Рождение черного квадрата

Алла Верная
                После лекции о супрематизме Казимира Малевича


Изначально образ был в юбочке –
Похоронщик  с черным квадратом.
Тот сюжет – не напев для дудочки –
Казимиру Крученых с собратом

Предложили раскрасить, в софитах
Обыграть представления акты
В обстановке кулис неизбитых,
Декораций, почти артефактах.

Но художника гнали мысли
Незнакомым путем-дорогой
К пониманию – всем прожитым
Насыщается цвет понемногу,

Становясь все мощней и гуще,
В горизонты и вертикали
Заключается жизни сущность,
В почерневший квадрат печали.

15/10/14

Дальше: http://www.stihi.ru/2014/10/16/6115

«Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.Декорации - Казимира Малевича.
Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Крученых — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани.
В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась.