А за маской было звездно Вечерние стихи 29 октября

Любовь Сушко
СНИМИТЕ  МАСКИ, ГОСПОДА   ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 29 октября

И все-таки я решила написать о вчерашней передаче  «Вечерние стихи»,  хотя если честно, писать особенно не о чем…

Если кто приятно удивил в очередной раз- Марина Кудимова, впрочем, она умеет удивлять всегда. Но такого творческого семинара под ее руководством давно не было, да простит меня Ольга Воронина.

Надеюсь,  что те, кто пропустил передачу все-таки послушают Марину и сделают для себя какие-то выводы, потому что урок все мы получили уникальный.

Так совпало, что два седовласых поэта, родом из 20 века были рядом с совсем юным созданием, которое начало писать и получать свои бесчисленные награды на разных конкурсах  в веке 21, и все  те косяки, которые были в том и другом случае оказались так явственны, обнажены для слушателей и зрителей.

Но вот на что хочется обратить внимание в первую очередь – когда выступала первой Анна,  ведущие начали перечислять все ее заслуги в каких-то конкурсах, чат возмутился, как всегда, а мне подумалось о том, что выходит 20 летняя А.Ахматова и  другой ведущий перечисляет все ее победы и медали и звания,  и реакцию на это поэтов  ее круга… Перечисляет так же долго и упорно. А там слушают К. Бальмонт, В.Брюсов, В.Иванов, А.Блок...
Странная получилась картина асурда, именно абсурда.

Другое вспоминается, ироничная улыбка  влюбленного в нее до гроба Н.Гумилева по поводу того, что она пишет стихи, резкие замечания в записных книжках А.Блока, о том, что таланта у нее на донышке, отстраненное неприятие М.Цветаевой  при личной встрече и разочарование, они ведь так и не смогли сблизиться и понять и принять друг друга. Хотя заочно восторгов со стороны Марины было море, а вот встретились и промолчали почти все это время...

Но помогли бы все перечисления заслуг и побед на конкурсах Ахматовой стать ближе, ярче, совершеннее? Вряд ли. По той простой причине, что все это «случайные черты», и сто раз была права Марина Кудимова со всеми ее резкими замечаниями…

 А мне показалось, что все эти звания и награды- эта та  одежда, при помощи  которой авторы, а особенно молодые, пытаются прикрыть наготу, и чем дороже норковая шубка, тем  он становится в собственных глазах весомее и значимее, а  ведь к микрофону выходить приходится почти  обнаженным, в шубе той, как и  было видно нам  издалека,  очень жарко и страшно неудобно читать стихотворения, тем более, если такому Мастеру, как Марина есть что покритиковать.

Конечно, критиковать всегда есть что, но там-то были косяки явные, и как-то не очень  вяжущиеся со всеми званиями и наградами. Очень показательной  была и фраза в чате «Аннушка пролила масло», словно сам М.А.Булгаков  у нас тут появился, а как известно, он очень не любил стихотворений, и Ахматова, бывавшая у него часто в 1939 и 40 годах,  ни разу не решилась читать свои уже зрелые, уже признанные всеми творения… Странно, но факт, хотя казалось бы, что вопреки всему, только этим и должна была заниматься, но молчала.

Наша Аннушка, особа еще очень молодая, и она не может помнить того, что прекрасно известно многим из нас, как  награждали и награждали нашего славного генсека золотыми  звездами. Никогда не забуду, как мой любимый замполит утро начинал с того, что он брал огромный портрет генсека ( тогда их выставляли на фасаде здания УВД и других важных учреждений) и вез его в мастерскую, чтобы художник нарисовал еще одну звезду героя, а простаивал он там порой до вечера, потому что по городу таких портретов были сотни,  и всем надо было пририсовать по золотой звезде, чтобы все правильно было, в соответствии с реальностью. Попробовал бы кто-то пошутить по этому поводу, но как же это было смешно и нелепо, предлагали грудь ему расширить, чтобы поместились все те звезды...
А он, помнится  смотрел умиленно и повторял:
-Значит, заслужил...

Когда это началось, трудно сказать, а вот то, что и в поэзию перекинулось, досадно. И тогда у моего самого любимого на свете грустного шута Л.Енгибарова была миниатюра, которая ускорила его кончину. Он поднимался на ступеньку, и вешал себе  медальку, удерживал равновесие на бревне, и еще одну, заканчивалось это тем, что  он был весь обвешан медалями - грудь, спина и ниже, снимал шляпу,  и оттуда сыпались на него медали, он уходит совершенно счастливый и довольный собой, а цирковая арена взрывалась от хохота...
Мне интересно, когда мы перестали смеяться, стали принимать это серьезно? Даже слишком серьезно.

Вот и сегодня на передаче даже перечисления заслуг  занимают сколько времени. А потом, когда начинается действо – звучат стихотворения,  то  выясняется, что все не так однозначно, как казалось, и ведь  события, связанные с ген.секом  недаром вспоминаются. И почему-то не проходит ощущение неловкости, не очередной ли это цирк? Только нет там клоуна с осенью в душе, а остаются рыжие и белые- Пьеро и Арлекины...

Если же все это  сравнить с  моим любимым хоккеем, где у нас есть МХЛ (молодежная лига) и взрослая команда, то славная молодежь, завоевав два самых главных трофея - Кубка Харламова, в основной команде все начинают с нуля, и не факт, что они туда еще вообще пройдут, хотя медалей и наград у них побольше, чем у Аннушки будет. Но они выходят на лед не с ними на груди, а с клюшкой, и  отстаивают свое место в составе только великолепной игрой на равных со взрослыми и не проходят в состав, если играют не так хорошо, без всяких скидок на возраст и весовую категорию, а толкаться с мужиками им вовсе не просто, надо еще весу набрать.

Здесь же у нас вроде бы все регалии служат как раз для обратного, чтобы  пройти в команду беспрепятственно. Потом мы получаем то, что получаем в итоге - счет на табло и он  явно в пользу критиков, а не поэтов, к сожалению.

Марина была жесткой вчера, так называемым злым следователем, но смею надеяться, что она немного остудила пыл юного дарования, иначе ведь беда, не надо быть для этого Вангой. Вспомните историю с Никой Турбиной -самую печальную и показательную из всех историй...

Но юности и дерзости многое прощается, а вот что же с убеленными сединами мэтрами, которые восседали рядом с Аннушкой.

Опять же длинный послужной список, где публиковался, где был замечен и отмечен, славный так сказать путь, но в итоге и добрый и злой следователь заговорили об одном - слишком далеки наши поэты от народа, и еще дальше от критики, и текст творения, если взять его в руки -  разваливается, увы.

Сняли дорогие одежды из заслуг, сняли маски, а за маской было звездно, - как у А.Блока. На первый взгляд красиво, но если присмотреться, там за маской нет лица. Мы пытаемся заглянуть за темную вуаль незнакомки, а там небо и звезды. Конечно, они прекрасны сами по себе, но узреть –то мы хотели совсем другое, вот в чем беда.

И снова о хоккее, где все конечно более четко и определенно, но выходя на лед все Чемпионы мира не медали нам показывают, а мастерство исключительно. Да,  болельщики со стажем помнят, как они играли, как и за что их награждали, чаще всего заслуженно, в том нет сомнения, но если он не может угнаться за соперником, если он не попадает в пустые ворота, если падает на ровном месте и поднимается с трудом, то совет только один – повесить коньки на гвоздь.

Реплики типа: - А я дважды чемпион мира, вы что не помните, как я забил победную шайбу, - не проходят они, потому что мы видим то, что видим теперь…

В поэзии не все так жестко, нам все время кажется, что чем старше вино, тем оно должно было круче, потому что если тогда такой заслуженный, то теперь.

Но остается порой только сожалеть оттого, что за маской было звездно, но не было лица…

Передача «Вечерние стихи» это то самое зеркало, в котором мы  можем и не отразиться ведь, или  увидим себя искаженными порой, только некоторые счастливчики могут дождаться реплики Фауста:

-Остановись, мгновенье, ты прекрасно.

Хотя мы все знаем, что за этим последует – смерть героя, если  не реальная смерть, то метафорическая, потому что  все течет и развивается.

Если же хочется произнести совсем другую фразу: -Остановись, мгновенье, ты ужасно, то в данном случае есть по крайней мере два выхода, либо автор остановится и перестанет писать, что мало вероятно, либо он все-таки начнет работать над словом.

И опять же сравнение  с биатлонистом у Марины Кудимовой,- промашка и беги лишний круг. А почему нет?  Списывать все на плохое самочувствие, преклонные лета, и тем более былые заслуги и награды –смерти подобно, или беги, или уходи с дистанции. Не для этого ли нам нужны критики..

А каждому из нас хочется в этой передаче только одного – заглянув за эту маску, особенно если она дорогая, из брильянтов и золота состоит( бесчисленных наград и каких-то признаний) убедиться, что  там у поэта есть лицо, если же за маской только звездно, то и наступает разочарование, увы…

Но тогда главными героями передачи становятся критики, поэты сами отдают им главные роли…

Марина Кудимова вчера с этой ролью справилась блестяще…Если кому-то Оскара  и вручать, то именно ей…Вполне заслуженно, кстати.