Геометрия и поэзия

Кедров-Челищев
Напротив Казанского университета стоит бюст Н. Лоба­чевского. О нем Хлебников писал:


Я помню лик суровый и угрюмый

Запрятан в воротник.

То Лобачевский — ты

— Суровый Числоводск!

Во дни «давно» и весел

Сел в первые ряды кресел

Думы моей,

Чей занавес уже поднят...


Еще в XIX веке возник спор: в какой вселенной мы живем? Видим ли мы своими глазами мир реальный или очи обманывают и мир отнюдь не очевиден. Первый камень в хрустально ясный образ бросил Лобачевский. Его «вообра­жаемая геометрия» вызвала гнев и возмущение ученого мира.
Бунт против неевклидовой геометрии слышен в пла­менном монологе Ивана Карамазова, под которым И сегодня могли бы многие подписаться:
«Но вот, однако, что надо отметить: если Бог есть и если он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он ее по евклидовой геометрии, а ум че­ловеческий с понятием лишь о трех измерениях простран­ства. Между тем находились и находятся даже теперь геометры и философы, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее,— все бытие было создано лишь по евклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые, по Евклиду, ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в бесконечности. Я, голубчик, решил так, что если даже этого не могу понять, то где же мне про Бога понять. Я смиренно сознаюсь, что у меня нет никаких способностей разрешать такие вопросы, у меня ум евклидовский, земной, а потому где нам решать о том, что не от мира сего... Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу; увижу, что сошлись, и все-таки не приму».
Позиция В. Хлебникова совершенно иная, антикарамазовская. Вслед за Достоевским он пристально всматривался в ту отдаленную, а может быть, и очень близкую точку вселенной, где параллельные прямые, образно говоря, «пересекаются в бесконечности».
Девятнадцатилетним студентом В. Хлебников прослу­шал в Казанском университете курс геометрии Лобачев­ского, и уже тогда он начертал свое «Завещание»: «Пусть на могильной плите прочтут: ...он связал время с простран­ством, он создал геометрию чисел». Не пугайтесь, чита­тели: «числа» Хлебникова это совсем не та скучная цифирь, которой потчевали в школе. У поэта они поют, как птицы, и разговаривают человеческими голосами. Они имеют свой вкус, цвет и запах, а время и пространство не похожи на некую безликую массу — они сливаются в человеке. Хлеб­ников был уверен, что человеческие чувства не ограничиваются пятью известными (осязание, зрение, вкус, слух, обоняние), а простираются в бесконечность.
«Он был,— пишет поэт,— настолько ребенок, что по­лагал, что после пяти стоит шесть, а после шести семь. Он осмеливался даже думать, что вообще там, где мы имеем одно и еще одно, там имеем и три, и пять, и семь, и бес­конечность...»

Но это опять же иная бесконечность. У Хлебникова она вся заполнена нашими чувствами. Только открывается это человеку лишь в кульминационный, предсмертный миг.

«Может быть, в предсмертный миг, когда все торопится, все в паническом страхе спасается бегством... может быть, в этот предсмертный миг в голове всякого со страшной быстротой происходит такое заполнение разрывов и рвов, нарушение форм и установленных границ».
«Разрывы» и «рвы» не позволяют нам в обычных усло­виях видеть все бесконечное энмерное пространство-время вселенной.
«Осветило ли хоть раз ум смертного такое многооб­разие, сверкнув, как молния соединяет две надувные тучи, соединив два ряда переживаний в воспаленном сознании больного мозга?»
«Два ряда переживаний» — это чувства пространства (зрение) и времени (слух).

Переворот в науке должен увенчаться психологическим переворотом в самом человеке. Вместо разрозненных про­странства и времени он увидит единое пространство-время. Это приведет к соединению пяти чувств человека: «Пять ликов, их пять, но мало. Отчего не: одно, но велико...»

На смену разрозненным в пространстве и времени пяти чувствам должно прийти единое пространственно-временное видение мира. Поэт сравнивает разрозненные чувства с бес­порядочными точками в пространстве. Слияние этих точек будет восприятием всего эн-мерного пространства в целом, без дробления его на слуховые и зрительные образы.

«Узор точек, когда ты заполнишь белеющие простран­ства, когда населишь пустующие пустыри?..

Великое, протяженное, непрерывно изменяющееся мно­гообразие мира не вмещается в разрозненные силки пяти чувств...

Как треугольник, круг, восьмиугольник суть части еди­ной плоскости, так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки великого, протяженного многообразия».

Всю-то нынче не спал я ночку
Как свести вселенную в точку
А потом развести обратно
Это так легко и приятно

Если взять например меня
Да и вывернуть во вселенную
Мир останется без меня
Или я вберу всю вселенную

Все связалось в единый узел
Развязалось в черной дыре
Где едины Храм и санузел
Перельман и Пуанкаре

Если взять тебя и меня
То получим полную связность
Из меня в тебя изменя
Не-в-меня-е-мая развязность
(Константин Кедров)

И «есть независимые переменные, с изменением которых ощущения разных рядов — например: слуховые и зри­тельные или обонятельные — переходят одно в другое.

Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва» превратится в кукование кукушки или в плач ребенке» станет им» .

Хлебников предсказывает, что «единое», протяженное многообразие пространства-времени, ныне воспринимаемое человеком разрозненно, рано или поздно будет восприниматься в целом. Это приведет к слиянию пяти чувств, к новому видению Мира, ради которого должна сегодня работать поэзия.

Эта вера была незыблемой на протяжении всей его жизни. В одном из последних прозаических отрывков не­задолго до смерти поэт писал:

«Я пишу засохшей веткой вербы, на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками, вышед­шими посмотреть на весну, окружив ее черный сухой прут со всех сторон.

Прошлая статья писалась суровой иглой лесного дико­браза, уже потерянной...

За это время пронеслась река событий...

Но самое крупное светило на небе событий, взошедшее за это время, это «вера 4-х измерений»...

3.IV.1922».

«Вера 4-х измерений» — это теория относительности Эйнштейна, в которой как бы подтвердилась догадка поэта о существовании единого пространства-времени-

Свое юношеское «Завещание» Хлебников писал в пред­чувствии великого открытия, которое спустя пять лет было сформулировано на основе теории относительности Аль­берта Эйнштейна математиком Германом Минковским в 1908 году:

«Взгляды на пространство и время, которые Я хочу изложить перед вами, развивались на основе экспери­ментальной физики, и в этом их сила. Они радикальны. Отныне пространство само по себе и время само по себе обратились в простые тени, и только какое-то единство их обоих сохранит независимую реальность».

Слова эти ясно перекликаются с «Завещанием» юного студента, еще не известного в литературных кругах. Хлеб­ников прослушал курс геометрии Лобачевского и, размыш­ляя о ней, поставил перед собой задачу связать пространство со временем.

Эйнштейн и Минковский пришли к выводу о суще­ствовании четвертой пространственно-временной коорди­наты, исходя косвенным образом из тех же идей Лоба­чевского.

Однако Хлебников шел иными путями, и его понимание пространства и времени было и остается до настоящего времени совершенно феноменальным.

Отрывок «Завещания» дает ясно почувствовать, как преломились в сознании поэта идеи Лобачевского. В от­личие от Минковского и Эйнштейна он считал, что про­странство и время соединяются в человеке. Здесь, в сфере живого мыслящего существа, образуется тот узел, где пере­секаются параллельные прямые. Здесь готовится гигантский скачок не только сквозь бездны космического пространства, но и сквозь бездны времени. Человечество должно «про­расти» из сферы пространства трех измерений в простран­ство-время, как листва прорастает из почки, «воюя за объем, веткою ночь проколов».

«Слова — нет, есть движение в пространстве и eго части — точек, площадей...

Плоскости, прямые площади, удары точек, божествен­ный угол падения, пучок лучей прочь из точки и в нее — вот тайные глыбы языка. Поскоблите язык, и вы уви­дите пространство и его шкуру».

В каждом звуке нашего языка таится модель одной из многочисленных вселенных. Легко воспроизвести эти модели графически. «Вэ — вращение одной точки около другой».

Это модель нашей галактики, где все планеты и звезды вращаются вокруг центра. Луна вокруг Земли, Земля во­круг Солнца, Солнце — вокруг оси галактики.

«Зэ — отражение луча от зеркала — угол падения равен углу отражения».

Это зримый образ нашей встречи с антимиром, частицы с античастицей. Зеркальное отражение без соприкосно­вения.Коллайдер звука
Зеркало
лекало
звука
в высь
застынь
стань
тон
нет тебя
ты весь
высь
вынь себя
сам собой бейся босой
осой
ссс – ззз
озеро разреза
лекало лика
о плоскость лица
разбейся
то пол потолка
без зрака
а мрак
мерк
и рек
ре
до
си
ля
соль
фа
ми
ре
и рек
мерк
а мрак
без зрака
то пол потолка
разбейся
о плоскость лица
лекало лика
озеро разреза
ссс – ззз
осой
сам собой бейся босой
вынь себя
высь
ты весь
нет тебя
тон
стань
застынь
в высь
звука
лекало
зеркало (Константин Кедров)

Линии мировых событий ЛИМИСЫ как незримые струны пронизывают вселенную, образуя космичесукую виолончель, похожую на бутылку Клейна
БУТЫЛКА КЛЕЙНА БРОШЕННАЯ В МОРЕ

Не раз не два подсовывали дезу:
Не лезь в Бутылку Клейна-
А я лезу

Пока не вышла душа из плена
Бросаю в море Бутылку Клейна
Уже не скем не о чем не споря
Бутылку Клейна бросаю в море

Я признаюсь на ухо келейно
Средь обвалов мировых лавин
Мозг устроен как Бутылка Клейна
Только в нем побольше горловин

Мозг устроен как Бутылка Клейна
Всё уходит в дальние миры
Внутривенно или внутринервно
Мысль как крот выходит из норы

Что сказать вам о себе о мире
Я ушел из мира мир не изменя
Я бутылка Клейна брошенная в море
Или это море брошено в меня

Обнимаем благоговейно
Оба вырвались из себя
Мы с тобою Бутылка Клейна
Я в тебе и вокруг тебя

Выстрел в горловину бутылки Клейна
Может вернуться тебе в висок
Выстрел в висок- вернется
в горловину бутылки Клейна

Иисус-Мёбиус

Быть может это знания искус
Всегда подвижна имени граница
И в Мёбиусе скрыто Иисус
А в Иисусе Мёбиус таится

Клейн и Клее давай со мною склей
Как Пётр и Павел-Мёбиус и Клейн
У Врат Вселенной множество ключей
Ты ключ в уключине доверчивей верчей

Но ты и я одна бутылка Клейна
Разбита! И её уже не склеить
Разбита! И летят её осколки
О сколько сколько режущих нас колко

(Константин Кедров)

по­че­му имен­но «Чёр­ный ква­д­рат»? Ведь у Ма­ле­ви­ча есть и крас­ный, и бе­лый, и бе­лый на бе­лом. Но тут уж ни­че­го не по­де­ла­ешь. Пуш­кин столь­ко все­го на­пи­сал, а оп­рос на ули­це все­гда один ре­зуль­тат: что-то там про чуд­ное мгно­ве­нье. Эру­ди­ты, прав­да, по­мнят и про ге­ния чи­с­той кра­со­ты. Но да­же они не по­до­зре­ва­ют, что стро­ку «ге­ний чи­с­той кра­со­ты» за год до Пуш­ки­на на­пи­сал и на­пе­ча­тал Жу­ков­ский. «Меч­ты люб­ви уе­ди­нен­ной / И жиз­ни пер­вые цве­ты / Кла­ду на твой ал­тарь свя­щен­ный, / О ге­ний чи­с­той кра­со­ты». Толь­ко это не Ан­не Керн по­свя­ще­но, а Ма­ше Про­та­со­вой.

Впро­чем, и чёр­ный ква­д­рат на бе­лом фо­не пер­вым на­ри­со­вал ан­г­лий­ский врач, ас­т­ро­лог, ми­с­тик Ро­берт Фладд (Robert Fludd), в сем­над­ца­том ве­ке. Это бы­ли ил­лю­с­т­ра­ции к Биб­лии. Один ква­д­рат про­сто чёр­ный с под­пи­сью на ла­ты­ни Et sic in infinitum («И так до бес­ко­неч­но­с­ти»). Из дру­го­го спи­ра­лью вы­ры­ва­ют­ся лу­чи све­та. Ско­рее все­го, Ма­ле­вич эти изо­б­ра­же­ния знал, ина­че бы не вос­клик­нул: «Я от­крыл без­дну – за мной, авиа­то­ры!». Кро­ме то­го, он чи­тал тру­ды Пла­то­на, где ут­верж­да­лось, что веч­ные сущ­но­с­ти ми­ра – эй­до­сы – пря­чут­ся в ге­о­ме­т­рии. Эй­дос ог­ня – пи­ра­ми­да, эй­дос зем­ли – куб. А куб – это трёх­мер­ный ква­д­рат.

Но Пла­тон чи­с­тый иде­а­лист, а Ма­ле­вич су­пре­ма­тист. Он ве­рил, что эй­до­са­ми мож­но по­ве­ле­вать. По край­ней ме­ре на по­лот­не. Тог­да всем ка­за­лось, что бес­смер­тие ря­дом. Впро­чем, Ан­д­рей Руб­лёв был то­же не­о­пла­то­ни­ком и ге­о­ме­т­ри­с­том. Его ге­ни­аль­ная «Тро­и­ца» плав­но впи­сы­ва­ет­ся в овал, а тра­пе­ция сто­ла есть не что иное, как про­ек­ция зем­ли в не­бо.

Вер­нём­ся к «Чёр­но­му ква­д­ра­ту». Ма­ле­вич счи­тал эту кар­ти­ну сво­ей ико­ной. Ате­и­с­ти­че­с­кая дик­та­ту­ра не поз­во­ля­ла на­зы­вать ве­щи сво­и­ми име­на­ми. Он про­сто по­ве­сил свою кар­ти­ну в крас­ном уг­лу, где по­ло­же­но быть ико­не. «Чёр­ный ква­д­рат», кста­ти, на­зы­вал­ся «Су­пре­ма­ти­че­с­кий ква­д­рат. Это ок­но в бес­ко­неч­ность. Из не­го всё ис­хо­дит, и всё ухо­дит в не­го. Он, как и ква­д­рат Флад­да, слег­ка не­пра­виль­ный. Кро­ме то­го, он всё вре­мя ле­тит в бес­ко­неч­ную бе­лиз­ну. Ле­тит от нас и ле­тит к нам. Этот оп­ти­че­с­кий эф­фект на­зы­ва­ет­ся «взгляд ху­дож­ни­ка». И не про­сто ху­дож­ни­ка, а ху­дож­ни­ка ге­ни­аль­но­го. Да и не чёр­ный он, этот ква­д­рат. Из-за спе­ци­аль­но не­ров­ной по­верх­но­с­ти всё вре­мя по-раз­но­му пре­лом­ля­ет­ся свет и для тон­ко­го зре­ния пе­ре­ли­ва­ет­ся все­ми цве­та­ми ко­с­ми­че­с­ко­го спе­к­т­ра.

Один аме­ри­кан­ский ху­дож­ник в 60-х го­дах вы­ста­вил свой аб­со­лют­но чёр­ный холст. Я ви­дел его. В от­ли­чие от «Су­пре­ма­ти­че­с­ко­го ква­д­ра­та» Ма­ле­ви­ча это про­сто чёр­ный ква­д­рат­ный холст. Но у ис­кус­ст­во­ве­дов от вос­тор­га пе­ре­хва­ти­ло ды­ха­ние. Ка­ко­во же бы­ло все­об­щее ра­зо­ча­ро­ва­ние, ког­да кто-то вдруг вспом­нил о Ма­ле­ви­че. Мы же в те вре­ме­на о Ма­ле­ви­че не вспо­ми­на­ли. Ква­д­рат то­мил­ся в за­пас­ни­ках до се­ре­ди­ны пе­ре­ст­рой­ки. А ког­да вы­порх­нул и сно­ва взле­тел над ми­ром – всё, от ху­лы до вос­тор­га, по­вто­ри­лось, как в на­ча­ле ве­ка.

Я на­пи­сал свой «Ква­д­рат Ма­ле­ви­ча» в 1980 го­ду. Но воз­мож­ность про­честь его по­яви­лась лишь в кон­це 80-х в вы­ста­воч­ном за­ле на Ка­шир­ке. Не ве­ря сво­е­му сча­с­тью, я про­чёл с пе­ре­сох­шим гор­лом:

 

Об­ро­нен­ная фоль­га

в мёрт­вом воз­ду­хе зве­нит

свой за­тей­ли­вый по­втор

про­дол­жа­ет слад­кий звук

 

свет ноч­ной на­мо­ло­чен

рез­ко сдви­ну­та ночь

как ко­мод

и от пыль­но­го лун­но­го све­та

ос­тал­ся ква­д­рат под ква­д­ра­том

 

ма­нит тёп­лою лун­ною пы­лью ква­д­рат

не смы­ва­е­мый ни­кем и ни­чем

не вме­щая об­те­ка­ет се­бя ква­д­рат

как рог изо­би­лия сып­лет ква­д­рат ве­ща­ми

 

в от­сут­ст­ву­ю­щей ве­щи

на­мно­го боль­ше ве­щей

из не­го вы­па­да­ет ночь

и про­зрач­ная пыль­ная лу­на

из­вле­че­на

как ко­рень

слад­ко но­ет ко­рень

мо­лоч­ных зу­бов лу­ны

 

вот и вы­ле­тел пыль­ный мо­ты­лёк

осы­пая пол пы­лью

 

Ква­д­рат при­под­нял­ся

вспорх­нул

и уле­тел

ос­тав­ляя тень ква­д­ра­та

В чёр­ном бар­хат­ном ко­с­мо­се ле­тит ква­д­рат Ма­ле­ви­ча, а из не­го си­я­ю­щие спе­к­т­раль­ные ра­ду­ги. По­пы­тал­ся по­зд­нее за­пе­чат­леть это мас­лом на хол­сте в гос­тях у дру­зей-ху­дож­ни­ков на Боль­шой Ор­дын­ке, над квар­ти­рой, где гос­ти­ла Ах­ма­то­ва. По­лу­чи­лось. Эту кар­ти­ну по­да­рил ис­кус­ст­во­ве­ду Алек­сан­д­ру Шу­мо­ву по его прось­бе. А не­дав­но то же са­мое уда­лось вы­го­во­рить сти­ха­ми.

Зер­ка­ло в зер­ка­ле

 

Си­не­зе­ле­но­бе­лый

Жел­то­зе­ле­но­крас­ный

Крас­но­оран­же­вый

Оран­же­во­крас­ный

 

Чёр­ный

на

Чёр­ном –

Крас­ный

 

Крас­ный

на

Крас­ном –

Неж­ный

 

Не­ви­ди­мый

Ви­ди­мый

От­ра­жён­ный

Не­от­ра­жён­ный

 

Да что мы за­цик­ли­лись на ква­д­ра­те? Ведь, со­глас­но Пла­то­ну, тре­у­голь­ник – сим­вол ог­нен­но­с­ти все­лен­ной.

Чёр­ный тре­у­голь­ник

 

Ма­ле­ви­чий

Де­ви­чий

Го­лень­кий

Треу-

голь-

нень-

кий

ий

й.

Перформенс ДООСа-Выход в 4-е измерение Разработан на основе этих идей и этих стихов.
Проекция квадрата-куб
Проекция куба-куб в кубе
Вера 4-х измерений воплотилась в сценическое действо
Перформенс "Супрематический Гамлет" Сергея Тырышкина и Константина Кедрова сделает для всех эту геометрическую фантасмагорию зримой.