Триолет

Творческая Мастерская Алкоры
Наше путешествие в мир твердых форм  (а с ним и наш конкурс-гигант под общим названием «Твердые Формы»)  мы начнем с группы западно-европейских твердых форм и первой остановкой на нашем пути будет ТРИОЛЕТ. Почему именно он? Ну, хотя бы потому, что для большинства авторов он хорошо известен - многие имеют его образцы на своих авторских страничках. Кроме того, изучение форм хорошо проводить в хронологическом порядке: триолет - это одна из  древнейших форм европейского стихосложения.

ТриолЕт — стихотворение (твёрдая форма) из восьми стихов на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются следующие рифменные схемы (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки):
           ABaA abAB или ABbA baAB 

Наиболее используемым  стихотворным размером триолета является четырёхстопный ямб:
    
№1. Марина Лейшаль

Я всe ещe тебя люблю
Иль русской жалостью жалею.
От грубости твоей шалея,
Я всe ещe тебя люблю.
Москва! Душою не кривлю.
И сострадая, и болея,
Я всe ещe тебя люблю
Иль русской жалостью жалею.

АBbA baAB
01 01 01 01.               

Допустимы и другие стихотворные размеры, например 6-и стопный ямб.

№2.Марина Лейшаль

Всe, как и прежде, - предвечерний час,
И пахнет липа в переулке пыльном.
Московский дворик чуден и сейчас.
Всe, как и прежде, - предвечерний час.
Уставшая от Запада подчас,
Я возвращаюсь удивлeнным ссыльным.
Всe, как и прежде, - предвечерний час,
И пахнет липа в переулке пыльном.

ABaA abAB
01 01 01 01 01               

Считается, что триолет возник во Франции в Средние века. После средневековья триолет пользовался недолгой популярностью в эпохи барокко и символизма, но только  в качестве салонной и эстетской забавы, поскольку слишком лаконичен и связан жесткими условиями организации строфы - не дает автору достаточной свободы выражения мысли.

В России на рубеже XVIII—XIX веков появились первые опыты создания этой формы стихов, они  принадлежали Анне Буниной и Николаю Карамзину.  Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически — например, у Алексея Кольцова, 1830) и снова  возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и  Игорь Северянин.

Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом, Иосифом Каллиниковым, и Иваном Рукавишниковым. Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Каллиникова, содержащие не только отдельные триолеты, но также и поэмы в триолетах. Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твёрдых строфических формах в «Литературной энциклопедии» 1925 года. Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрёл в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.

Триолетами  увлекались и наши современники. Вот интересная цитата  из статьи   Марины Лейшель (Marina Leuschel) «Из истории триолета»:

«Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, «упорное повторенье» мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы. Привычной формой триолета была и остаётся наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).

В современной поэзии триолет встречается у отдельных авторов, склонных к стилизации.

Примеры русских триолетов:

№3. Николай Карамзин

«Лизета - чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал:
«Красой подобных нет Лизете;
Лизета - чудо в белом свете;
Умом цвела в весеннем цвете».
Когда же злость ее узнал…
«Лизета- чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал.

ABaA  abAB
01 01 01 01 0
01 01 01 01

№4. Валерий Брюсов

Твой лик загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.

ABbA baAB
01 01 00 01 0
00 01 00 01

№5. Иван Рукавишников (1922)

Сказал в душе своей: Поэт,
И верь ему в делах и слове.
В кругу житейских благ и бед
Сказал в душе своей: Поэт.
И вот твой храм. И вот твой свет.
Во всех сомненьях наготове.
Сказал в душе своей: Поэт,
И верь ему в делах и слове.

ABaA abAB
01 01 01 01
01 01 01 01 0

№6. Иосиф Каллиников (1915)

Какая сладкая отрава -
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.

ABaA abAB
01 01 00 01 0
01 01 00 01

№7. И. Рукавишников (1922)

Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете всегдашней.
На мысль мгновенную ответ,
Пропал прелестный триолет.
Кем снова он увидит свет?
Портретом? Лаской? Песней? Башней?
Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете всегдашней.

ABaA abAB
01 01 00 01
01 00 01 01 0

№8. Ф.Сологуб (1913)

Неживая, нежилая, полевая, лесовая, нежить горькая и злая.
Ты зачем ко мне пришла и о чем твои слова?
Липнешь, стынешь, как смола, не жива и не мертва.
Нежилая, вся земная, низовая, луговая, что таишь ты, нежить злая,
Изнывая, не пылая, расточая чары мая, темной ночью жутко лая,
Рассыпаюсь, как зола, в гнусных чарах волшебства?
Неживая, нежилая, путевая, пылевая, нежить темная и злая,
Ты зачем, ко мне пришла, и о чем твои слова?

AbbA  abAB
0010  0010  0010  0010  0010  0010
001 01 01 001 01 01

Триолет - это очень трудный жанр. Заполнить его строки ЧЕМ-НИБУДЬ относительно связным согласно заданному правилу организации строфы - совсем не сложно, это только техника. В итоге будем иметь  8 срифмованных строчек ни о чем или о чем-то безликом и почти бессмысленном. Гораздо труднее умудриться с помощью триолета  передать  тему:  не содержание подчинить форме, а форму содержанию! Написать такой триолет, чтобы повтор строк оказался необходимым - помогающим раскрытию темы,  передающим разные  оттенки  смысла в одинаковых рефренах, поиграть интонацией.

Еще раз повторю: СОДЕРЖАНИЕ ТРИОЛЕТА ДОЛЖНО БЫТЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ  ЕГО  РЕФРЕНЫ ОКАЗАЛИСЬ АБСОЛЮТНО ОПРАВДАННЫ ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ, А КАЖДЫЙ РЕФРЕН НЕС СВОЮ ОСОБУЮ СМЫСЛОВУЮ ИНТОНАЦИЮ .

ТЕКСТ  ТРИОЛЕТА ДОЛЖЕН  БЫТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ, А  ЯЗЫК - ПОЭТИЧЕСКИМ. 

И еще: в идеале каждая СТРОКА ТРИОЛЕТА - ЭТО ОТДЕЛЬНОЕ ЗАКОНЧЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое (это очень желательно) НЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ  С СОЮЗА и НЕ БЫТЬ  ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПРЕДЫДУЩЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Последнее правило  присуще почти всем твердым формам (сонету, например). Твердые формы -  древние формы, они создавались в те времена, когда  были иные требования к стихосложению, куда более жесткие, чем современные.

Известны  еще и такие разновидности триолетов, как расширенный триолет, двойной и тройной триолет, двойной триолет в оправе, венок триолетов  и т.д. 

1. Приведу пример ДВОЙНОГО ТРИОЛЕТА В ОПРАВЕ - сцепка триолетов в двойных или тройных триолетах такова: 6-ая строка первого триолета становится 1 строкой триолета, следующего за ним. Оправа - 3 дополнительных строки в начале и в конце триолетов -  должна составлять с соответственно первой   строкой первого триолета и последней строкой последнего триолета катрен с перекрестной рифмовкой. Посмотрим на примере:
 
№9. "Металось пламя". Александр Февральский

Угли камина затмевали свечи,
В росе бутоны принесённых роз,
За окнами в снегах стыл зимний вечер,

Металось пламя... таял жёлтый воск...
И аромат духов томленьем юга
Стекал ручьём с распущенных волос.
Металось пламя... таял жёлтый воск...
Всё в мареве ночном переплелось, –
Сочилось время по закону круга.
Металось пламя... таял жёлтый воск...
Плыл аромат духов томленьем юга.

Сочилось время по закону круга,
Сплетая тени сполохом огня.
Ознобом ласк, томлением недуга
Сочилось время по закону круга.
Ночная мгла, как зной, была упруга,
Твой тихий стон с ума сводил меня…
Сочилось время по закону круга,
Сплетая тени сполохом огня.

…Таинственно, беззвучно, невесомо,
Тепло углей ещё в золе храня,
Огонь в камине стих, исполнив соло.

2. А вот пример ВЕНКА ТРИОЛЕТОВ: сцепка триолетов здесь иная - последняя строка первого триолета становится первой строкой - следующего за ним триолета, последняя строка последнего триолета повторяет первую строку первого триолета.

№10. "Прощание. Памяти бабушки". Марина Лёйшель

1
Ну вот и всё. Последнее "прости".
Грехи отпущены, которых не бывало.
Церковное закрыто покрывало.
Ну вот и всё. Последнее "прости".
Светлей, душа, смиряйся, не грусти!
Смерть столько раз любимых отрывала!
Ну вот и всё. Последнее "прости".
Грехи отпущены, которых не бывало.

2
Грехи отпущены, которых не бывало.
Хор над тобой торжественно пропел.
Ты в церкви мрачной словно не у дел -
Грехи отпущены, которых не бывало.
На всех живых любви твоей хватало.
Теперь и ей наступит свой предел.
Грехи отпущены, которых не бывало.
Хор над тобой торжественно пропел.

3
Хор над тобой торжественно пропел,
Прося у Бога вечного покоя.
Тепло - поминовение такое
Хор над тобой торжественно пропел.
Целуя руку, белую, как мел,
Я чуяла движение живое.
Хор над тобой торжественно пропел,
Прося у Бога вечного покоя.

4
Прося у Бога вечного покоя,
Мы вспоминали век твоих трудов.
Он был безжалостен, безрадостен, суров.
Прося у Бога вечного покоя,
Мы думали: Терпение какое
Ты пронесла сквозь тяготы годов!
Прося у Бога вечного покоя,
Мы вспоминали век твоих трудов.

5
Мы вспоминали век твоих трудов,
Сиротство раннее, террора испытанья.
Твой путь земной - потери и страданья.
Мы вспоминали век твоих трудов.
Печальна участь безутешных вдов,
Но никогда - ни слёз, ни причитанья.
Мы вспоминали век твоих трудов,
Сиротство раннее, террора испытанья.

6
Сиротство раннее, террора испытанья
Переживала, гордость сохранив.
Воспоминания в себе похоронив -
Сиротство раннее, террора испытанья,
Дарила нам уроки воспитанья,
Ни слова грубого, худого обронив.
Сиротство раннее, террора испытанья
Переживала, гордость сохранив.

7
Переживала, гордость сохранив,
Страны немилосердной униженья.
К себе, бесправной, жест пренебреженья
Переживала, гордость сохранив.
Обидчиков от дома отстранив,
В кругу семьи искала утешенья.
Переживала, гордость сохранив,
Страны немилосердной униженья.

8
Страны немилосердной униженья
Ты забывала среди милых лиц.
За юности, родных уничтоженье,
Страны немилосердной униженья
Природа пала пред тобою ниц -
Детей образовала окруженье.
Страны немилосердной униженья
Ты забывала среди милых лиц.

9
Ты забывала среди милых лиц
И старость, и болезни, и былое.
Жестокое, неправедное, злое
Ты забывала среди милых лиц.
Птенцы-потомки вырастали в птиц
И согревали сердце пожилое.
Ты забывала среди милых лиц
И старость, и болезни, и былое.

10
И старость, и болезни, и былое...
Ну, вот и всё. Последнее "прости".
Мы, как могли, старались отвести
И старость, и болезни, и былое.
Свечу твою сейчас от аналоя
Осталось на канун перенести.
И старость, и болезни, и былое...
Ну, вот и всё. Последнее "прости".

См. также разбор конкурса "Триолет" - http://www.stihi.ru/2014/11/11/7988