Общий знаменатель. Пустота и одиночество

Наиля Ахунова
 
lexa (Андреев)
Общий знаменатель "пичальки": про конкурсы хайку
(репост)

Написал об этом в комментах, а потом подумал, что надо подробнее развернуть тему отдельным постом. Так вот: 7-й Международный конкурс хайку оставил у меня примерно то же ощущение, что и в прошлые годы: дипломанты и третьи места зачастую интереснее, чем победители.

В этом году первые места кажутся какими-то особенно одномерными. И тема у всех первых мест одна - пустота. Даже непонятно, почему они в разных категориях оказались. Пустая дача, пустые стручки фасоли, пустое футбольное поле, распущенный свитер и одинокие старики. Всё сказано. Пичалька удалась. Но нет объема, нет ощущения загадки, другого берега. Нет большой истории за маленькой деталью.


1 место в "Традиционных хайку":

пустая дача
сквозняк гоняет по кухне
луковую шелуху

(Валиния)

1 место в "Современных хайку":

пустые стручки фасоли
соседка на кухне
рассказывает о сыновьях

(Wetlin)

1 место в "Сенрю":

минус один —
свитер бывшего распускаю
на шапочки дочкам

(Яна Полтарак)

вырезает цветы
из конфетных коробок
одинокая женщина

(Виталий Кадаев)

одинокий грохот
хозяйственной тележки —
единственной подруги старика

(Ира Новицкая)

1 место в в тематической номинации "Такие разные дожди":

ни души…
лупит по футбольному мячу
летний ливень

(Николай Гранкин)

Совсем другое дело - те хайку, которые оказались в дипломантах или в третьих местах (иногда во вторых). Там есть трехстишия с глубиной, с целым ненаписанным романом за спиной:

весенний дождь
всю ночь сохнет лужа
от ее зонта

(Питер Чухов)

конец мая
опять заскрипела
дверца шкафа

(Павел Воронцов)

март на дворе
рушит снежную крепость
бывший защитник

(Олег Ленцой)

все в сборе
по стопке отца
ползёт муравей

(Александр Шитковский)

на безымянном пальце
так ярко сияет
субботнее солнце!

(Светлана Соколова)

хмурое утро
разными нитками
заштопан носок

(Евгений Казаков)

И главное, потом в "Россинках" опять будут статьи членов жюри - про "большое в малом", про ощущение приоткрытой двери и невысказанной тайны, про детское восприятие чудесного мира - и всё в таком духе. Почему же тогда на первых местах столько пустоты? Или это чисто математический закон "победы среднего по очкам"?

Видимо, да. Причём это не просто математика, а психоматематика: вычисление общего знаменателя чувств. Тут надо заметить одну деталь: конкурс МКХ отличается от многих других международных конкурсов количеством судей. В японских конкурсах типа HIA Contest или Kusamakura судей обычно один-два. А в российском МКХ судей пять, плюс ещё отборочная комиссия. Победитель определяется по сумме баллов. Видимо, это и определяет "самую коллективную тему", которая забивает первые места: пустоты и одинокие старики.

Причём этот паттерн держится уже не первый год. Вот первые места из конкурса МКХ-6 (2013 год) в номинациях "Традиционные" и "Современные":

девять дней
засохли в банке
кисти для акварели

(Анна Конева)

две пустых чашки
всё рассказали
друг другу

(Евгений Плеханов)

шкаф нараспашку
качнулись
пустые плечики

(Михаил Ежов)

Однако, чтобы не заканчивать на пичальке, расскажу ещё один научный факт. Есть другая тема, которая часто завоёвывает коллективные чувства. Это шутка, анекдот, особенно с эротическим уклоном. В случае хайку это называется "сенрю".  И вот внезапно оказалось, что лично у меня таких хайку сейчас больше, чем про пустоту. Ну, это логично: при полном доме бегающих спиногрызов не очень пишется о пустоте. Поэтому в конкурсе МКХ я выезжаю именно в сторону сенрю. Не то чтобы высоко выезжаю, но это всё-таки похоже на тренд. То есть я посылаю на конкурс дюжину очень разных хайку, а в значимых результатах оказываются вот такие:

2013, третье место в номинации "Сенрю":

тополиный пух -
что бы ты ни сказала,
хочется чихать

2014, выбор народного голосования в номинации "Сенрю":

осенний парк –
жду, когда женщина
выйдет из кадра

Дальше можно было бы развить тему про индекс национального пессимизма через подобные конкурсы (как про кино). Но мне уже лениво, поэтому дам только намёк - посмотрите, какие хайку побеждают последние годы в международной секции конкурса Mainichi Haiku Contest. Во-первых, там побеждают теперь только женщины. Во-вторых... ну ладно, не буду сбивать вам интерес для самостоятельных исследований.