Пособие для невесты. Воробей

Мария Буркова
Расплескалось  наше  лето
По  бетонной  стене,
В  пальцах  гаснет  сигарета –
Значит, воздуха  нет.
Держись  же, паря, за  нами,
Только  крепче  держись,
Макай  лоскутное  знамя 
В  креозотовый  бриз.
О. В. Медведев

   Ну, а  этой  публики  везде  хоть  отбавляй. Развесёлый, важный, уверенный  в  себе  Воробей  ощущает  себя  на  редкость  необходимым  элементом  Вселенной. Это  для  него  каждый  день  встаёт  Солнце, зеленеет  листва  и  падает  снег. Он  и  мысли  не  допустит, что  у  кого-то  могут  быть  в  жизни  другие  дела, нежели  слушать  его  гениальные  речи  и  бессмертные  воспоминания. Всё, что  он  делает, априори  великолепно  и  должно  восхищать  окружающих. Если  они  по  какой-то  причине  не  ценят  его  творения  должным  образом, он  долго  недоумевает  и  может  даже  обидеться, но  склонен  приписывать  это  несовершенствам  ценителей. Сам  он  любит  всех  и  вся  и  всегда  готов  одарить  своим  драгоценным  обществом, в  меру  своих  сил  и  способностей  будет  стремиться  помогать, выручать, содействовать, покровительствовать. Он  с  удовольствием  будет  расписывать  неоценимые  достоинства  своих  друзей  и  приятелей, и  его  нимало  не  будет  смущать  тот  факт, что  при  ближайшем  рассмотрении  все  его  инсинуации  будут  сильно  отличаться  от  реального  положения  дел. А  что  такого? Он  хотел, как  лучше. У  Воробья  всегда  всё  должно  быть  хорошо, и  ничем  «не  хуже, чем  у  людей». Это  одна  из  его  культовых  фраз. Воробей  гипертрофирует  значение  личного  опыта  и  собственных  связей, настолько, что  не  доверяет  печатному  слову. Единственные  книги, которые  он  признаёт, это  «Биографии  известных  людей»,  всяких, от  сталинских  маршалов  до  голливудских  звёзд, так  как  это  есть  ни  что  иное, как  переложение  чужого  жизненного  опыта. Колоритный  пример  Воробьиного  поведения –  довелось  как-то  общаться  с  уважаемым  человеком, светилом  нейрохирургии  всероссийского  значения, и  услышать  конкретную  фразу:  «Я  и  так  профессор, зачем  мне  ещё  какие-то  книги  читать!», сказано  безапелляционным  тоном  и  с  полным  ощущением  собственного  превосходства, на  аккуратные  попытки  усомниться  в  правильности  сказанного  последовало  раздражённое восклицание:  «Не  желаю  ничего  слушать!». Стоит  сказать, этот  человек  остался  очень  одиноким  и  несчастным… Свой  поистине  бесценный  опыт  передать  оказалось  некому, так  как  своим  громогласным  чириканием  он  разогнал  даже  тех, кто  его  искренне  ценил  и  уважал; родные  посмели  вести  себя  не  так, как  ему  представлялось  правильным, а  преданную  жену  он  буквально  заклевал, так  как  ему  всюду  мерещились  соперники  и  любовники. И, хотя  Воробей  может  с  подозрением  относиться  к  полученным  устным  сведениям, в  случае, если  получит  несколько  повторений (не  подтверждений!), уверует  в  сказанное  быстро. Он  склонен  подражать  удачливым  примерам  и  ходам  других, искренне  полагая, что  у  него  получится  ещё  лучше. В  случае  неуспеха  будет  виноват  копируемый  объект, который  приврал  в  своих мемуарах, или  действовал  хитрее, утаив  часть  сведений. Воробей  никогда  не  осмелится  признать, что  у  него  недостаточно  сведений  по  какому-либо  вопросу, тем  более, что  в  чём-то  он  просто  некомпетентен. А  зачастую, как  показывает  практика, он  оказывается  полным  невеждой, но  признать  это – значит  усомниться  в  своей  исключительной  непогрешимости, что  никак  для  Воробья  не  возможно. Поэтому  любой  индивидуум, указавший  на  этот  диссонанс, становится  личным  врагом. С  врагами  Воробей  не  церемонится, в  средствах  беспощадного  уничтожения  ничем  не  брезгует. Те, кто  не  похож  на  него, до  гробовой  доски  будут  подозрительными  смутьянами, от  которых  при  случае  неплохо  было  бы  избавиться. Ведь  фактом  своего  существования  эти  люди  могут  указать  на  то, что  Воробей  в  чём-то  недостаточно  виртуозен  или – упаси  Боже! – ошибается. Из-за  того, что  Воробей  склонен  доверять  устному  слову, не  всегда  давая  себе  труд  проверить  поступившую  информацию, он  становится  лёгкой  добычей  интриганов  и  сплетников. Зачастую  это  может  приводить  к  плачевным  последствиям, особенно  в  личной  жизни, но  так  как  признать, что  тебя  использовали, выше  его  душевных  сил, Воробей  пускается  во  все  тяжкие, рано  или  поздно  попадая  в  беду  или  становясь  социально  опасным  субъектом. Потому  как  виновны  кто  угодно, только  не  он, обиженный  и  несчастный. Его  неуклюжие  попытки  завоевать  однажды  утраченные  позиции  часто  распугивают  возможных  соратников  и  даже  друзей. Все  свои  реальные  и  придуманные  неудачи  Воробей  воспринимает  крайне  болезненно;  но  если  Карлсон  мигом  утешится, Шмель  пожмёт  плечами  и  займётся  другими  делами, Ворон  скрупулёзно  исследует  во  избежание  повторений, а  Комар  найдёт  себе  приключения  и  развеется, то  Воробей  будет  годами  таскать  с  собой  мрачный  тяжёлый  груз, злобно  пыхтя  и  срываясь  на  ком  попало. Он  будет  долго  грозно  хохлиться, свирепо  чирикать, но  сам  и  не  догадается  просто  залезть  в  ручей  и  помыться, как  это  делает  реальная  симпатичная  маленькая  птичка, без  которой  немыслим  городской  пейзаж. Идеализированный  образ  Воробья –  знаменитый  Максим  Перепелица, хоть  из  книги  Ивана  Стаднюка, хоть  из  одноимённого  фильма. Неудачи  мало-помалу  заражают  Воробья  ужасным  вирусом – неуверенностью  в  своих  силах, и  он  начинает  яростно  завидовать  тем, кто  по  какой-то  непостижимой  случайной  несправедливости  оказался  успешнее  него. Жена-дура  чему-то  посмела  радоваться – уж  не  на  свидание  ли  с  другим  ходила  вместо  посиделок  у  подруги; да и какие  такие  подруги  вообще  могут  быть, когда  у  меня  дела  не  клеятся; сын-оболтус  опять  двойку  принёс, гадёныш, в  кого  такой  уродился  только; сосед-сволочь  вон  какую  себе  мансарду  отгрохал, чего  это  он  о  себе  возомнил, паразит; собака  чего  тут  под  ногами  бегает, –- а, все  вы  …, вот  я  вам! И  достаёт  с  антресолей  берданку… 

   Благополучный  Воробей  часто  интуитивно  находит  оптимальное  решение:  он  сознательно  подбирает  себе  общество  тех, кто  готов  признавать  его  непререкаемый  авторитет  во  всех  вопросах  и  будет  упорно  закрывать  глаза  на  все  его  огрехи. Других  людей  в  круг  избранных  просто  не  допустят, из  чувства  самосохранения. В  семье  он, тщательно  пестуя  сынков-воробьят:  «Делай, как  я!», самозабвенно  ораторствуя  на  кухне  и  радуясь  новому  урожаю  на  участке, становится  похожим  на  гордого  петуха  в  подобострастном  курятнике, при  этом  ощущающего  себя  орлом, и  вроде  бы  полная  идиллия  налицо. Но  не  забывайте, читатели:  шаг  влево, шаг  вправо – расстрел! Кто  не  с  нами – тот  против  нас! Это, однако, не  означает, что  Воробей  и  вправду  силён  и  отважен, как  орёл, как  правило, как  раз  наоборот, а  вот  клевать  исподтишка  и  тайком – завсегда  и  с  удовольствием.

    И  если  усталая  невеста  и  соблазнится  призрачным  кухонным покоем  Воробьиного  жилища, пусть  не  забывает  ещё  кое-что:  она  дура, виновата  всегда  и  во  всём, и  он  себе  ещё  лучше  кучу  найдёт. И  верно, дура, что  с  ним  связалась, виновата  в  своих  проблемах  сама, и  он  найдёт  кучу  кандидатур  себе  в  курятник, чем  глупее – тем  лучше, ему  с  ними  проще. Это  уже  мой  комментарий, не  взыщите.