ВердиктЪ, вынесенный Фонарным Столбом

Фима Жиганец
В октябре этого года я выступаю как эксперт БЛК. Вот вспомнился мой первый опыт в этом качестве.
Не уверен, правда, что на сей раз всё окажется столь оптимистично - но очень хотелось бы.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Большой литературный Конкурс
Итоги февраля 2012 г.
Эксперт - Александр Сидоров (Фима Жиганец)

http://www.stihi.ru/2012/03/07/4995

 
 Честно говоря, я не хотел выступать экспертом на БЛК. По личным причинам, связанным с... неважно с чем. Однако – как говорится, переступил гордыню свою).

 Говорю лишь для того, чтобы почтеннейшая публика поняла: заподозрить меня в излишней симпатии к конкурсу было бы величайшим недоразумением.

 И однако же… Признаться, я пережил некоторый культурный шок. Те, кто знает меня по стихире и не только, могут засвидетельствовать, что Фима Жиганец на похвалы не горазд. Это как минимум). Но в этот раз уровень представленных произведений меня не просто удивил – ошарашил.

 А надобно вам сказать, что перед тем, как взяться за сочинение этого опуса, я, ничтоже сумняшеся, прочёл обзор эксперта предыдущего конкурса – Айдара Хусаинова. Ну, для общего кругозора. Впечатление печальное: видимо, решил я, совсем уже конкурс захирел, ежели товарисч ничего отметить не смог, кроме нескольких текстов (которые на меня не произвели впечатления).

 Вот с таким бодрым кладбищенским настроем принялся я за свой скорбный труд. И… с первых же шагов остолбенел! Нет, в буквальном смысле слова. Застыл в изумлении, как фонарный столб. И далее прошу народ стихирский меня не винить за относительную немногословность. Что взять с фонарного столба? Ведь он даже не многоуважаемый шкаф…
 ***


 *ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС "Смерть" http://www.stihi.ru/2010/04/26/3267  , номинатор: БЛК
 
 СМЕРТЬ

 Умолкли  птицы.  Небо  словно  выше.
 Звезда  прожгла  мерцанием  простор.
 Беззвучный  вздох  –  полёт  летучей  мыши.
 Затих  дневной  досужий  разговор.
 Повсюду  тени.  В  бликах  мостовая,
 незримо  шевеление  листа.
 Мелодия  вечернего  трамвая
 так  непередаваемо  проста,  –
 но  вдруг  ушла,  закончилась  внезапно...
 ...Остывший  воздух  дрогнул  невзначай:
 тупым  стеклом  по  вечности  царапнул
 ночной  мопед,  стеная  и  стуча….


 РАЗУМЕЕТСЯ, я не буду приводить всё стихотворение целиком. Для этого ссылка имеется. Скажу одно – высший пилотаж. Я не о том, что «здесь,  без  света  и  дороги / землёю  Смерть  полночная  плывёт». Там-то пилотаж всегда высший. Смешение простоты и космической философии напоминает мне стихию Пастернака. Именно – напоминает; потому что у Василия свой, особый стиль. Но по мироощущению, по поэтической стилистике его можно причислить к поэтам пастернаковской школы. Не на правах ученика))).
 Из царапнувшего неприятно – рифма «дороги-тревогой». Всё-таки эпоха Льва Ошанина – это уже в определённой мере архаика, и не след идти давно протоптанным трактом. У поэта должна быть своя колея. Впрочем, не моя мысль). Но верная. 

 ------

 *МИХАИЛ СВИЩЁВ "Ночь с подоконника" http://www.stihi.ru/2012/02/01/5935  , номинатор: БЛК
 

 еще горит палатка «фрукты-овощи»,
 и светятся в картонках померанцы,
 но можно пробираться только ощупью,
 поскольку больше нечем пробираться.

 коснись рукой хоть яблока, хоть облака, –
 весь мир покрыт от края и до края
 мурашками застенчивого опыта,
 незрячими пупырышками брайля.

 щебечут светофоры снисходительно,
 стоит Гомер в советском переводе,
 и взрослые, как дети без родителей,
 на красный свет дорогу переходят.


 НУЖНЫ ЛИ комментарии к этой совершенной миниатюре? Мир, покрытый "мурашками застенчивого опыта, / незрячими пупырышками брайля" – говорит сам за себя. И это ощущение вселенской бесконечности времени – «Гомер в советском переводе»… И немного грусти о том отрезке бытия, когда ещё были живы настоящие мастера перевода… Спасибо, Миша.
 --------------

 КУЛИКОВ "2. Иванов, Семенов, Борменталь" http://www.stihi.ru/2011/06/30/2173   номинатор: Света Чернышова
 
 И вот поднимает он камень, удобный голыш
 (какая с утра замечательно хрупкая тишь!),
 и вот поднимает он камень с прохладной земли
 (какая заря удивительно нежная рдеет вдали,
 как девушка). Камень параболу чертит, свистя…
 Не плачь, о, не плачь, об окошке разбитом, дитя.

 На звон медсестрица испуганной птицей летит,
 румянец чахоточный сходит мгновенно с ланит,
 румянец чахоточный сходит мгновенно на нет –
 бледна, словно смерть, как застигнутый музой поэт.
 Зловещий осколок сосулькой сверкает в руке,
 и вот уже крики и стоны слышны вдалеке.

 С зажатою колото-резаной раной внизу живота
 стеклянно глядит в потолок Иванов-лимита,
 стеклянно глядит в потолок, расставаясь с душой,
 минуту назад еще наглый, веселый, большой.
 Как будто бежал и, споткнувшись, упал на бегу,
 кошелку с брусникой рассыпав на белом снегу…


 БЛЕСК. Вот палитра! Я имею в виду даже не стих, а конкурс. Вы поглядите, какие они разные, эти три поэта. Не Иванов, Семёнов, Борменталь, - а Толстоус, Свищёв и Куликов. И три совершенно разных равноЦЕННЫХ произведения. Как говаривал товарищ Горбачёв, это просто «пирдуха»). У Куликова – лёгкость пера, ирония грустного абсурда с терпким оттенком Хармса, наслаждение бытием по рецепту царя Шломо – «и это пройдёт»:

 видения роем проносятся в сонном мозгу:
 кентавры пасутся на белом стерильном снегу,
 кентавры (от пояса конь, а вверху человек)
 пасутся, роняя зеленые яблоки в снег.

 За последнюю строку – просто ВАХ! Эти зелёные конские яблоки с аллюзией на известные «яблоки на снегу, розовые на белом» - дорогого стоят. Растворяюсь в кайфе вместе с Борменталем.
 -------------------


 *АНДРЕЙ РУМЯНЦЕВ 3 "Однажды стану я..." http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548   номинатор: Владислав Сергеев
 
 Однажды стану я покойником.
 А после, может быть, котом,
 Что наблюдает с подоконника
 С ленцой во взгляде золотом,
 Как вслед за осенью грустящею,
 Дождем умывшею дома,
 Приходит в город настоящая,
 Слегка хрустящая, зима.
 Как, параллельно подоконнику,
 Проходят в ритме суеты
 Другие в будущем покойники
 И тоже, может быть, коты.

 Сколько же я авторов себе в избранное добавлю после этого обзора! И что я должен объяснять, что написать об этом обычном шедевре? Такие стихи хочется учить наизусть. Они должны печататься в школьных учебниках вместо чудовищного пушкинского «Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета»… Нет, в самом деле: угораздило же наших нелепых менторов из всего гениального «Евгения Онегина» выбрать самый неудачный отрывок, где на семи строках ТРИЖДЫ повторяется слово «лёд», а на трёх дважды «падает»…
 Но это уже о другом. Снимем шляпу перед Пушкиным – но отдадим должное и Румянцеву).
 -------------------

 *АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Покидая Вавилон навсегда" http://www.stihi.ru/2009/09/24/4297 , номинатор: Анука - Ирина Зиновьевна
 
 Всё началось с того, что девочка Ира
 покинула свою квартиру
 и направилась в сторону детского сада,
 но, не заходя туда,
 прошла мимо его ограды,
 покидая Вавилон навсегда.

 Вдохновлённые этим,
 двинулись другие дети,
 и потом, захлопнув любимые книги маркиза де Сада,
 вышли воспитатели детского сада.

 Уходят все. Идут столяры, побросав зензюбели,
 идут хранители Музея изобразительных искусств имени Врубеля,
 забыв про свои  коллекции.

 Студенты философского факультета покидают лекции.

 Идут участники  шахматного турнира  имени Чигорина,
 идут актёры, не доиграв спектакль по пьесе Григория Горина…

 ДИНОЗАВР КИРЮША с белым пятнышком на левой щеке (отголосок известного ёжика с дырочкой в левом боку) – отдельная пестня. Вот вам, представьте, прямое продолжение пушкинских традиций. Помните:

 …вот уж по Тверской
 Возок несется чрез ухабы.
 Мелькают мимо будки, бабы,
 Мальчишки, лавки, фонари,
 Дворцы, сады, монастыри,
 Бухарцы, сани, огороды,
 Купцы, лачужки, мужики,
 Бульвары, башни, казаки,
 Аптеки, магазины моды,
 Балконы, львы на воротах
 И стаи галок на крестах.

 Гремучая смесь из Пушкина, Пиросмани и Корнея Чуковского. И немного Ветхого Завета, чей прах девочка Ира отряхнула со своих ног и с ног мэра Подлизонова…
 ---------------

 *ПОЛИНА СИНЁВА "Свет отражается в линзе, в осколке, в капле..." http://stihi.ru/2012/01/02/7736  - , номинатор: Талестра
 
 Свет отражается в линзе, в осколке, в капле,
 рвется на части, как клочья горящей пакли,
 и закипает, как жаркий пчелиный рой.
 Потом оплывает солнце за косогором,
 цедит из ложки, сладким течет кагором,
 бурым, кровавым, закатом, густой смолой.

 Что за река? Тяжелая и ночная,
 лодку пустую волною тугой качая,
 черная, огненная, ледяная, немая ртуть,
 висмут расплавленный, адский ядреный вермут,
 вязкое олово, зарево, будешь первым,
 заживо не уснуть.

 Жаром, желтком полуденным, рыбьим жиром
 где-то еще разливается жизнь по жилам,
 жаждой, надеждой, пожаром, тоской, женой.
 Радужной нефтью, праздничным самогоном,
 камфарой, йодом, разбавленным ацетоном,
 мертвой водой, водою, водой живой.

 ПОЛИНУ я незадолго до этого, буквально в начале февраля, уже внёс в число своих избранных авторов. И другим советую.
 Я с большой иронией отношусь к «психоделической» теории. Но в этом случае могу сказать, положа руку на сердце, - психоделика высшей пробы (хотя убейте меня, не вем, что это такое). Поэтическое Слово, которое каким-то неуловимым образом заставляет включить и осязание, и обоняние, и вкусовые рецепторы… Стихи, которые опьяняют, абсент какой-то, полынь на спирту, поэзия крепостью 70 градусов:

 Жаром, желтком полуденным, рыбьим жиром
 где-то еще разливается жизнь по жилам,
 жаждой, надеждой, пожаром, тоской, женой...

 Ну нельзя же так немилосердно, Полина! Это ведь даже не пьяный, это же просто – в хлам… Я требую продолжения банкета!
 ---------------------


 *АНДРЕЙ МОИСЕЕВ "О чем молчит Рыба" http://stihi.ru/2003/02/22-167  , номинатор: Егор Мирный
 
 Вот эта? Вон та? Которая?..
 Вам спинку или филе?..

 Я Рыба. Я - кистеперая,
 Последняя на земле.

 Сожженная древней лавою
 Всеобщей морской беды,
 Я тысячелетья плаваю
 Без пищи и без воды.

 Я столько видала всякого,
 Такое мне душу жгло,
 Что стала я одинаково
 Смотреть на добро и зло.

 А все, что стряслось от Каина
 До нынешних смутных дней, –
 Песчинка, зола, окалина
 В анналах судьбы моей.

 Рабы, короли, военные,
 Поэты, купцы, попы –
 Ничтожны их жизни бренные
 И чаянья их глупы.

 И эти, толпой плывущие,
 Глядящие с трех сторон, -
 Не худшие и не лучшие
 Песчинки в реке времен.

 Приелось давно, наскучило.
 Нет дела до их смотрин…
 Смешно, но для них я - чучело,
 За пыльным стеклом витрин.

 ДА... ЭПИЧЕСКИЙ ФОРШМАК)). В хорошем смысле слова). Внушаеть, как сказал бы мой лепший друг Моржов. А если серьёзно – работа мастера. Сколько же у нас всё-таки талантливых поэтов… Жуть берёт. Если бы сегодня вдруг поэзии дали шанс – у России вынесло бы мозг.
 ------------------



 *АЛЕКСАНДР МЕДЯНИК 3 "Дорога в Дельфы" http://www.stihi.ru/2011/09/07/538  , номинатор: Сергей Шелковый
 
 1. Гектор и Андромаха

 Объединяющий супругов смех:
 он вызван криком маленького сына,
 который принял, видимо, отца
 за чудище. Отец снимает шлем,
 берёт ребёнка на руки. Качает.
 Ребёнок умолкает, а она,
 не отрывая глаз, глядит на них,
 и зайчик солнечный на потолке
 играет, отражённый гладкой медью
 сверкающего шлема….

 ЭТОТ СТИХ требует, конечно, культуры восприятия. Я не о том даже, чтобы расшифровывать дорогу в Дельфы, где Андромаха и её сын Астианакт (тот самый, о котором идёт речь в стихотворении) изображены на картине Полигнота. Просто для того, чтобы ПОНЯТЬ, ПРОЧУВСТВОВАТЬ ВЕСЬ УЖАС И ГОРЕЧЬ будущей трагедии Андромахи, надо знать, ЧТО она пережила после гибели мужа. Стала наложницей сына Ахилла – Неоптолема, того самого, который СБРОСИЛ с троянской стены её ребёнка от Гектора. Родила от Неоптолема троих детей (детей от убийцы её маленького сына!), терпела постоянные издевательства от жены Неоптолема – Гермионы (а вы думали, от подружки Гарри Поттера?). После смерти Неоптолема стала женой Гелена – брата Гектора… Она, воплощение самой верной и преданной жены, оказалась не просто унижена и втоптана в грязь – ПОЛНОСТЬЮ РАЗДАВЛЕНА -

 зайчик с потолка
 исчез, и никогда уж не вернётся…

 Согласитесь, эти заключительные строки звучат в этом контексте значительно пронзительнее. Порою жизнь после жизни бывает страшнее САМОЙ смерти. Такая вот, блин, античность.
 ----------------

 *САША БЕСТ "Я твой личный тотем" http://stihi.ru/2011/12/18/11011  , номинатор: Нина Лёзер
 
 Я – твой личный тотем.
 Это правило писано пальцами по стеклу.
 По дороге в Эдем
 Я рассыпала кисти и краски на сонный луг.

 Разучившись страдать,
 Небо серыми мыслями тянется к январю.
 Отчего же тогда
 Снег все так же ложится вокруг, если я горю?

 И багровым углем
 Ты рисуешь мой личный пожар на своих холстах.
 Ты заочно влюблен
 В это пламя, где кольцами корчится береста.

 На ладонях февраль,
 В нем все так же идет панихида по январю.
 Как священный Грааль,
 Ты меня защищаешь от неба, а я горю.

 Заискрилась душа.
 Из нее перламутровым маревом валит дым.
 Отойди, не мешай,
 Птица-феникс желает испить ледяной воды.

 ПРЕЖДЕ моё поверхностное знакомство со стихами Саши наводило на мысль о том, что они – слишком женские, предсказуемые, нечто вроде ахматовского «вместо шапки на ходу он надел сковороду» (пардон, это не совсем ахматовское, у Анны Андреевны что-то там о перепутанных перчатках).
 После этого стихотворения мне стало казаться, что я сильно загрубил)). Очень энергетически насыщенный выплеск, сгусток пылающих образов – и в то же время без истерического дамского перебора. Сочная поэзия.
 -------------------

 А ТЕПЕРЬ – СТОП! У МЕНЯ ОСТАЁТСЯ ЛИМИТ - ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ, НО ПРЕТЕНДЕНТОВ – ДВА, И Я НЕ МОГУ, НЕ ИМЕЮ ПРАВА СДЕЛАТЬ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ОДНОГО ИЗ НИХ.
 ПОЭТОМУ Я НАГЛО, БЕСПАРДОННО И ПРОТИВУ ВСЕХ ПРАВИЛ ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЮ ПРАВО НА ОБА НИЖЕСЛЕДУЮЩИХ СТИХОТВОРЕНИЯ В МОЁМ ШОРТ-ЛИСТЕ. Не могу разорваться, как та обезьянка в анекдоте, между красивым и умным. Тем более оба претендента объединяют в себе эти качества.


 *АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "эпистолярное" http://www.stihi.ru/2012/01/08/9743  , номинатор: БЛК
 
 Е.А.

 а что у нас - литые насты
 торговки и колокола
 дома извечно коренасты
 и говорливы зеркала
 у нас – да что у нас – перины
 чаи с вареньем, пироги
 мосты булыжны и недлинны
 унывны посвисты пурги
 но, знаешь, даже в здешней хвори
 нет-нет да в недрах пустоты
 почти сличим почти шум моря
 почти что тот, что слышишь ты

 КАКАЯ удивительно тонкая миниатюра… После прочтения почему-то всплывает гумилёвское:

 Когда я кончу, наконец,
 Игру в cache-cache со смертью хмурой,
 То сделает меня Творец
 Персидскою миниатюрой.

 Это, конечно, не небо, точно бирюза, не принц с миндалевидными глазами – это лучше. Вернее, это ближе мне по миропониманию.
 Конечно, есть некоторые зацепочки; кажется необязательным «да что у нас» в пятой строке, например. Но – кто без греха, пусть первым бросит в неё камень)
 ---------------------


 АЛОНСО КЕХАНО "Алонсо Кехано" http://stihi.ru/2012/01/11/7354 
 
 Пахнет пылью, гвоздикой, и еще какими-то каплями, в холодильнике пусто и не включается свет. Солнце смотрит в форточку воспаленными глазами закатными, жалко что не проветрить - ветра на улице нет.
 Санчо Панса и сам на пенсии сколько лет.

 ОЧЕНЬ НЕПЛОХО. Но, к сожалению… На мой взгляд, формат А-4 всё таки не предрасположен к излишне свободной ритмике; часто теряется нить размера, приходится заново её ловить, возвращаться, это несколько раздражает. В самом начале не так чувствуется; казалось бы, чем дальше, тем легче ловить ритмическую волну; ан нет. Возможно, это – моё личное восприятие. Просто немного жаль, всегда хочется от жизни совершенства. По меньшей мере, в стихах. Дон Кихот – один из любимых моих героев. Не совсем улавливаю, правда, почему он в стихотворении – точнее, в заглавии - назван Кехано, а не традиционно Кихано (от переделки которого, собственно, и возник Кихот). Ну, наверное, чтобы подчеркнуть, что речь идёт не совсем о том Кихоте).
 Ход в достаточной степени традиционен: классические литературные персонажи прошлого в современной обстановке и осмыслении. Но что есть нового в этом мире? В общем, я отдаю свой голос за Алонсо Кехано.
 --------------------




 О ДРУГИХ ПРЕТЕНДЕНТАХ.

 Впервые за все годы (хотя «жюрил» я не так часто) мне не хватило списка!

 *Я просто скорблю о «Ненаписанном» Владимира Лаврова - http://www.stihi.ru/2011/03/25/5272 - с его саблезубыми муравьями,жуками-мастодонтами и ковшом луны, с Севером, «где ревут самолеты и падают с небосвода, а потом у красных гробов стоят бледные дети»… 
 -------------


 *АЛЕКСЕЙ ЕРОШИН "Церковная мышь" http://stihi.ru/2007/03/14-390
 Мышку жалко…
 -------------

 *УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА "Женщину женщиной делает тот..." http://www.stihi.ru/2012/02/05/5666
 ВСЁ БЫ ХОРОШО, но эпиграф, на мой взгляд, мощнее, нежели само стихотворение. После такого эпиграфа стихотворение воспринимается как «Бэтмен-2». Хорошо, но…
 Примерно то же самое, кстати, со стихотворением о колодезном журавле. Правда, эту оперу написала уже не Ульяна.

 Но с эпиграфами надотщательнЕе. 
 -----------------

 *ВИКТОР ЛЮСИН "ля-ля..." http://stihi.ru/2011/08/21/1729 
 ДОБРОТНО. Саркастично. С подвывертом. Если бы не столь мощные конкуренты, имело бы хорошие шансы.
 -----------------

 *КОНСТАНТИН ПРИСЯЖНЮК «Давай помечтаем?» http://www.stihi.ru/2009/01/31/4112
 ЯРКИЕ КРАСКИ, лёгкая ирония, жизнелюбие – но не судьба в этот раз. Что тут скажешь. Не защитили «от коварного облома трехкратно заговОренные феньки»… А всё-таки – понравилось.
 -------------

 *НЕРАЗГОВОРЧИВАЯ "А зимний Крым, причуда из причуд..." http://www.stihi.ru/2010/02/07/7093 
 ХОРОШО. Но уж дюже сильные робята в этот раз подобрались. И я, как поседевший Аю-Даг, вынужден огорчить дождавшуюся Неразговорчивую. С болью в сердце. Но - Платон мне подруга… Я – в платоническом смысле)
 -----------------


 ВЛАДИМИР МЯЛИН "Брейгель. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" http://www.stihi.ru/2011/10/31/8033
 БРЕЙГЕЛЯ люблю до неприличия. Даже – Брейгелей. Неплохая зарисовка. Но для этого конкурса  - оказалось недостаточно.

 Спасибо за удовольствие. Давно так не радовался.