Триада Лермы. Генетика. Матушка

Игорь Карин
   Чем ближе мы подходим к рождению нашего Гения, тем более нас поражают характеры его родителей… Вот его будущая  Матушка – Мария Михайловна, о которой уже немного сказано выше. Но продолжу ссылаться на книгу Толстой,  процитирую то, что уже выписал себе (а выписывать хочется беспрерывно). Итак, закавычу длинную цитату (с.10):
    "С малых лет Машенька проявляла музыкальные способности, и  Арсеньев гордился, что девочка стала выступать в спектаклях, и настолько удачно, что вызывала пением своим восторженные аплодисменты, а когда участвовала в живых картинах, то ее называли феей и ангелом.
   Девочка получила домашнее воспитание. И отец и мать любили Машеньку, но оба, чтобы заручиться ее доверием, постоянно жаловались ей: отец – на жесткость характера супруги, а мать – на легкомыслие  Михаила Васильевича. Машенька  с детства приучилась молчать, чтобы не оскорблять чувств матери, которую она любила, но побаивалась, и отца, которого любила безоговорочно, слепо и доверчиво. Она пристрастилась к чтению книг и любила толковать о прочитанном с отцом.  Прекрасно владея французским, немецким и английским (с. 11) языками, она читала в оригинале модные романы. Фантастические повествования мадам Жанлис заполняли ее досуг.
  … Машенька  читала все подряд... Она любила чтение, и на креслах часто лежали книги, которые она еще не успела  дочитать.
    Она жила в мире воображаемом и не знала действительности, привыкнув к нежнейшим попечениям заботливой маменьки и любезного ее сердцу отца. Иногда они уезжали путешествовать, гостили в столицах, но опять с удовольствием возвращались в Тарханы".
  (Ну вот и еще один источник воздействие на будущего ребенка – страсть матери к чтению, к таинственности и чудесам, романтическим приключениям. Будет с чего начать Мишеньке, который сразу выведет в своих опытах незаурядные романтические характеры. И воображаемый мир, «виртуальный» затмит для мальчика мир сущий. Но страсти там будут бушевать вполне реальные, унаследованные и развитые. Недаром же первая большая драма будет названа даже по-немецки: Menschen und  Leidenschaften ( Люди и Страсти).
     Машенька потеряла любимого отца в 15 лет.  Историю его гибели я попробую передать по другому источнику – упомянутой книге П.А Висковатова.  У него сказано, что отец Машеньки был моложе супруги своей и однажды сильно увлекся княжной Мансыревой, жившей по соседству. Будущая бабушка поэта вознегодовала, и «между женою и мужем произошла бурная сцена»…
    Но соперница должна была приехать на представление шекспировского «Гамлета», в котором Михаил Васильевич играл роль могильщика.  Его супруга, однако,  послала гневную записку сопернице, и та не приехала.
Михаил Васильевич же получил от княжны некую записку. И не вынес этого удара – полагали, что он выпил яд. (Висковатов, с.33-34)
(И чем это не сюжет для юного драматурга  Мишеля Лермы?!)
       В свете сказанного становится понятным, что Машенька не могла не увлечься будущим отцом Мишеля. У Висковатова это описано так. Мать Машеньки не захотела оставаться в Тарханах,  где все напоминало о счастливом браке ее и трагической гибели уже прощенного мужа. Они отправились в Москву и гостили подолгу у родни.  Возвращаясь однажды из Москвы, заехали к Арсеньевым, которые были в «большой дружбе с семьей Лермонтовых, живших в имении Кроптовке. Эта семья состояла из пяти сестер и брата Юрия Петровича, который был воспитан в 1-м кадетском корпусе, в Петербурге, а  потом служил в нем и вышел в отставку по болезни в 1811 году  с чином капитана.
   Красивый молодой человек с блестящими столичными приемами произвел на Марья Михайловну сильное впечатление. Женское население Кроптовки и Васильевского жарко принялось за дело, и … молодые люди были помолвлены, и Марья Михайловна приехала с матерью в Тарханы объявленной невестой».
(П. Висковатов, с.35).