Сергиево благословение - 5

Георгий Куликов
+
Фото:  Архиепископ Сергий (Голубцов)

     Однако вернёмся к «великой тайне». Главу преподобного Сергия, помещённую в дубовый ларец, Олсуфьевы накануне отъезда закопали в своём саду. В Сергиев Посад они, конечно, не вернулись. Поселились  под Люберцами (посёлок Мешаловка), а устроились работать в Государственные центральные реставрационные мастерские под руководством академика И.Э.Грабаря. Здесь же трудился и Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий,  1906 – 1982), сын профессора Духовной академии, их давний  знакомый. Именно ему они и поручили привезти к ним в Мешаловку главу Преподобного. Выбор Олсуфьевых, разумеется, не был случайным. Они хорошо знали юношу. Павел ещё в начале 1920-х гг. брал уроки живописи у художника Михаила Васильевича Боскина, который входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Сын же художника Боскина Сергей (будущий протодиакон) и брат Павла Серафим (будущий протоиерей), по благословению бывшего наместника Лавры архимандрита Кронида, вычитывали келейное правило старцу Алексию (Соловьёву) из Свято-Смоленской Зосимовой пустыни (прославлен в лике преподобных), который после её закрытия доживал свой век в Сергиеве (11). Замечу также, что и Серафим, и Павел по своему дедушке – ректору Московской Духовной Академии протоиерею Сергию Смирнову,  приходились родственниками старцу Алексию. Между прочим,  Старец предсказал сестре Павла Наталии (будущей монахине Сергии), что её брат станет епископом.
     Расскажу и о «святом пристрастии»  архиепископа Сергия (Голубцова). Известно, что Владыка, пребывая на покое в Троице-Сергиевой Лавре, в качестве монастырского послушания занимался иконописью. Но вот что удивительно: «Он писал, – как свидетельствует игумен Андроник, –  почти исключительно иконы Преподобного Сергия… Всего за 1970 – 1981 годы Владыка Сергий написал, по его собственному подсчёту, свыше 500 икон» (12). Теперь-то понятно, чем оправдано «святое пристрастие» иконописца. И всё же, как мне кажется, надо учесть  ещё один факт. Владыка, будучи епископом Новгородским и Старорусским, написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского, отразив подлинные черты лица святителя, выявленные по его черепу. Смею предположить, что архиепископ Сергий и на иконах преподобного Сергия запечатлел его лик,  приближённый к подлинному. Кстати сказать, Владыка оставил ценнейшую (не допускающую подмену главы Преподобного) «справку»: «Верхний позвонок прирос к основанию главы. Отец Павел отделил его копием, а на главе и на позвонке остался небольшой след. Когда главу возвращали, то след на ней совпал со следом на позвонке, и это было свидетельством того, что это подлинная глава преподобного Сергия» (13)

ПРИМЕЧАНИЯ

11.Моя беседа с протодиаконом Сергием Боскиным. Альманах «К Свету» №14. М.,
«Родник», 1993. С.76
 
12.  Андроник, иеродиакон. Высокопреосвященный  архиепископ Сергий. Журнал     Московской Патриархии, 1982. №10. С. 20

13. Игумен Андроник (Трубачов). Указ. соч. С. 208



«Сергиево благословение -1» - http://www.stihi.ru/2014/10/16/4805

«Сергиево благословение -2» - http://www.stihi.ru/2014/10/17/7559

«Сергиево благословение -3» - http://www.stihi.ru/2014/10/18/4627

«Сергиево благословение -4» -  http://www.stihi.ru/2014/10/19/6434

«Сергиево благословение -6» -  http://www.stihi.ru/2014/10/21/4519

"Сергиево благословение - 7" - http://stihi.ru/2014/10/22/2966

«Сергиево благословение -8» -  http://www.stihi.ru/2014/10/23/4652

"Сергиево благословение - 9" - http://www.stihi.ru/2014/10/24/3417