Хои Дах! Здравствуйте!

Марина Гаар
Так сложилось, что в последние два года у меня совершенно не было возможности вырваться к родным. Об отпуске  я не заикалась, на работе  была загнана, как олень в упряжке, всё какие-то дела, заботы... Я словно на Чёртовом колесе моталась по кругу, видя, как мимо проплывает жизнь. Именно поэтому  в эту Новогоднюю ночь я не то чтобы загадала желание, я дала себе реальную установку, что летом, как в детстве, поеду к бабушке с дедом и проведу две-три недели у них.

- Hoi Dag! (Хои Дах) - поприветствовала я своих стариков по-голландски, как только перешагнула порог знакомого и до боли родного дома,  чтобы вызвать улыбку на лице.  Дед напрягся, захлопал глазами,  и как-то странно скривив лицо ответил:

- Ну вот! Моя школа! – потом сделал паузу, и,  пытаясь отчитать, как в детстве, добавил - Но материться с порога, внучка, как-то не хорошо. Выпьем по маленькой, вот тогда можно!

- Да я не ругаюсь, дед! Это голландцы так приветствуют друг друга. Я часто в Амстердаме по рабочим делам бываю, приходится с тамошними коллегами на их языке общаться.

- А-а! Ну,  это же совсем другое дело! Тогда "Хои Дах, дорогая! Хои Дах!"

- Совсем сдурел, старый чёрт! Внучку такими словами встречаешь! Или ты уже, а? А ну дыхни! - выбегая из кухни,  и вытирая руки полотенцем,  прокричала бабушка.

- Да не пил я! Не пил! У тебя, что в голове полный блэкаут? - отрезал дед.

- Чего-о? - удивилась я. Блэкаут?

- Мы,  знаешь ли внучка по Амстердамам разным там не ездим, но газеты  читаем. Так что обращайся, если что.

Мы посмеялись, и бабуля пригласила всех к столу.

- Ну, рассказывай, как живёшь? - подкладывая мне мясо,  спросила бабушка.

- Ой, ба, мясо не нужно, спасибо! Я уже три года, как вегетарианка.

- Дед широко раскрыл глаза, налил в рюмку водки и махнул залпом,  не закусывая. Потом сделал многозначительную паузу и спросил: Это как? Тебе что мужчины совсем не нравятся? Не интересуют?

- Да ты что, дедуля? - ситуация была, хоть под стол! - Вегетарианец - это человек, который мясо животных  не ест! - стараясь оправдаться, ответила я.

- Тьфу ты! А я уж было за Валидолом,  хотел бежать. Ну,  ты даёшь, внучка! И, наколов на вилку солёный огурчик, продолжил: Ну, как там твой сынок? Наш правнук? Чем занимается? -  с каким-то особым интересом спросил дед.

- Ой, дедуля, у него всё отлично! Закончил Университет, работает. Правда,  сейчас время такое, он - волонтёр.

- Пьёт! - подскочила бабушка.  Ну,  в кого это? У нас же пьющих-то в роду  никогда не было! Дед вон пару-тройку рюмочек в выходные махнёт и всё! А тут горе-то какое! - достав из передника носовой платок,  стала утирать слёзы женщина.

- Да Бог с тобой, родная! Что ты  такое говоришь? - удивилась я. - Волонтёр это человек, который добровольно делает что-то на благо людей,  при чём совершенно бесплатно.

- Лох он, а не волонтёр! Так ему и передай! -  бесцеремонно влез в наш диалог дед, доедая куриную ножку. - Кто сейчас что-то бесплатно делает? А? Ну-ка покажи мне такого идиота! - он демонстративно огляделся по сторонам, театрально поднял край скатерти и заглянул под стол – Ау-у! Где ты? Покажись! Дай я тебя хоть на память для будущих потомков сфотографирую! Бесплатно  он, ишь! Добровольно! - не унимался дед, и добавил - Полный "Хои Дах! Пол - ный!"

Я прокашлялась, пытаясь скрыть смех, закрыла лицо салфеткой, чтобы не выдать себя и предложила:

- Сменим тему! Расскажите лучше, как вы тут поживаете? Я смотрю - ничего не изменилось. Всё такое же до боли родное, любимое.

- Да вот и нечего нам  рассказать, девонька. Сама всё видишь. Лучше ты давай! У вас в городе жизнь кипит! Не скупись, внучка, рассказывай! - не унималась бабуля.

- Ну, что ж... С мужем у меня всё хорошо. Он на повышение пошёл. Это вот вам с дедулей передал, - я достала из сумки пухлый конверт и передала бабушке. - Купите угля на зиму или дров. Одним словом,  бабулечка, ты знаешь, как этим правильно распорядиться.

- Ой, да не нужно, внученька! -  стесняясь, и чувствуя искреннее неудобство попыталась впихнуть  мне назад конверт бабушка.

- Нет-нет! Велено передать лично в руки! Назад не возьму! Муж хорошо зарабатывает! Правда  допоздна задерживается. Коллеги звонят,  жалуются,  говорят полный драйв получает!

Бабуля бросила конверт на стол  и сказала, как отрезала:

- Вот же подлец! Теперь точно не возьму!

- Но почему? - удивилась я. - Что случилось?

- А мы что,  по-твоему дураки тёмные? «Остаётся допоздна и драйв получает!»
- не понимаем, что это? Изменяет охальник! А я говорила! Ни рожи - ни кожи, внучку нашу умницу-красавицу заполучил, и теперь смотри-ка драйва ему захотелось!

- Бабуль, ну с тобой не соскучишься! Драйв, говорю,  он от работы получает. Нравится ему его дело! Нашёл, что искал. Оттого и молотит днём и ночью. Не переживай! У нас всё хорошо. Он меня очень любит!

- Вот ты, старая даёшь! - накладывая себе в тарелку салат, отозвался дед. - Ты её, внучка не слушай! Она такого тебе наговорит! Ты мне рассказывай, я всё, что ты говоришь,  секу! Врубаюсь, то есть. Как там правнучка наша?
Красавица!

- Да тоже всё хорошо, спасибо! Вашими молитвами! Лизинг изучает, нравится ей.

- А что,  лизать сейчас как-то по особому нужно? Как от природы Бог дал,  уже не годится? Для этого Университеты заканчивать надо? - не унималась  бабуля.

Я расхохоталось, и она, словно уловив моё настроение, засмеялась в ответ.

- Да что ж такое-то? Умора с вами! Лизинг, бабуля, это вид финансовых услуг, она учится на экономическом факультете, постигает формы кредитования.

- Ну, дак знаю я! - ответила старушка. Уж и пошутить нельзя…

Когда за окном сгустились сумерки, а мы с бабушкой убирали посуду со стола, в гостиную вошёл дед и небрежно бросил на диван пакет.

- Возьми! Мы с бабкой вон сохранили!

- Я достала из мешка содержимое и моё сердце сжалось. Моя старая пижама с медвежатами и зайцами.

- Худющая, как вобла ты! - не унимался дед. - Года идут, а ты и сейчас в эту пижаму влезешь. Так что надевай! Будешь сегодня в тренде! - и гордый, опираясь на палку подошёл ближе,  и нежно, совсем, как раньше - поцеловал меня.

Я засмеялась.

- Деда-деда! Слова-то какие знаешь!

- А то! - горделиво ответил дед! Это тебе не "Хои дах!" Это жизнь!

Меня уложили на мягкой перине и подушках, как детстве, и,  засыпая я улыбнулась, думая о том, что же ждёт меня утром, за завтраком, в беседе с моими дорогими людьми?