Еще мамы

Лара Зима
(для Книги о Марине Игнатьевне)
Когда я совсем осиротела, они, Марина Игнатьевна и Тамара Даниловна, мои учителя, мои наставники, пришли ко мне домой вдвоём и сказали: - Теперь мы твои мамы!
… И действительно с тех самых пор, как они обе вошли в мою жизнь, Марина Игнатьевна чуть раньше, Тамара Даниловна позднее, я всегда ощущала их зримое и незримое присутствие рядом со мной. Старшие друзья и коллеги, они не только учили уму-разуму и деликатно правили мой строптивый характер, но берегли от житейских бурь и не раз удерживали на краю пропасти.
Пожалуй, Тамара Даниловна была мне ближе вольностью духа, личностной независимостью по отношению к власть предержащим, непоколебимостью её основных жизненных принципов совести и порядочности.
Марина Игнатьевна всегда казалась мягче, дипломатичнее, гибче. Все, кто знал её,  восхищались удивительным талантом – видеть в каждом  что-нибудь хорошее, пестовать даже самый малый, почти невидимый росток этой хорошести, приподнимая человека в собственных глазах.
Марина Игнатьевна умела вести разговор на равных и с фигурами высокого ранга. Умела «балансировать» в кабинетах власти ради положительного решения важного Дела. Мой юношеский максимализм долгое время не принимал этого, и только много позже я поняла её великую мудрость: принимать действительность такой, какая она есть, и постоянно, по мере сил и возможностей, стараться влиять на смещение линии жизни в сторону Добра.
Всю свою жизнь она отдала служению Детству. Учительство, работа в Детском фонде, радиопередачи «Взрослым о детях» на Всесоюзном радио, статьи и книги, яркая и разносторонняя общественная деятельность, сотни учеников и студентов, выбравших свой профессиональный путь вслед за Учителем, – всё в её внешней жизни шло со знаком «+». Плюс Доброта и сострадание. Плюс Понимание и прощение. Плюс  Реальная помощь и мудрый совет. Плюс еще один рабочий день, час, минута…Сверх нормы. Сверх сил.
Марина Игнатьевна любила жизнь активно. Старая песня «Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала» превратилась в девиз всей жизни. Не случаен и выбор названия итоговой книги – «Белый свет ненагляден». И последним деловым визитом был «поход» в Департамент культуры с просьбой финансировать два проекта: издание лучших современных книг для воронежских школьников и переиздание книги «Уроки внеклассного чтения» для учителей-словесников города и области.
Марина Игнатьевна оставила нам много творческих идей и замыслов. Заветные  мысли и мечты, как крупицы Добра, рассыпаны по её книгам и статьям, сценариям и докладам, письмам и записочкам… И, конечно, по нашим душам.
Так хочется не забыть, не растерять, не подвести… Оправдать её веру в то, что всё хорошее бывает на свете не зря, потому что «белый свет ненагляден».