Какой должна быть пародия?

Валентин Валевский
на фото: авторы Ирина Леви, я (Валентин Валевский)
и поэт-пародист Саша Аут (Александр Перфилов)
в фойе отеля «Mercure Москва Павелецкая»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

              Какой должна быть пародия? Этот вопрос, наверное, волнует многих, кто занимается поэтическим творчеством. Если обратиться к справочнику, то мы узнаем об этом предмете примерно следующее:

«Пародия – произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя,
слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт
уже известного произведения, в специально изменённой форме. [...] Пародия — это
«произведение-насмешка» по мотивам существующего известного произведения...»
См. энциклопедический Вики-материал «Пародия»:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/102620/Пародия

               Всё это, конечно, интересно, но это не объясняет нам главного. Должно ли «произведение-насмешка» быть формой унижения личного достоинства, издевательства над человеком, формой сведения личных счетов? Ни в коем случае. Пародия может обыгрывать какие-то дефекты произведения, его ошибки, недочеты и смешные стороны (или кажущиеся таковыми) с целью создания комического эффекта, но ни в коей мере не должна затрагивать личность человека, если это касается его национальности, идеологической направленности и каких-то внешних физических недостатков (или кажущихся таковыми). Точно так же пародия не должна по качеству проигрывать пародируемому оригиналу, а по возможности даже превосходить его с художественной стороны. Что еще важно знать касательно этого предмета? Может ли жанр пародии быть рычагом или инструментом для оптимизации поэтического творчества? Разумеется, может, поскольку жанр пародии как форма критики призвана именно для этого. Это не просто сатира и юмор для улучшения настроения, это еще крайне важный фактор в улучшении творчества авторов на более качественном уровне. Не следует, однако, забывать об этом.

              Возможно, кто-то решит со мною поспорить и возразит, мол, хорошо, но позвольте, а как же быть тогда с высмеиванием непотребного образа жизни, унизительно-упаднических настроений, опасно-утопических и извращенных взглядов, которых не грех как раз высмеять? Что же, я тут спорить не буду. В допустимых рамках и пределах возможного высмеивать безобразие, конечно, нужно, однако всегда при этом следует помнить, что это не должно выглядеть как издевательство, но именно как стимулятор для переоценки ценностей, для пересмотра жизненных взглядов и образа жизни.

               Именно по этой причине я прошу не относиться к пародии как к какому-то второсортному жанру, ибо жанр пародии также относится к области искусства и для того, чтобы писать настоящие пародии, надо быть по-настоящему талантливым человеком.
 
               Есть ли положительный пример того, когда пародист отвечал бы всем указанным выше требованиям? Разумеется есть. Таким требованиям отвечал великий поэт и пародист Александр Иванов, о котором сказал столь же великий писатель Фазиль Искандер в своей эпиграмме:

«Скорбен лик у Иванова —
Хоть пиши с него святого.
Благодушен в скорби он,
Как весенний скорпион.»
Фазиль Искандер
см. цитату в материале о поэте А. Иванове:
https://news.rambler.ru/community/35586256

               Для примера я мог бы привести также других пародистов, таких, как Ю. Левитанский, Л. Лазарев, Б. Сарнов, Ст. Рассадин, В. Ардов, З. Паперный и прочих. Добавлю к прочему, что возрождение пародийного жанра в советской России и в других республиках Советского Союза связано с так называемой Хрущевской оттепелью (об этом упоминается в Биографии Александра Иванова, см. источник: https://allpoetry.ru/?a=298 ), когда был окончательно развенчан сталинский режим и вслед за усиленной трансформацией политической системы в СССР была впервые по-настоящему предпринята (спустя несколько десятилетий после отказа от демократических свобод эпохи ленинского НЭПа) искренняя попытка построить социализм с человеческим лицом (вспомним хотя бы весьма теплую и открытую атмосферу той замечательной эпохи Хрущева, когда состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве). Всё это я говорю к тому, что пародийный жанр стал усиленно развиваться именно в эпоху, когда в советской России идеи человечности достигли своего апогея.

               Хорошо, – мне скажет неудовлетворенный критик, – а какой тогда можно привести пример в отношении нынешних авторов на российской литературной площадке? Есть ли у нас отвечающие всем требованиям пародисты? Разумеется, есть. К таковым относится, например, поэт и пародист Саша Аут (настоящее имя Александр Перфилов, указано у автора в резюме), который стал продолжателем идеи человечной пародии, направленной на улучшение творчества авторов и их образа жизни. Не только рядовые авторы, но даже и сами пародисты обращались к нему, чтобы он написал пародии на их личные произведения. Этот факт красноречиво говорит сам за себя. Концепция человечной пародии явилась гарантом творческого успеха. Вот, собственно, и всё. Если у кого-либо есть интерес чему-нибудь научиться в плане написания пародий, то милости просим к нему на страничку:

http://www.stihi.ru/avtor/nocaut

Большинство пародий у него выставлено в разделе «Пародии». Эти пародии как раз и являются положительным примером того, какими они должны быть в действительности.

С уважением Валентин ВАЛЕВСКИЙ