Жанр - репортаж

Творческая Мастерская Алкоры
Репортаж - это сообщение с места событий. Жанр  типично журналистский, который, как мне казалось, используется исключительно в  прозаических произведениях, а не в стихах. Однако,  побродив по просторам сайта Стихи.Ру, я очень скоро поняла, что ошибаюсь.

Наши поэты живо реагируют на всё, что происходит в мире, или на то, чему лично  они были свидетелями, и тут же рифмуют свои впечатления от услышанного или увиденного,  не боясь крепких выражений и бесконтрольных выплесков личных эмоций. Как правило, эти произведения очень далеки от того, что я называю поэзией, но зато всегда имеют успех: бурно обсуждаются близким кругом постоянных читателей этих авторов. Именно такие злободневные выплески рифм чаще всего фигурируют в верхних строчках нашего стихирского  рейтинга.

Я всегда стою за точный и правильный русских язык в стихах на любую тему - за язык поэтический: несущий в себе хотя бы крупицы «вечности» - осмысления описываемого события с позиции, чуть более высокой, чем сиюминутная позиция взволнованного обывателя.  В конце концов, мудрость человеческая заключается в том, чтобы не торопиться с выводами, а ещё - в умении проникнуть в суть явления, оценить его философски. В стихах-репортажах такую мудрость встретишь крайне редко. Да и язык подобных стихов чаще всего на редкость неряшлив: сила в словах есть, а умения расставить их по местам - нет.

А что если нам всем вместе разобраться, как пишутся репортажи, в чем особенности этого жанра, а заодно и организовать конкурс по данному жанру?


Главная особенность репортажа - оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий. Подразумевается, что человек, написавший репортаж - очевидец или участник события. Он необязательно действующее лицо, но всегда - активный наблюдатель и комментатор. Иными словами, репортаж - это жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора.
 
Термин РЕПОРТАЖ происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень - латинский («reporto» - передавать). Одни теоретики считают, что репортаж - это художественно-публицистический жанр, так как при его создании используется метод наглядного изображения действительности. Другие считают его  только  информационным жанром.
 
В любом случае, жанр РЕПОРТАЖ должен давать оперативное и наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять его ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Выделю основные признаки жанра:

1. Наглядность. Она складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов. Для написания репортажа в стихах в нем обязательно должны присутствовать художественные образы, помогающие передать эти сенсорные детали.

2. Динамичность. Она в поэтапном развитии действия, в наличии фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки.

3. Информативность. В тексте должна быть максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; описание  окружающей обстановки.  В этом случае  репортаж будет вызывать у читателя эффект присутствия и эффект соучастия (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Какими бывают репортажи?

Самый распространенный вид  репортажа - СОБЫТИЙНЫЙ. В нем  отражается  общественно-значимое событие в хронологической последовательности.

Реже встречаются ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ репортаж: в его основе лежит тема, которую освещает автор. Например, это авторский рассказ о жизни конкретного коллектива или социальной группы. Появление этого вида репортажа может быть связано с определенными событиями в обществе, например, с памятной датой или праздником.

Еще встречается ПРОБЛЕМНЫЙ репортаж: он несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает к конкретному рассказу дополнительные сведения из истории или воспоминания.

Итак, репортаж - это жанр-разведчик, к которому обращаются, желая сообщить о том, что происходит в стране и за ее пределами. Перед автором стоит задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения, и  он должен быть интересен читателю и находить отклик у него. Эта цель предопределяет важное качество жанра – его динамичность и наглядность: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников, что дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили участники описанного автором события. Таким образом автор воздействует на своего читателя. Он не просто регистрирует подробности события, но умело отбирает факты, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Темы репортажа могут быть разными. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, автор создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. А иногда рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, пытающегося  историю связать  с современностью.

Качество репортажа проявляется в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для репортажа необходимо активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств: репортаж быстрее достигнет цели, если читатель вместе с автором  начнет восхищаться, негодовать, радоваться.

Теории, мне кажется, уже более, чем достаточно. И мне, и вам хочется примеров хороших и плохих репортажей, написанных языком поэзии. Я надеюсь, что они обязательно будут, ведь на страничке «Т.М. Ликбез» открыт прием заявок на участие в конкурсе

«По свежим впечатлениям» - http://www.stihi.ru/2014/10/13/2277 ,

конкурса произведений, написанных в жанре репортажа. Мы обязательно обсудим его результаты сразу же после подведения итогов конкурса. Поэтому -

                Продолжение следует.