Литвинка

Степан Данилин
Литвинка
либретто оперы в одном акте по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова

Действующие лица

Арсений, молодой князь
Анастасия, его жена
Клара, литвинка, пленница Арсения
Василиса, няня Анастасии
Воевода Арсения
Два гостя

Гости, войско Арсения, войско Клары, монахини

Действие происходит недалеко от русско-литовской границы в конце 15 — начале 16 века

Сцена первая

Палаты в тереме Арсения. Звучит музыкальное вступление, характеризующее бурную молодость Арсения («На ложе наслажденья и в бою провел Арсений молодость свою»). На сцене Анастасия с няней. Глубокая ночь.

Выход первый

Василиса

Чего не спишь, мой свет,
уже который день?
Послушала бы мой совет -
легла бы спать теперь...

Анастасия

Ты знаешь, Вася, мочи нет,
уж извелася вся...
Вернется ль муж чрез столько лет
домой во свете дня?

Василиса

Придет живым твой славный воин,
спи, Настя, отдыхай...

(Уходит.)
Выход второй

Анастасия
(одна)

Погаснул день! - и тьма ночная своды
Небесные как саваном покрыла.
Кой-где во тьме вертелись и мелькали
Светящиеся точки,
И между них земля вертелась наша;
На ней, спокойствием объятой тихим,
Уснуло все — одна лишь я не сплю...

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя.
За то, что к мужу вожделенье
Клокочет во груди моей
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
(постепенно светает)

Уже весна. Разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Уже среди лугов местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, -
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только мне
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви ко мне уж не найдет.

Выход третий

Входит Арсений, за ним Няня и Клара. Анастасия бросается встречать мужа...

Анастасия

Ах, милый, здравствуй... (пытается поцеловать супруга)

Арсений
(отстраняя жену)

Ну здравствуй, девица-княжна!
Твоя мне ласка не нужна;
Как путники небесны, облака,
Свободно сердце, и любовь легка...

Анастасия

Ах!...
(падает)

Василиса подхватывает Анастасию, которая теряет сознание и укладывает ее на скамью.

Василиса

Ох... возвратясь домой с полей войны,
Он не прижал к устам уста жены,
Он не привез парчи ей дорогой,
Отбитой у татарки кочевой,
И даже для подарка не сберег
Ни жемчугов, ни золотых серег.
И, возвратясь в забытый старый дом,
Он не спросил о сыне молодом,
О подвигах своих в чужой стране
Он не хотел рассказывать жене.
И в час свиданья радости слеза
Хоть озарила нежные глаза,
Но прежде чем упасть она могла —
Страдания слезою уж была.
Он изменил ей! Что святой обряд
Тому, кто ищет лишь земных наград? 
(Анастасия приходит в себя)

Анастасия

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
(Василиса и Анастасия уходят)

Сцена Вторая

Выход первый

Пир в тереме Арсения

Воевода (соло)
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте—дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
 
Хор (русская песня)

Пришла ко мне радость, пришла дорогая,
Зошла на крылечко, брякнула в колечко.
Вышел на крылечко, как ее встречаю.
Как ея встречаю, за ручки приимаю.
Привел во светлицу, посадил за столик.
Налил вина чарку и сам с нею выпил.
Вздумалось мне потешиться с нею.
Бросил на кроватку, учал целовати.
Она меня носит, чуть здолой не сбросит.
Чуть я удержался, за косу схватался.
Н{ы}нь згибли утехи с кем я веселился.
С кем я веселился, того вовсе лишился.

Арсений

Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
А подчас и за бутылкой
Быстро время проводить.
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.

Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций:.
Не мясо тучного тельца,
Не фрукты Греции счастливой
Увидишь ты; не мед, не пиво
Блеснут в стакане пришлеца;
Но за столом любимца Феба
Пирует дружба!

Клара
(со слов Арсения «Приди ко мне любезный друг...»

Должна ли я с покорностью немой
Любить того, кто грозною войной
Опустошил поля моих отцов?!
Должна ли я приветы нежных слов
Затверживать и ненависть, тоску
Учить любви святому языку?!
Младую грудь к волненью принуждать
И страстью небывалой объяснять
Летучий вздох и влажный пламень глаз?!
Да я должна... Но мщенью будет час!

Воевода (соло)
(поет в одно время с Кларой и Арсением, затем с хором)

Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начинали — красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте!

Хор

Тароватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

(встают из-за стола. Арсений и Воевода отходят в сторону)

Арсений

Благодарю тебя, соратник мой,
Что разделил со мной ты бой,
Сейчас попировали мы на славу,
Иди и отдохни теперь по праву,
А ночью охранять ты будешь Клару

Гости уходят. Арсений и Клара остаются вдвоем.

Выход второй
(Дуэт)

Клара
Ты любишь ли меня?

Арсений

Какой вопрос? —
Кто ж больше перенес
И для тебя так много погубил,
Как я? — и твой Арсений не любил?
И, — человек, — я б мог обнять тебя,
Не трепеща душою, не любя?
О, шутками меня не искушай!
Мой ад среди людских забот — мой рай
У ног твоих! — и если я не тут,
И если рук моих твои не жмут,
Дворец и плаха для меня равны,
Досадой дни мои отравлены!
Я непорочен у груди твоей,
Суров и дик между других людей!
Тебе в колена голову склонив,
Я, как дитя, беспечен и счастлив,
И теплое дыханье уст твоих
Приятней мне курений дорогих!
Ты рождена, чтобы повелевать:
Моя любовь то может доказать.
Пусть я твой раб — но лишь не раб судьбы!
Достойны ли тебя ее рабы?
Поверь, когда б меня не создал бог,
Он ниспослать бы в мир тебя не мог.

Клара

О, если б точно ты любил меня! —
Я не жила бы в тереме твоем.
Ты говоришь: он мой! — а что мне в нем?
Богатством дивным, гордой высотой
Очам он мил, но сердцу он чужой.
Здесь в роще воды чистые текут —
Но речку ту не Вилией зовут;
И ветер, здесь колеблющий траву,
Мне не приносит песни про Литву!
Нет! русский, я не верую любви!
Без милой воли что дары твои?
(Арсений силой берет Клару.)

За сценой стук в ворота и голоса.

Воевода

Кто там?

Второй гость

Впустите! ночь темна!
В долине буря свищет и ревет,
Как дикий зверь, и тмит небесный свод,
Впустите обогреться хоть на час,
А завтра, завтра мы оставим вас,
Но никогда в молениях своих
Гостеприимный кров степей чужих
Мы не забудем!

Слышен стук засова, ворот и шаги. Арсений отпускает Клару и встречает гостей

Выход третий

Те же, два гостя и Воевода. Арсений с гостями садятся за стол. Арсений пьет, гости угощаются и поют. Клара стоит в стороне. Воевода уходит.

Первый гость
Я вот прутика не срежу,
У березки не спросившись.
А вот братец взял невесту —
И согласья не спросил.

Во время всей сцены бросает пристальные взгляды на Клару, она волнуется.

Арсений
Ты побледнела, Клара?

Клара
Я больна!
(Убегает и слушает пение гостя из своей комнаты)

Первый гость (литовская песня)

Прокукуй, кукушечка,
Я тебе отвечу,
Я тебе отвечу,
Как родной сестрице.

Никого нет, никого,
Братца нет ни одного;
Вязы, клены и дубочки —
Те и есть мои браточки.

Пеночки, синички —
Вот мои сестрички,
Поют, заливаются
На бережку.

Я росла и наливалась
Вместе с клеверочком белым.
Клевер вырос да отцвел,
Я же краше прежнего.

Поклонился мне дубок,
Как я к лесу подходил,—
Понимает, что ищу я
Деловые дерева.

Клара берет лютню и поет (в своей комнате)

Клара
(ария с лютней)

Не играй моей тоской,
И холодной и немой.
Для меня бывает время:
Как о прошлом вспомню я,
Сердце (бог тому судья)
Жмет неведомое бремя!..
Я хладею и горю,
И с собою говорю;
Внемлю смертному напеву;
Я гляжу на бег реки,
На кольцо с моей руки,
На невенчанного мужа!
Я ищу в его глазах,
В изменившихся чертах,
Искру муки, угрызенья;
Но напрасно! злобный рок
Начертать сего не мог,
Чтоб мое спокоить мщенье!

Музыкальный эскиз:
Темнеет. Все идут спать. Тишина. Под покровом ночи гости скрываются вместе с Кларой. Воевода пытается им помешать, но падает замертво, от руки второго гостя.

Выход четвертый

Утро.

Арсений сидит, в тоске, за столом. Взгляд его туманен и холоден.

Арсений
Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья,
Я увядаю в полном цвете!
Пускай! — я не был раб земного наслажденья,
Не для людей я жил на свете.
Одно лишь существо душой моей владело,
Но в разный путь пошли мы оба,
И мы рассталися, и небо захотело,
Чтоб не сошлись опять у гроба.
Гляжу в безмолвии на запад: догорает
Краснея гордое светило;
Мне хочется за ним: оно, быть может, знает,
Как воскрешать всё то, что мило.
Быть может, ослеплен огнем его сиянья
Я хоть на время позабуду
Волшебные глаза и поцелуй прощанья,
За мной бегущие повсюду.

(приходя в себя)
Зажглась, друзья мои, война;
И развились знамена чести;
Трубой заветною она
Манит в поля кровавой мести!
Простите, шумные пиры,
Хвалы достойные напевы,
И Вакха милые дары,
Святая Русь и красны девы!
Забуду я тебя, любовь,
Сует и юности отравы,
И полечу, свободный, вновь
Ловить венок небренной славы!

Собирается войско и уходит в поход.

Интермеццо

Сцена третья

Литва. Поле боя. Лагерь Арсения

Выход первый

Хор

Как сильной грозою
Сосну вдруг согнет;
Пронзенный стрелою,
Как лев заревет;
Литвин так средь бою
Пред нашим падет;
И смелой рукою
Арсений возьмет
Броню золотую
И саблю стальную
И в поле уйдет.

Ни конь, оживленный
Военной трубой,
Ни варвар, смятенный
Внезапной борьбой,
Страшней не трепещет,
Когда вдруг заблещет
Кинжал роковой.

Арсений
(появляется)
Я кровию решился наконец
Огонь в груди проснувшийся залить.
Я ненавижу мир, чтоб не любить
Одно созданье! Вижу, час настал!

Клара (появляется в окружении литовского войска)
(одновременно с «... час настал!») Это он!
Воины! вперед!
Надежды нет, покуда не падет
Надменный этот русский! Перед ним
Они бегут — но мы не побежим.
Кто первый мне его покажет кровь,
Тому моя рука, моя любовь!

БОЙ.Симфоническая картина.

Хор
Кровь рекой
Лилась везде, мечи блистали,
Как тени знамена блуждали
Над каждой темною толпой,
И с криком смерти роковой
На трупы трупы упадали...

Арсения убивают. («И три копья пронзили эту грудь»)

Арсений
(оборачиваясь, видит Клару)

И ты против меня!
(умирает)

Клара
(торжествуя)

О предки, честь отомщена!

Русские разбегаются, литовское войско грабит лагерь и уходит.

Выход второй

Мертвый Арсений лежит посреди сцены. Появляются монахини, среди них Анастасия, и поют (a capella).

Женский хор

Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога, сей бо оскуде от сродства своего и ко гробу тщится, не к тому пекийся о суетных и о многострастной плоти. Где ныне сродницы же и друзи? Се разлучаемся. Его же упокоити, Господу помолимся.
Воистину, суета и тление вся житейская, виды, и безславная; вси бо исчезаем, вси умрем: царие же и князи, судии и насильницы, богатии и убозии, и все естество человеческое. Ныне бо, иже иногда в житии, во гробы вергаются, их же да упокоит Господь, помолимся.
Земле, зинувше, приими от тебе созданного рукою Божиею прежде, паки же возвращшася к тебе рождшей: еже бо по образу Создатель прият, ты же приими тело твое.

Анастасия (соло на фоне хора)

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу мужа невинного
Теплой заступнице мира холодного.
(Оплакивает тело мужа.)

Конец оперы.

Примечание. Практически весь текст этой оперы принадлежит Перу самого Лермонтова. Мной либретто только собрано и адаптировано в приемлемый оперный сценарий.