Видение отроку Варфоломею. Куликовская битва

Вера Гиоргадзе
                «Видение отроку Варфоломею» - М.Нестеров



       Ко Дню воинской славы России – годовщине Куликовской битвы
              и 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
                К годовщине упокоения М.В. Нестерова               
                (Писано в 2014 году)
   

      8 октября (25 сентября) – Преставление прп. Сергия Радонежского.
     18 октября (1942 г.) – день упокоения Михаила Васильевича Нестерова.
               

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать,через   
 пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит,
                он живой, значит, жив и я». - М.В. Нестеров
   




Всё словно замерло… Природа,
Спугнуть боясь ли, – что грядёт! –
Притихла… То ль – взмолилась?.. Вроде,
Ну, что такого... Только вот,
Она-т молчит, но, всяко, осень
При-на-ря-дила! – Неспроста:
И красота, – Другая вовсе! –
Что мир СПАСёт, вложив в уста
Не пастушка Варфоломея,
Но – старца Сергия! – слова,
Когда Димитрий князь смиренно
Пред битвой грозною предстал
Пред ним, ища благословенья:
А у кого ж как не его?.. –
Печальник всей Земли, за Веру
И за Отечество своё
Радетель коль он святый!

Сергий –
И двух монахов! – с ним пошлёт,
Ни одного, ибо, мгновенья
Не сомневался – в нём! – Сам Бог:
«И будет избранным сосудом
Святого Духа отрок сей…», -

Тот возвестит, кого под дубом
Сейчас мы видим на холсте,
Слегка склонившимся как - будто,
Пред этим отроком с лицом
Смертельно бледным, но – подспудно –
Живых живей! …Что видит он,
И в умилённом кротком взгляде,
В ручонках тоненьких худых,
В моленье сложенных?.. – Не знаем,
Но знает Тот, столкнул кто их
На невысокой, да «не – с горки»! –
У всей округи на виду.

Шёл,  лошадей найти бы,  отрок,
А  встретил старца вскоре … – Вдруг?
Иль ждал? - в спокойствии поскольку.
В рубахе белой! – к стаду ль? …кнут….
И в ризе что: там – в бел! – бородка
И рукава… И вид тех рук! –
Их обладатель не иначе
Как жизнь свою всю посвятил
Посту, трудясь и дни, и ночи.

Вот так и Сергий свят! – пасти б….
Ну, а пока: безмолвный возглас
В восторге трепетном мальца.
В глазах – глубь, ширость Матерь-Волги!
А даль – во взоре чернеца,
Его хоть очи и сокрыты
От взоров схимой мрачной, но –
Рукой творца и светлый лик тот
Незримо лёг на полотно!

И солнца нет, но всё сияет
Проникновенной чистотой….
Русь Православная! Святая!
Безбрежность! Двое и – простор!
Фигуры две, – одно дыханье:
Не встреча, – сретенье*!

Взгляни,
У древа – оба! – в мощь, век, тайну:
Кора – бронёй от бурь и зги,
Вся потемневшая, буграми.
Ствол Великана, и на нём –
Листочков нежность, в зелень рая!

А у подножья дуба вон:
Сосёнка, лист рябины голой –
Не в рост… Берёзка, в жуть, стройна…
Но – травы, рожь… – ужель не больно? –
В поклон да, молча, как всегда.

Былинкой каждой пала в ноги
Златая осень и – холмам,
Извиву речки, и дороге,
И в цвет соломы волосам –
Того, в душевном ожиданьи
С недетской детскостью лица
Стоит в печали что ….Кто знает,
Пока сей ждёт молитв конца, -
В слезу, творившихся прилежно
Так долго иноком, о чём? –
О чём он думает?.. Конечно,
Просить молиться за него –
«Уметь бы грамоту»… Но, всё же…
«В крестах, в цвет крови, капюшон;
Сам «светолепен»… Ангел, можа?
Вкруг головы злат венчик*! Вон,
Ковчежец держит, аки храм прям…».

А в нём – просфоры часть, что даст,
Прозрев духовными очами
Своими инок : «Чадо, на,
И не скорби, от сего дне ти
Дарует грамоте Господь
Зело умети добре!». Съест! И…

И хоть не видим мы того,
Однако мастер умудрился
Соткать с преданья – яви холст!
Здесь всё живёт и дышит: в выси,
Меж облак мутных – в небо вход.
Во всём душа! – В домах деревни;
В несжатой ниве и стогах;
В часовне с главками; в деревьях
Лесов, рощ; в птахах, в васильках!
В тонах неброских – упоенье
Несуетливостью мирской,
И тишь, и у-ми-ро-творенье.
А в тусклом: яркий, но – простой!
И – « точно воздух заволочен
Пасхальным благовестом» в рань!
И рвётся радость что есть мочи:
Пейзаж донельзя русский!

Зван
К его застолию в нет равных,
И пастушок Варфоломей,
С «Виденья отроку» что, – к Лавре! –
Где внял азам Рублёв Андрей!
Велик и Нестеров, сумевший –
Мазками! – столь превознести
Красу неброской и не вешней
Природы Северной Руси.

И да, всё замерло…. Природа
Златой, в лист осени, поры –
Сродни самой душе Народа,
В сусальность что, хоть – и в костры!


***


Вот и тогда на Куликовом:
Сначала воздух терпок, прян –
Под сентября небес покровом.
Потом и пыли ураган! –
И на одежду, конски гривы,
На землю, мокрую от слёз,
К «секут» что, «рвут», почти привыкла:
Сколь их в «незван» – на пир Берёз! –
Уж загостившихся не в меру?..

Не по здорову по добру
И – выпроваживать теперь их!

В святого Праздника* канун
К донскому берегу пристало
Вплотную воинство всех «рус».
Обозы йдут…. С вершин увала  –
Передовые, глядя: «…Рууусь…»!

Ах, что за вид перед глазами:
Земли убранство по краям –
В дубрав парчовы ризы! Замер,
Зарёй вечерней, свет.

Туман
Клубами ладанными, ниже,
Всё воскуряется… То час
Вечерней службы, к небу ближе б –
Прям под открытым! Тысяч глас
Звучит церковным песнопеньем.
Упруги волны моря слов
Струятся звуком гряд осенних
И погружённых в тень долов.

…Зажглись огни среди обозов,
И в остывающем слегка
Уж тянет запахом: в раздолье!
В душистость варева, дымка.

А далеко за Доном где-то –
Отсель невидим пока что,
Уж дотлевает, сизым пеплом
Заря покрывшись. На другой
Сто… стороне, над полем спящим
Из мутна зарева во мгле
Печально выглянул, что с чащи,
Отломок лунный в полкольце
Щита татарского…

А ночью
Похолодало. Всё – туман:
К утру не спал... Мга застит очи….
И снова – праздничный тропарь:
Вновь начались в полках молебны.

Не отступал седой! – Сама
Земля сыра, что Мать, жалела:
Отсрочить, скрыв, на час хоть-два ...
Но, лучше  пасть бы той завесе:
Так долго ждали…

Ждать не в мочь!

И – показались. …Солнце бесам
Светило в спину. Вид их – в ночь.
Христовы ж дети, озираясь
Себя вокруг, могли узреть
Сиянье шлемов! В бликах зарных
Наряды бранные теперь,-
Одежды праздничные словно!
И – шевельнулся дух в рядах….

Расставшись с княжеским убором,
Простой что ратник стал! – сам Князь,
Да из полка бы в полк свободно
Передвигаться, подбодрить,
Совет где дать и воеводам.
А враг пусть думает, - стоит
Под стягом князь неколебимо
Своих же ратных позади,
Как и положено: смерть – мимо б…
Отговорить, нет, не смогли!
Сел на коня и, как отъехал,
Вмиг растворился в гуще он
Верховных ратников, в доспехах.

Бой начат в полдень был и – до…. –
Почти до сумерек. …Кому-то
Хватило нескольких минут,
Ибо уж тысячи убиты….

Но – сроки вышли! И мечу
Теперь – разящему! – дорога:
«Кто к нам с мечом…», «не мир, но меч»!
Ломались копья в треск безбожно,
Пожаров буйство… Таки с плеч
Летели головы! – ступивших
В чужую землю, бы распять,
По каплям кровь, из жил бегущу,
Чад Божьих выточить!

Не вспять –   
Туман. …Но, не! сырой и знобкой –
Мгла. У-ду-ша-ющая мгла!
Ходило солнце ходуном в зной,
Густел и воздух что гроза.

…Теперь Светило уж не било,
Слегка продвинувшись, в глаза,
Как поутру-то, русским, - силы
Придав редеющим рядам!

И ветер дул, опережая
Вихров листвы осенней лёт!
Нёс далеко вперёд засады
Клик гневный, двигал и вперёд,
Аки на крыльях! Тучей пыли
Обнёс Орды Златой он тьмы.

Не зря, столь ждали:

Враг «всесильный»
Вдрызг опьянён успехом, и –
Навеселе да, торжествуя,
Ко холму русские полки
Вовсю толкает, в гик ликуя!
А там река…

Победа ль, - им?
Как бы ни так! Не оправдалась
Надежда тьмы: на русский тыл! –
Приспевшей коннице бывалой,
Но – свежей! – мчавшейся, смести б,
Ан, налететь… И – получила,
Да сокрушительный удар!
А дальше – всё…
Надолго!

Было
Всё! – у Мамая… Оставлять
Мечту о славе Полководца,
Как уж держал почти в руках,
Ох, тяжело…. …Он видел, солнце
Как опускается – сколь раз! –
Над степью… Но, в закатном небе
Не приходилось никогда
Ему доселе видеть гнева
И столь досады, как сейчас!
И – отвернулся он от Выси.

…Навстречу сумеркам скакал, –
Под рёв и грохот бегства! – рысью,
Да не рысцой, как – в Русь.
Ну, как?!

А в этот час под сень дубравы
Въезжали двое…. И – нашли:
Великий князь Димитрий ранен,
Да – под берёзкой русской… – Жив!

Не одолели и – в неравном!
В тот день, как миром! свечи жгли:
Шёл бой; молилась Богоматерь,
Лишь только Рождшаяся; и
Печальник Русскою Земли всей
Не выпускал кадила…. Дым –
И к Небеси, к Донскому;

…в кисти,
Держал в руке что Михаил…
За нимб тот – золотом! – в картине,
Лишь краскам, вроде, место где:
«Икона что ль?», – СтрашнЫм судили   
Завистник, критик ли…. – Всяк смел!

Не мог им Нестеров ответить,
Да и не трогали его
Те замечанья. В шума свете,
Столбом поднявшимся, зато
И мысль тогда же заострилась
На теме отрока: вот он! –
Земли Игумен Русской*! – Сила,
Без коей стала б Русь Святой?
Ибо спасенье для России,
Всем сердцем любящий её –
И «безтолковой, и великой,
Убогой», но родной во всем! –
И сам измученный сей жизнью,
Как всяк «талант, что – не в земле»,
Художник верил свято: выйдет
Лишь «из народа,  веры  всей
Душою русской  и смиренья»!
И он нашёл тот идеал:
Подвижник Радонежский Сергий!
И он писал о нём,
                писал*…






-----------------------------------------------------
 
Иллюстрация - М. Нестеров - «Видение отроку Варфоломею»- 1889-90г.
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым.


*"Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок... Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы.» - М.Нестеров

* Се;ргий Ра;донежский; преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (в миру Варфоломе;й; 3 мая 1314 года (дата предположительная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

* «Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «Печальник»?
«Печаловаться» — в переводе с церковнославянского языка значит 'ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого'. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.»

*«Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретени»е. Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков), – более подходяще славянское слово “сретение”, ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 170–171).»

* 21 (8) сентября –  день Рождества Пресвятой Богородицы
* 21 (8) сентября 1380год – Куликовская битва

*Только Сергий Радонежский носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен – настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий – духовный наставник для всей Русской земли.

*«В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. Так, на протяжении 1890-х художник работает над полотнами "Сергиевского цикла". Пишет картину "Юность Преподобного Сергия" (1897), триптих "Труды Преподобного Сергия" (1897), полотно "Преподобный Сергий" (1898), эскизы к большой картине "Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским" (1898-1899)»


http://www.youtube.com/watch?v=QgCb8GtKYBo
ДЕРЕВЕНСКИЙ ПЕЙЗАЖ ; Алексей АРХИПОВСКИЙ - Золушка




Писано 04.10.2014г.