Люсина песня

Владимир Лагунов
 
Гурченко, Людмила Марковна в начале 2000-ых довольно часто мелькала на телеэкране и на афишах. Я беззлобно хихикал над пожилой худенькой женщиной, зарабатывавшей себе на кусок хлеба.Но не придумал ей никакого прозвища. Многим артистам я прозвища прилепил. 
  Делал я это (хихикал, то есть) напрасно и считаю себя Люсиным должником. Вот, чтобы оплатить, хотя бы частично этот долг я и  размещаю этот текст. А в его финале свои стихи по теме. Гурченко Л.М. (даты жизни 12 ноября 1935, Харьков — 30 марта 2011, Москва) — советская и российская актриса кино и театра, а также: эстрадная певица и кинорежиссёр.
Лауреат многих премий : Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых(1976) и Государственной премии Российской Федерации (1994).Народная артистка СССР (1983)
   Наиболее известна актриса по картинам: «Карнавальная ночь» (1956, совершенно эпохальная вещь), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (УССР) бывшем до войны столицей Украины. Столицы в СССРии назначали по прихоти вождя и, исходя из стратегических соображений (примерно как и во всем мире).  Родилась будущая кинозвезда в семье Марка Гавриловича Гурченко (настоящая фамилия — Гурченков) (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999). По словам актрисы, её мать происходит из дворян, а отец — из батраков.Это было нормально в послереволюционной СССРии, где люмпен с остервенением отстрелял большинство  культурных мужиков, а потом власть призывала образованных баб не ждать принцев, а выходить замуж за пролетариев. !Мраксианам"(поклонникам Мракса, от слова мрак, было нужно, чтобы бабы не простаивал и рожали им "рабят", маленьких рабов для строек коммунизма.  Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартирке по адресу: Мордвиновский переулок, дом № 17. Как и у многих детей, у Люси было вполне безоблачное детство в доме с любящими родителями. Потом, 22 июня 1941 года, всё рухнуло. Началась война, превратившаяся вскоре в Великую Отечественную Бойню, официально именуемую нынче ВОВ.
До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Когда обнаружилось, что немец приближается к Харькову, семья Гурченко предприняла бесплодную попытку эвакуироваться. Они приперлись с чемоданами на вокзал, но их не пропустили даже за оцепление. Оказалось, что для эвакуации надо иметь некое "направление"! Партия в первую очередь эвакуировала партработников и «нужных» людей. Работники филармонии, естественно, не относились ни к тем, ни к другим.  Таким образом, Люся осталась на оккупированной территории. Там Люся выживала, как могла, она за миску супа пела немецким солдатам популярные песенки из иностранных фильмов. Хорошая память и детская смелость помогали ей в этом деле. В своих мемуарах Люся это всё описала спустя много лет, когда это уже было вполне безопасно. После окончательного освобождения Харькова, которое удалось очень Красной Армии только со второй попытки 23 августа 1943 года, уже с 1 сентября Люся пошла в школу (в настоящее время гимназию) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. Осенью 1944 года она поступила еще и в музыкальную школу имени Бетховена.
В 1953 году, после вполне успешного окончания десятилетки, Люся поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. У Люси определенно были данные! На дипломном курсе она играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой она и поет, и танцует, и даже бойко играет на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году, уже будучи знаменитой актрисой, так как в 1956 году грянула лучшая кинокомедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Рязанов не был гуру советского агитационного кино, вроде Пырьева или Александрова. Он был чужак в среде небожителей, поэтому состав для своего первого фильма он набрал из студентов. Из звезд у него снялись только Игорь Ильинский и Сергей Филиппов. И всё.   


Гурченко уже до карнавальной ночи  дебютировала в кино в заурядном фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). Очень символичной оказалась первая фраза Людмилы Гурченко в кино: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!», — произнесла ее героиня. «Я именно этого и хотела — прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», —  так говорила Гурченко в одном из своих интервью, спустя уже много лет.
  В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой главную роль и сыграла молодая студентка Людмила Гурченко. Фильм вышел, как раз перед новым 1957 годом в стране, потрясенной до основания двадцатым съездом бандитствовавшей тогда еще во всю партии. Все люди подумали, что грядет новая жизнь, когда выходят такие человеческие фильмы!!!  Фильм имел не просто огромный, а ошеломляющий успех и на многие годы полюбился зрителям. Люся, благодаря роли Леночки Крыловой,  стала всесоюзной любимицей и кумиром целого поколения молодежи. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов без всякого прессинга со стороны власти. Миллионы были влюблены в Люсю. Я нет,не был, но Люся реально радовала... Естественно, Люсю Гурченко я увидел первый раз в фильме «Карнавальная ночь»!
 Не смотря в справочники, я думал, что это был год 1957 ( чуть ошибся, это был канун 1957 года, года несбывшихся надежд). Я уже ростом вытянулся для преодоления планки посещения вечерних сеансов. Поэтому меня родители взяли в душный зал кинотеатра «Художественный» (в каждом городе СССРии был кинотеатр с таким названием, как и улица с именем Ленина). Кинотеатр был дореволюционный, с трапециевидным зрительным залом и фойе. Фойе имело признаки остатков прежней роскоши. Какая-то бронзовая фигура в окружении лампочек, освещение через световые короба, второй ярус в фойе и оркестр, услаждавший слух публики, ожидавшей начала киносеанса. Таких кинотеатров, вероятно, первой категории, (в СССРии всё ведь было по категориям) в городе имелось два. Второй был «Октябрь» (в честь любимого месяца коммунистов) и там дудел на саксофоне отец моего школьного приятеля. Иногда нас «по блату», вместо билета, проводили на просмотр какого-нибудь фильма. Правда, было далековато ехать, до вокзала. Но экономия все равно какая-то была.
Чтоб погрузиться в прошлое
Владимир Лагунов
Что б погрузиться в прошлое свободно
Не надо разбегаться и нырять.
Вполне возможно, просто, благородно,
Вокруг смотреть и просто так молчать.
И догоняет бешеное время…
Всего лишь, за каких-то пять минут,
А там уже приходит и волненье.
Мелькают кадры, манят и зовут,
И ярко так высвечивая лица,
Прожектор памяти сияет сквозь года!
Да,  все почти уже  смогло случиться,
Но есть надежда, все-таки, всегда…
5. 06. 08.
  Посещение кино было единственное доступное советскому народу культурное времяпровождение. Люди смотрели фильм с Люсей по три раза! В СССРии песенка про «Пять минут» в исполнении Гурченко мгновенно  стала форменным гимном Нового года и остается им, уже более половины столетия. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не играть в этом эпохальном фильме, так как  кинопробу на роль в «Карнавальную ночь» актриса почему-то провалила. Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „Мосфильм“. Навстречу шёл («титан» и один из главных мерзавцев и холуев советского кино: это я написал, Люсе такое и не могло в голову прийти никогда) Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот вам отличная актриска, только снимите её получше — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину». Конец цитаты…
  После большого, взрывного успеха Гурченко в «Карнавальной ночи», специально для неё дежурными авторами партии был написан сценарий пошлого агитационного фильма «Девушка с гитарой». Это сделали в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела, да и не могла иметь такого успеха, как «Карнавальная ночь». После, совершенно очевидного провала, за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра. Материальное положение молодой актрисы было весьма сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Там наличку просто передавали из рук в руки, что было в СССРии уголовно наказуемо. Это и послужило поводом для дальнейшей травли Люси, и в советской прессе появилась «разоблачительная статья» «Чечётка налево», перепечатанная разными газетками по всей стране (было приказано). Там были перлы о том, как Люся «разменяла комсомольскую совесть (был и такой особенный уникальный вид совести, вероятно, первого сорта) на трехрублевки»… К тому же в 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвали к министру культуры СССРии Михайлову и впрямую предложил сотрудничать с КГБ во время приближавшегося VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно ее отчаянный  отказ принять это предложение и стал настоящей причиной травли актрисы Гурченко. Она еще, можно сказать, отделалась легким испугом,повезло, что ей не припомнили «концерты» перед оккупантами.
    По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но, роли у неё в это время все-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась, но действительно, главную роль Людмиле Гурченко не давали на протяжении десяти лет. Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период жизни, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье и силы, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!». Главная роль – это главные деньги! Всякие эпизоды, даже яркие, это только эпизодические деньги. Надо понимать разницу... Жить-то надо.
    В этот период жизни  Гурченко даже пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) — фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее, как исключение, в основном у нее были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды с только эпизодическими деньгами): «Женитьба Бальзаминова» (1964) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).
    В так целенаправленно, в 1960-х и начале 1970-х годов, Гурченко была планомерно низведена до уровня малозаметной артистки, даже продолжая регулярно сниматься. В этот именно период я и видел однажды Люсю своими глазами, и не в спектакле, а на встрече со студентами. Зрелище было довольно жалкое. Замызганная замшевая юбочка, дешевый жакетик, испуганное лицо. Простой "публикум", состоявший из "совецкого" студенчества, с примесью блатарей, которые водились и в столичных ВУЗах, без колебаний освистал Люсю. Я не свистел и смотрел на нее с сочувствием. Люся в полном перепуге сказала пару глупостей. Приводить их здесь не буду.Я тогда ей окончательно засочувствовал. А свое время моя тетка цитировала Комсомольскую неПравду и несла Люсю "по кочкам". Так и продолжалась черная полоса у Люси до выхода в 1974 году фильма «Старые стены», в котором Гурченко, впервые за многие годы, сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики. Убей меня, не помню я в деталях этого агитфильма. Так, что-то смутное. От карнавальной ночи, которая вбита в мою память, как на каменных скрижалях, эти стены отличались, как земля от неба. Люся "дошла" до директора! Через много лет актриса созналась: "Знаете, как я дрожала, боясь, что в перерыве кто-то подойдет, похлопает по плечу и скажет: «Зачем тебе эта роль? Спой лучше „Про пять минут!“ А когда стала играть, точнее — существовать в этой роли, поняла, что человечески я более всего похожа именно на эту героиню.» Жизнь Люсю "отрихтовала" по полной.
  После этих дурацких, но совершенно совецких «Старых стен», Людмила Гурченко постепенно вновь выдвинулась на место одной из ведущих актрис советского оккупационного кино. Теперь её приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и в фильме «Мама» (1976).
   Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Никиты Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок «солнечный» клоун Олег Попов, выступив в качестве, наверное, болида весом 90 килограмм, нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью — ногу собирали по кусочкам, из 19 осколков. Вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений. Жизнь, как видим наглядно, отнюдь не баловала Люсю»
 Помимо комедий регулярно выходили телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы. Людмила Гурченко неизменно была яркой и неподражаемой. Но за актрисой железно закрепился штамп исполнительницы одной роли.
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки этого навязанного ей судьбой амплуа, она отчаянно хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего. В 1976 году её пригласили на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, которые снимались разницей всего лишь в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей где-то в далекой и голодной эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпке». Партнером актрисы по фильму про двадцать дней был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как именно Никулин больше всех помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».
Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада», режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.Это я не видел, ничего сказать не могу.
В 1979 на экраны выходит картина Никиты Михалкова «Пять вечеров». В роли Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война — в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Несмотря на то, что все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках, фильм стал настоящим шедевром советского кинематографа. По крайней мере такова официальная точка зрения.
Во всех квартирах советских граждан обязательно имелись несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко, Люсю всегда и везде узнавали сразу.
  Под занавес, 12 ноября 2010 года Людмила Гурченко на всю страну отпраздновала свой 75-летний юбилей, но было видно, что здоровья у Люси уже нет никакого. С днём рождения Людмилу Марковну поздравили и  премьер-министр-президент Владимир Путин,и президент "ин тайм" Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене. Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги,  и даже спела песню известного хулигана Сергея Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.
   В начале февраля 2011 года Людмила Гурченко отправилась в Киев на съёмки фильма «Легенда. Людмила Гурченко». Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино, ставшей легендой при жизни. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», — говорила потом Гурченко. И вообще Люся буквально рвала жилы, пытаясь компенсировать творческий простой и доказать публике, что она еще чего-то может… Люся еще смогла посетить места детства, издать довольно содержательны мемуары…
    Но закат уже был близок, 14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома на плохо чищенном тротуаре и сломала себе бедро. Это очень опасная травма, особенно для немолодой женщины. Гурченко была госпитализирована, на следующий день ей была сделана операция, актрису выписали домой 6 или 7 марта. Ничего не предвещало для нее близкой трагедии, но 30 марта состояние актрисы внезапно резко ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии.
    Прибывшая бригада «Скорой помощи» (находилась в пути 21 минуту) уже не смогла её реанимировать и в 19:28 МСК врачом была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей Сенин. Сильные мира сего выразили дежурные соболезнования, Люси не стало!
     Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. На актрисе было надето недавно сшитое для нее новое платье, совсем не предназначавшееся изначально для похорон.. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахматовым, другом Людмилы Марковны. Это было сделано в незнакомом для России американском стиле, когда покойник выглядит в гробу, как живой, просто прилегший отдохнуть. Такой и ушла в мир иной Люся, оставив нам свои бессмертные «Пять минут».  Похороны прошли в тот же день на привилегированном  Новодевичьем кладбище. Люся упокоилась рядом с другими известными актёрами — Татьяной Шмыгой, Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым. Последний взлет!


У Люси вечно юбилей!
Владимир Лагунов
Неувядаемая Люся
Вдруг оживает в Новый Год!
И люди радостно смеются,
Такой простой у нас народ!!!
А Люся бойко карнавалит
И вновь поет про 5 минут,
И всё танцует в ярком зале,
И все танцуют, и поют...
Неувядаемая Люся...
Как символ праздника она...
Салат, икра, еще шампусик,
И в кайфе вся вокруг страна.
31.12.10..

Про пять минут прошлого
Владимир Лагунов
А на ТВ, ну, как живая…
В совсем недавнем интервью.
Сегодня, техника, какая,
Всю сохранить смогла свою…
Всю, всю до капли, всё как в жизни…
И перемешаны цвета…
И все желтеющие листья
Слетают золотом сюда.
Ах, эта Люся!!!
С этим цветом,
Перешагнула на экран…
И искры золота при этом
Следы укрыли многих ран…
И пять минут не позабыты,
Звучат, и долго им звучать,
Теперь страна почти открыта,
Ключ был у Люси, открывать.
30.03.11.


Не слишком ли много фимиама? И, главное, только "пять минут". А еще парочку значимых ролей вспомнить? Я лично пас.
Чистое любопытство: чем Вы вогнали в шок Александра Февральского? Это вообще-то почти невыполнимая задача.
Успехов!

Светлана Бестужева-Лада   01.04.2011 01:30   •   

  Отвечаю:Там были двусмысленные выражения, снижавшие фимамность. Я их убрал под напором суровых намеков. Пять минут врезались так, что они подкрепляли ожидания какой-то другой жизни. Это вроде к/ф "Кубанские казаки" заброс куда-то в небо. Но там было без батута, а в "Карнавальной ночи" над батутом. И песенка легкомысленная, а не сталинские агитки. Меня фильм поразил, а Люся очаровала. Такой ангелочек, парящий над батутом. В остальных ролях это уже битая жизнью баба, делающая свою работу. А там она реально порхала. Думаю, она все же заслужила.
У всех актеров роль последняя
Красиво полежать в гробу.
Кому-то удалось успешнее,
А кто в него, как на бегу...
Как будто сваленный подножкою,
Там оказавшись, не шутя,
Лежит, пугая синей кожею.
И не дыша, и не сопя;
Не говоря, совсем не кашляя,
Всем видом намекает нам,
Жизнь безразлична им всем, наша, а…
Устроившимся по гробам...

Это я написал в процессе размышлений.
Публиковать сейчас не буду. Неуместно, думаю.
Спасибо за комментарии!

Владимир Лагунов   01.04.2011 21:46   
________________________________________
Рецензия на «Про пять минут прошлого»

Я в шоке... Без слов.
Извините, пожалуйста.

Александр Февральский   31.03.2011 16:59   •   
Про Люсю поправил, шока будет меньше. Спасибо за внимание!
  Естественно, Люсю Гурченко я увидел первый раз в фильме «Карнавальная ночь»! Не смотрю в справочники и думаю, что это был год 1957 (я чуть ошибся, это был канун 1957 года, года несбывшихся надежд). Я уже ростом вытянулся для преодоления планки посещения вечерних сеансов. Поэтому меня родители взяли в душный зал кинотеатра «Художественный» (в каждом городе СССРии был кинотеатр с таким названием, как и улица с именем Ленина). Кинотеатр был дореволюционный, с трапециевидным зрительным залом и фойе. Фойе имело признаки остатков прежней роскоши. Какая-то бронзовая фигура в окружении лампочек, освещение через световые короба, второй ярус в фойе и оркестр, услаждавший слух публики, ожидавшей начала киносеанса. Таких кинотеатров, вероятно, первой категории, (в СССРии всё ведь было по категориям) в городе имелось два. Второй был «Октябрь» (в честь любимого месяца коммунистов) и там дудел на саксофоне отец моего школьного приятеля. Иногда нас «по блату», вместо билета, проводили на просмотр какого-нибудь фильма. Правда, было далековато ехать, до вокзала. Но экономия все равно какая-то была.
Чтоб погрузиться в прошлое
Владимир Лагунов
Что б погрузиться в прошлое свободно
Не надо разбегаться и нырять.
Вполне возможно, просто, благородно,
Вокруг смотреть и просто так молчать.
И догоняет бешеное время…
Всего лишь, за каких-то пять минут,
А там уже приходит и волненье.
Мелькают кадры, манят и зовут,
И ярко так высвечивая лица,
Прожектор памяти сияет сквозь года!
Да,  все почти уже  смогло случиться,
Но есть надежда, все-таки, всегда…
5. 06. 08.