Валдай. 2. Музей колоколов

Алкора
(Путевые заметки от 11.10.14)

Начало см.  http://www.stihi.ru/2014/10/15/8525

Динь-дон, динь-дон… Под куполом протяжно
Звучит вселенский колокольный хор,
Проснулось эхо и молиться жаждет,
Что ни удар, то гимн иль приговор.
Разноголосье стало полнозвучьем -
По всей Руси разносится молва,
Что свет любви прорвался через тучи,
И человек духовности взалкал.

Динь-дон, динь-дон… Под конною дугою
Уставшей тройки раздается песнь.
Валдайский Ям. Дорогой столбовою
Приехал путник, открывает дверь
Трактир дорожный: девушки баранки
Свои тотчас торопятся продать -
Их напекли сегодня спозаранку.
А бубенцы рассыпались опять
Неповторимым перебором звонким.
В нём отголоски новгородских нот,
Когда пленённый колокол осколки
Оставил здесь и разбудил народ.

Разлился звук малиновым трезвоном
По всей стране - очистил, окрылил…
Не дОлжно колокольням беспризорным
Печалить взор открытостью стропил,
Напоминать о дерзости изъятий
И переплавке «голосов» Руси!…
Но спас Господь. Звонарь сзывает братий
В оживший храм - былое воскресить!

Издано.

Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол господина Великого Новгорода везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков. Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой Мастер Филип Терской в Валдае 1802. Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя. Набор колокольчиков и бубенцов назывался ямщицкой гармонью. Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два подпевалы, Мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков. Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: «Кого люблю, того дарю». В Валдае отливали не только поддужные колокольчики да бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов.

Если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад -умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса. Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка. С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый русский звон в языки.

В музее Колоколов г.Валдая можно  увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики - все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем несравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол - голос Неба.

Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова

См. далее http://www.stihi.ru/2015/09/13/9326