Рондель

Творческая Мастерская Алкоры
РондЕль (фр. rondel) — стихотворение (твёрдая форма), состоящее из 13 стихов  в трёх строфах. В наиболее строгом виде рондель представляет собой два катрена и заключительное пятистишие, написанные таким образом, что первые два стиха повторяются в седьмом и восьмом, а самый первый, сверх того, ещё и в качестве заключительного (тринадцатого).

 Таким образом, рифменная схема ронделя:

АВbа аbАВ аbbаА (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

Рондель возник в средневековой французской поэзии в в 14-15 веках, когда  поэты писался преимущественно восьмисложником. У истоков  формы стоял, по-видимому, Эсташ Дешан. Знаменитые рондели принадлежат Карлу Орлеанскому, а в новейшее время Стефану Малларме.

На русскую почву рондель был перенесён в начале XX века такими авторами, как Игорь Северянин и Софья Парнок. В русском стихосложении безразличен порядок рифм:  мужская и женская, мужская и мужская, женская и женская, мужская и дактилическая и т. д. ,  метр произвольный. В русской поэзии рондель не имеет живого самостоятельного значения, так как не получил здесь своего развития. До сих пор все существующие опыты в этой форме не вышли из подражания старому французскому канону.

При этом, следует учесть, что  в ряде случаев озаглавленные таким образом стихотворения поэтов 20 века собственно ронделями не являлись, например, «Кавказская рондель» Игоря Северянина представляет собой не полностью выдержанный в формальном отношении триолет. Сходные процессы происходили и в других европейских литературах, в частности, не вполне отвечают классическому пониманию  ронделя озаглавленные таким образом стихотворения Георга Тракля, Алджернона Чарльза Суинберна и др.. Традиция ронделя существует также в чешской (Ярослав Врхлицкий, Витезслав Незвал, Ярослав Сейферт), украинской (Павло Тычина, Николай Боровко) и других поэзиях.

Рассмотрим примеры ронделей.

№1. Софья Парнок (1915)

Она поёт: «Аллаверды,
Аллаверды — Господь с тобою», —
И вздрогнул он, привычный к бою,
Пришлец из буйной Кабарды.
Рука и взгляд его тверды, —
Не трепетали пред пальбою.
Она поёт: «Аллаверды,
Аллаверды — Господь с тобою».
Озарены цыган ряды
Луной и жжёнкой голубою.
И, упоённая собою,
Под треск гитар, под вопль орды
Она поёт: «Аллаверды».

(мЖЖм мЖмЖ мЖЖмм)

№2. Игорь  Северянин

Сегодня волны не звучат,
И облако как белолилия.
Вот аглийская эскадрилия
Плывет из Ревеля в Кронштадт.

Ты на балконе шоколад
Кусаешь, кутаясь в мантилии.
Сегодня волны не звучат,
И облака как белолилии.

Я у забора. Горный скат.
Ах, ленно сделать мне усилия
Сбежать к воде: вот если б крылия!
Я странной немотой объят
И жутью: волны не звучат.

(мДДм мДмД мДДмм
Здесь есть отступление от канона - последняя строка не дословно повторяет 1-уюи 7-ую)

№3. И Рукавишников (род.1877г)

Кружась над прошлыми мгновениями,
Моя любовь к тебе — рондель.
Тринадцать долгих лет.. . Ужель!.. .
Прошло не только сновидениями.

Смерть над моими вдохновениями
Держала белую свирель,
Кружась над прошлыми мгновениями.
Моя любовь к тебе — рондель

Три срока вторили велениями:
Твоя! Твоя! La belle! La belle!
И пала горестная трель
На душу черными сомнениями,
Кружась над прошлыми мгновениями.

В новейшее время рондель изредка встречается в творчестве поэтов, склонных к стилизации и формальной игре, как например,  у Александра Кондратова.

№4. Наталья Малинина

Избави Бог Вас от меня!
Не засылайте бойких сватов:
Другой я дожидаюсь даты -
Не Вас целую, Вас обняв ...
Вполне поняв, но не приняв -
Я Вас чураюсь диковато.
Избави Бог Вас от меня:
Не засылайте бойких сватов .
Я не смогла порыв унять
И перед Вами - виновата
Вы – лишь нелепая расплата .
За дым, который без огня.
Избави Бог Вас от меня!

№5 . Александр Кондратов

Здесь безраздельно царит Люцифер...
Черное солнце. Мир чёрен и сер.
Копотью топок и запахом сер
мир этот — адом — как задом — насел.

Здешняя жизнь ужаснет и химер.
Эй, пионер, бери с чёрта пример!
Здесь безраздельно царит Люцифер.
Чёрное солнце. Мир чёрен и сер.

Чёрному солнцу — бессмертие сфер?
Яд — ада взгляд... разрядить револьвер?
«Верь» — говорят откровения вер?
Верить кому, если Бог — изувер?
...Здесь безраздельно царит Люцифер...

Несколько полезных советов по написанию ронделя:

1. Форма старинная, твердая. Поэтому  стремитесь к использованию  преимущественно ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЕКСИКИ и ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА. Не стоит  старинные формы писать современным неряшливым языком с использованием разговорных оборотов речи,   современных заимствований слов иностранных языков.

2. Старайтесь по возможности НЕ НАЧИНАТЬ СТРОКИ РОНДЕЛЯ С СОЮЗА ИЛИ СО  СЛУЖЕБНОГО СЛОВА  (И, А, Но, Чтобы, Если) . В идеале каждая строка ронделя - это законченное утверждение.

3. Достоинством ронделя является остроумное ВПИСЫВАНИЕ РЕФРЕННОЙ СТРОКИ В ТЕМУ, особенно, если в каждом месте рефрен будет нести  немного другой смысл или  другую интонацию, чем это было строками выше.

4. Не забывайте о СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ. Рондель - это не просто соблюдение правил заданного стихосложения, но еще и содержание: как и в любом другом стихотворении, кроме формы и красивого поэтического языка в ронделе должна присутствовать авторская мысль и законченная тема.