Вновь о сверхсхемных ударениях и переакцентуации

Арабский Алфавит
Вновь о сверхсхемных удараниях и переакцентуации
в русской силлаботонике

Несколько нужных цитат.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Холшевников, "Мысль, вооруженная рифмами":
"Образуются сверхсхемные ударения [в двусложных размерах] всегда только односложными словами"
(Л., 1984, с. 8.
В сети - http://clck.ru/Spd5L - с. 1)

Холшевников, "Основы стиховедения. Русское стихосложение":
"в практике русских поэтов применение сверхсхемных ударений [в двусложных размерах] ограничивается двумя условиями: они падают только на
односложные слова и стоят в большинстве случаев в начале стиха или,
гораздо реже, после внутристиховой паузы либо цезуры".
(5-е издание. СПб, 2014. с. 38.
В сети - http://dvavodoleya.ucoz.ru/_ld/0/97_russkoe_stihosl.pdf)

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Холшевников, "Мысль, вооруженная рифмами":
"сверхсхемные ударения в 3-сложных размерах встречаются чаще, чем в 2-сложных, как в начале, так и в середине стиха. ... При этом сверхсхемное ударение [в трехсложных размерах] может быть образовано как односложными, так и двусложными словами"
(Л., 1984, с. 10.
В сети - https://clck.ru/Spd5L - с. 2)

Холшевников, "Основы стиховедения. Русское стихосложение":
"В трехсложных размерах внеметрическое ударение, в отличие от двусложных, свободно появляется в середине стиха и не связано с паузой."
(СПб, 2014. с. 39)

........................

ОГРАНИЧЕНИЕ по использованию сверхсхемного ударения в русской силлаботонике, или
ЗАПРЕТ ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИИ

"В 1922 г. Якобсон... применительно к двусложным размерам указа[л] на невозможность сдвига ударения с сильного места на слабое внутри неодносложного слова (запрет на переакцентуацию). Получалось, что сверсхемное ударение [в двусложных размерах] могут нести только односложные слова. ...
Однако уже 1.6.1919 Томашевский предложил общее решение, применимое и к двусложным, и к трехсложным размерам: «Следует вывести более общий закон» -  слово, содержащее переакцентуацию, «должно быть короче стопного периода»".
(цитируется по сообщению И. Пильщикова на http://ru-formalism.rggu.ru/program_abstracts/11-stix.pdf)


Получила распространение и формулировка М. Гаспарова:
"слово, несущее сверхсхемное ударение, не должно выходить за пределы слабого места стопы".
(Литературный энциклопедический словарь, М., 1987, с. 371, статья "Сверхсхемное ударение")

Аналогичная формулировка - в словаре 2002 года:
"В русском силлабо-тоническом стихосложении слоговой объем слова, несущего сверхсхемное ударение не может выходить за пределы слабого места стопы, т. е. в двусложных размерах (ямбе и хорее) сверхсхемное ударение образуется, как правило, за счет односложных слов, в трехсложных размерах (дактиле, амфибрахии, анапесте) — за счет односложных и двусложных слов (фонологичность ударения при этом роли не играет). Это связано с "запретом переакцентуации" (одним из главных законов русской силлабо-тоники): если ударный слог слова приходится на слабое место, то безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное место."
(Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 3, статья "Сверхсхемное ударение").



..............
..............

В сети полностью доступны известные книги В.М. Жирмунского
"Введение в метрику. Теория стиха" (Л., 1925)
http://books.e-heritage.ru/book/10075896
и "Теория стиха" (Л., 1975)
http://literaturen.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-5

Доступна и книга М. Гаспарова "Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика" (2-е издание, М., 2000. Первое издание вышло в 1984 г.). Книгу можно полностью скачать по ссылке
http://goo.gl/8LndJs