неуважением.

Так, вот Палад, поскольку, глядящая на нас Джоконда - автопортрет самого Леонардо, пославшего тонкую улыбку  человечеству пять веков  разгадывающему его ученую шараду, то в этом ракурсе Ваша шутка прозвучала чудовищно.

В детстве я восхищался амбидекстрией Леонардо и  пытаясь овладеть мануальной асимметрией, учился писать одинаково ровно правой и левой рукой.
Это  в определенной степени  и явилось ключом к разгадке Моны Лизы.
Я не нашел подтверждений версии, что на портрете жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, этому нет документальных свидетельств.
Гораздо больше тайн раскрывает зеркальное письмо Леонардо, те чертежи, что он писал справа налево, переворачивая буквы в зеркальном изображении.
 
Чтобы прочитать написанное им, нужно мысленно перевернуть направление текста и горизонтально отражать буквы  либо перевернуть графический лист и читать на просвет с обратной стороны.
Так читается надпись на том его Туринском автопортрете.
Представьте, для материализации изобретенного им — танка, самолета, парашюта…  понадобилось 400 лет, а для воссоздания  настоящего облика  Леонардо - 500 - 5 веков прошло со времени написания Джоконды.
Для  просмотра отражения с обратной стороны  картины нужно было создать компьютер, позволяющий увидеть прозрачность холста любой плотности.
Зеркально перевернув автопортрет Леонардо и  сделав его полупрозрачным, изображение наложили на портрет Моны Лизы  и получилось полное совпадение зрачков туринского автопортрета Леонардо со зрачками Джоконды - все части лица и головы совпали с абсолютной точностью. Даже контуры бороды Леонардо  и декольте на платье Моны Лизы.

Он был великим художником и великим носителем знаний, рассыпанных во шкале вечности. Причастность к тайнам не позволяла ему открыто запечатлеть свои мысли.
Кроме того,  Леонардо жил во времена святой инквизиции,
которая заживо сожгла на кострах более пяти миллионов  женщин, называя их колдуньями, еретичками исчадиями сатаны.
Я убежден, что это ненависть продиктована тем, что церковь хотела от человека полного подчинения  всех его жизненных и материальных ресурсов себе, своему культу, во имя укрепления своего могущества и власти над ним.
Церковь культивировала монашество – отказ от семьи, ибо семья требует забот и средств, которые должны быть отданы ей.
Женщин сжигали, потому что можно заставить Авраама пожертвовать своим сыном, доказывая послушание Богу, но немыслимо предложить такое испытание Матери – этого даже Библия не посмела!
И хотя инквизиция порочила, клеймила и уничтожала женскую материнскую сущность, Леонардо был убежден, что душу нельзя считать просвещенной, если в ней не уживается  слияние двух начал  - «ЕЕ» и «ЕГО».
Мона Лиза - не мужчина, не женщина, она СОЕДИНЯЕТ противоположные свойства.
Это подтверждает не только ее облик, но и ее имя.
Оно является заимствованной из египетской мифологии анаграммой божественного слияния мужской и женской противоположности.
Амон - Бог сокрушительной сексуальной силы.
Лиза - его супруга - богиня плодородия
Сложившись,  эти имена проясняют смысл загадочной улыбки Моны Лизы.

Портрет написан маслом на тополиной доске.
Он основан на "золотых треугольниках" - частях правильного звёздчатого пятиугольника - и является одним из наивысших достижений в живописи.
Золотое сечение, по мнению Леонардо, показывает, что второстепенное отношение к женщине нарушает божественные пропорции природы - отсюда происходит нарушение равновесия общества, хаос.
Леонардо вынужден был вуалировать, шифровать свои мысли, ибо религия, объявив женщину грешницей и дьяволицей, жестоко преследовала несогласие с этим вердиктом.
Придерживаясь иных взглядов, Леонардо рисковал жизнью, поэтому использовал зеркальное письмо, шифры, анаграммы.

«Египетские анаграммы,
полярность, тайну двух начал
он скрыл за тополиной рамой
Джоконды  то, что понимал…»

В рисуночке "Витрувианский человек" всего 34,3 на 24,5 сантиметра, написанном металлическим карандашом чернилами и акварелью, Леонардо производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении.
Поэтому он дал этому делению название “золотое сечение”,  и оно до сих пор самое популярное.
Эивя в эпоху Возрождения он усилил интерес к золотому делению в связи с его применением в геометрии, в искусстве и особенно в архитектуре.
Он видел, что у художников большой эмпирический опыт, но мало знаний.
Итальянский математик Фибоначчи, живший в 13-м веке, известный, как Леонардо де Пиза, описал один из самых важных математических феноменов - последовательность, в которой следующее число получается в результате суммирования двух предыдущих.
1. 1+1=2.
2. 2+1=3.
3. 3+2=5 и т.д.

Число (PHI) (три целых четырнадцать сотых)  играет роль краеугольного камня в построении всего живого и неживого на земле.
Этому числу соответствуют пчелинные соты, спираль подсолнуха, воронка розы, и т.д.

В подсолнухе, в его спиралях
И в розах - тайны ремесла!
В пчелином улье, на скрижалях
Он находил полет числа!

Ибо за кажущейся импровизацией природы скрывается устойчивый порядок, который подтверждает замысел Творца.
«Порядок» в моем понимании составляет определение красоты.
Саму Красоту  воспринимаю как гармонию - созвучное соотношение противоположного.
Созвучие приводит к умиротворению и доставляет человеку наслаждение.
Уродством, считаю все, что нарушает закон гармонии.
Все,  что ломает равновесие,  ибо это приводит к дискомфорту.
Уродство - это хаос, вселяющий в душу тревогу и неуверенность  ( война).
Думаю, Джоконда неудержимо привлекает внимание человечества, потому что среди достоинств золотой пропорции  Леонардо не преминул назвать и ее "божественную суть".
В самом замысле этой картины заложена идея высшей справедливости.
Это есть путь к равновесию мужского и женского начала, как гармония и умиротворенность, та красота  в которой Достоевский видел спасение мира.
Сан-Торас   18.09.2014 19:20 

*

Думаю, что искусство - это попытка  отрыть, показать, воспроизвести красоту.
Искусство доставляет наслаждение, потому что пробуждает чувство прекрасного, как осознание божественной пропорции в гармонии мира
Леонардо всегда возил Джоконду с собой, утверждая, что не может расстаться с ней.

Хотел бы открыть еще одну тему, в которой гений Леонардо обнялся с гением Пушкина .
Я бы назвал эту тему КРЕСТЬЯНКА И КРЕПОСТНИЦА.
Ибо считаю,  что ЛЕОНАРДО и ПУШКИН своим примером  дали ответ на все века всем классовым демагогам, сеющим распри между людьми.
 Леонардо –  непревзойденный гений, был незаконнорожденным сыном простой крестьянки.
А Пушкин – высокородный дворянин, один из самых просвещенных людей своего времени, любил крепостную крестьянку, нередко предпочитая общество неграмотной старушки  блестящим светским балам.
Она была носительницей  устных славянских ведических традиций,  и он черпал из народной сокровищницы ее культуры свои волшебные сказки.
 Гений Пушкина и Леонардо показали миру, что классовое превосходство, так же как классовая ущемленность, -   мещанские выдумки и повод к распрям!

В твоей провинции, Италия,
Как в разных точках на земле,
Крестьянка в стоптанных сандалиях
Дитя пригрела в подоле.

Не грех такое дело нынче.
Но выпал козырь — бита карта!
И мальчик c именем да Винчи
Стал Леонардо, Леонардо!

Увязли думы поколений
В рутинах Ветхого Завета,
А он - трансцендентальный гений -
Воистину искал ответы!

Искал гармонию пропорций
В священных цифрах Фибоначчи,
Сквозь хаос мировых эмоций
И не иначе, не иначе!

Он строил в круге и квадрате
Витрувианскую фигуру —
Венец Творца,  твои объятья,
Божественная квадратура!

По белым клавишам и черным -
До ре соль ми - фа ми ре до - 
Искал он в хаосе аккордов
Созвучие — "Ее, Его"…

Искал в подсолнечных спиралях,
И в розах  тайны ремесла,
В пчелиных сотах, на скрижалях
Он находил полет числа!

Египетские анаграммы,
Полярность - тайну двух начал -
Он скрыл за тополиной рамой
Джоконды -  то, что понимал.

Его улыбка, губ капризы
Пленяют страждущих людей.
О Мона Лиза! Мона Лиза!
Живи в провинции своей!

А собственные искусствоведческие находки, о которых упомянул выше, мои
“шалости научных шарад” покажу Вам, Палад, поставив свой спич в произведения, потому что нужны иллюстрации в качестве объяснения.
И тогда закончу вскрытие тайных смыслов Великого, Вам посвященного, двустишия:)
Обнимаююю:)))
Санто.
Сан-Торас   18.09.2014 19:21   
                ТРИ УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ

Вощет, сознаюсь, милый Палад, что,  зная неблагодарность  скептического общества, не особенно-то и рвусь раздаривать зеркальные улыбки Моны Лизы.
Но человечество требует великодушия от своих замученных гениев.
Видно,  ему хочется полюбоваться тем, чем оно не обладает
 и причислять себя к наличию благородства, нЕкогда рожденного в его мусорных недрах.
Не случайно заметил я, что чем ожесточенней хам, тем трепетней  он относится к своей персоне.
Чем гадостней мерзавец,  тем яростней он желает к себе снисхождений.

Однажды я увидел Мону Лизу в ангельском обличии юноши. Это был улыбающийся ангел на Реймсском соборе, в улыбке которого, несомненно, затерялись ее драгоценнык черты.
Реймсский ангел старше Джоконды на несколько сотен лет,  и смеется он над подлунным миром уже более семи столетий.
Я был почти так же поражен сходством этого старшего брата с Моной Лизой, как изумился, встретив, однажды в провинциальном итальянском храме беременную Марию Деву.
Она сидела в киоте и смотрела, как трепетала моя свеча у ее ног.
И,  взглянув на ее живот, подумал: даже твоей святой судьбы не миновал пошлый интерес человечества к сплетням о чужой интимной жизни.
Зачатие от святого духа, исключая соитие, не исключает беременность Божьей матери.
Но все великие иконописцы избегали этого сюжета.
И я вспомнил ее, увидев улыбающееся сходство Реймсского Ангела с Моной Лизой (если бы она вдруг рассмеялась).
Такое же сходство однажды я уловил в тонкогубой улыбке почтенного старца. Это был гудоновский Вольтер, сидящий в мраморном кресле  эрмитажной залы.
С летами,  когда реймсский юноша-ангел,  утратит свою полнощекую румяность, пышнокрылую кудрявость и заострится, постарев, он непременно обретет вольтеровскую впадину улыбки.
Эту насмешку над жестоким и прекрасным миром, в груди которого звенят колокола древних соборов.
И человечество до последнего удара сердечного сарафанчика о грудную клеть не покинет надежда. Она тронула даже великую вольтеровскую впадину, названную философской улыбкой мудреца.
Он улыбается, понимая, что каждому приходится прощаться с миром, и случается это чаще всего в тот момент, когда успеваешь особенно нежно полюбить его.

Всегда, Палад, эти три загадочные улыбки живут со мной:))

А Нотер-Дам химерит жуткомордо -
Поеду в Лувр!  Пустите в царский дом!
Мне улыбнется некая Джоконда
Под пуленепронзаемым стеклом.

Сан-Торас   18.09.2014 21:33