Мать и тетушка Л. Н. Толстого

Стас Пикассо
Мария Николаевна Волконская (1790–1830)
мать писателя Льва Толстого
Татьяна Николаевна Эргольская, тетушка Льва Толстого

Княжна Мария Николаевна была единственным ребенком князя Николая Степановича Волконского, виднейшего соратника императрицы Екатерины II, её обер-секретаря и сенатора. Николай Степанович славился своим независимым и гордым нравом, отличным знанием военной науки и истории, музыки и архитектуры. Императрица ценила его ум и прямоту, бесстрашие и находчивость.
Матерью Марии Николаевны была княжна Екатерина Дмитриевна, урожденная Трубецкая. Бабушкой Марии Николаевны по отцу была княгиня Горчакова, по матери — княжна Трубецкая. Все эти знаменитые фамилии являются частью российской истории; их носили родственники великого русского писателя Л. Н. Толстого.
В имении своей жены Екатерины Дмитриевны Трубецкой «Ясная Поляна», близ Тулы, Николай Степанович выстроил великолепный дом с парком, с беседками-ротондами, завёл оркестр из крепостных музыкантов, наладил отличнейшее хозяйство.
Он ждал появление первенца, очень надеялся на сына, чтобы было кому передать фамилию и гербы, но 10 ноября 1790 года у четы Волконских родилась девочка. А ещё через два года княгиня Екатерина Дмитриевна умерла. Николай Степанович вынужден был оставить дочь в семье брата своей жены, а сам (после временной опалы) вновь приступил к службе в Архангельске, где был назначен военным губернатором и получил ещё чин генерала от инфантерии. Служил он недолго и скоро вышел в отставку с почётом, с сохранением мундира и пенсии.
Князь Волконский забрал свою малолетнюю дочь и вместе с ней поселился в «Ясной Поляне». Там он занялся воспитанием княжны Марии Николаевны, которую сильно любил, но был к ней строг и требователен. Отец старался дать дочери — будущей наследнице своих имений — всестороннее образование. Девочку обучали иностранным языкам, русской словесности, музыке, истории искусств. В программу обучения Марии входили математика, физика, география, логика, всеобщая история, естественные науки.
С ранних лет незаурядность её ума сказывалась в каждом слове, во взгляде прекрасных глаз, часто наполненных слезами. Трудно было жить девочке без материнского тепла и нежности; даже самый лучший отец в мире не может заменить маму.
Княжна Волконская слыла девушкой необыкновенной. От отца она унаследовала гордость духа, утонченность манер, врожденное чувство собственного достоинства. Она говорила на пяти языках, в том числе — итальянском. Читала на латинском языке медицинскую литературу, отлично играла сложнейшие клавикордные и арфические пьесы, интересовалась алгеброй и историей искусств. Мария Николаевна вела удивительные дневники, где размышляла и анализировала собственные поступки, мысли и недостатки. За годы таких исповедей накопилось столько, что они не умещались в пухлые тома.
В её архиве сохранились два больших прозаических произведения: волшебная сказка «Лесные близнецы» на французском языке и незаконченная повесть в двух частях «Русская Памела, или Нет правил без исключения».
Будучи уже взрослой девушкой, она казалась всем холодной и недосягаемой. Безусловно, это отпугивало от нее женихов. Но гораздо больше их отпугивал сам князь Николай Сергеевич: его язвительная и надменная манера разговора. Запертой в доме отца, Марии Николаевне казалось, что она на всю жизнь останется старой девой.
3 февраля 1821 года ее всесильный и грозный батюшка скоропостижно скончался. Княжна растерялась… Навалившаяся вдруг на неё свобода испугала её. Она не знала, как жить дальше, кому помогать, чтобы быть нужной, любимой. Мария Николаевна с радостью отдает часть своего состояния компаньонке Мисс Ханессен и устраивает её свадьбу со своим кузеном Мишелем Волконским. Родные и знакомые обеспокоились её непредсказуемым поведением. И, как был уверен Лев Толстой, стараниями родственников Мария Николаевна через год после смерти отца вышла замуж за 27 летнего подполковника в отставке — Николая Ильича Толстого.
Несмотря на то, что брак между Марией Николаевной Волконской и Николаем Ильичом Толстым рассматривался изначально как брак по расчёту, молодые люди неожиданно понравились друг другу. 9 июля 1822 года состоялась их свадьба. По словам Льва Толстого, отец относился к матери «как относятся к дамам царской крови». Его искреннее восхищение женой и ее «глубокая работа души и сердца» переросли во взаимную нежную привязанность.
21 июня 1823 года на свет появился их первенец — Николай Толстой. В 1826 году родился сын Сергей, в 1827 году ещё один сын Дмитрий, а в 1828 году — новый маленький наследник гербов и фамилий — младший граф, будущий гениальный писатель, подаривший бессмертие своей матери, графине Марии Николаевне Волконской.
К 38 годам графиня превратилась в спокойно-счастливую молодую мать четверых детей, хозяйку большого и дружного семейства. Атмосферу этого семейства можно почувствовать, перечитывая повести Льва Толстого «Детство» и «Отрочество». Там есть это необыкновенное по силе ощущение счастья. Но есть и некое щемящее душу предчувствие тревоги.
Мария Николаевна вынашивала и рожала детей, а бережно и любовно воспитывала их, отмечая в своем «Педагогическом дневнике» малейшие проявления их характера, темперамента, их детские привычки, ежедневные шалости, забавные детские слова. Этот многотомный дневник матери Лев Толстой позже читал как увлекательнейшую книгу, психологический труд. И всегда не уставал восхищаться, как точно и тонко чувствовала она их слабые, неокрепшие, ещё мало кому понятные детские души, как она упорно развивала всё то хорошее, что было в них заложено, и как она принимала и горячо любила своих детей, со всеми слабостями и недостатками! Фрагменты «Педагогического дневника» графини Марии Николаевны почти в неизменной форме вставлены в обширные черновые варианты романа «Война и Мир».
После рождения младшего ребёнка — дочери Машеньки Мария Николаевна умерла 4 августа 1830 года, когда её Лёвушке было всего 2 года. Это стало для него непостижимой и непоправимой потерей, с которой он не мог примириться всю жизнь.
На протяжении многих лет Л. Н. Толстой бережно и терпеливо составлял хронику рода матери, перечитывал её дневники, письма, хранившееся в семейном архиве. Так случилось, что в семье не сохранилось ни одного портрета Марии Николаевны, кроме маленького силуэта восьмилетней девочки. Лев Николаевич упорно восстанавливал в памяти облик матери. Он хотел дать жизнь любимому образу на страницах своих творений. Жизнь бессмертную, вечную. «Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», — писал Толстой в воспоминаниях. Он оставил нам выразительный портрет матери на страницах самой первой своей книги «Детство»: «нежная, белая рука, ласкающая детскую голову, завитки волос на шее, теплые чёрные глаза, наполненные светом и всегдашней любовью».
Всю свою жизнь Лев Толстой относился к памяти Марии Николаевны со священным поклонением. Мать была для него образцом совершенного человека – богочеловека. Писатель в буквальном смысле слова молился на неё. Даже не смотря на то, что их физическая связь была так рано прервана, их духовная связь (religio) не прерывалась никогда. Молитва Л. Н. Толстого, обращенная к матери, всегда помогала ему в борьбе с искушениями. Душа матери освещала всю жизнь гениального писателя. Он мысленно воссоздал облик своего кумира и с глубокой нежностью воплотил его в неповторимом трепетно-трогательном образе княжны Марьи Болконской и отчасти в пленительном образе Наташи Ростовой — счастливой молодой мамы, какой она стала в конце романа «Война и Мир».
В каждой любимой женщине Толстой искал хотя бы подобие облика матери, который он знал по ощущениям и впечатлениям души. И искал не столько внешнего сходства, сколько внутреннего. Вот только могла ли родиться ещё одна такая женщина, соответствующая идеальному образу той духовной высоты, которой достигла Мария Николаевна? И кто знает, быть может, в поиске ответа на этот вопрос и заключен весь феномен гениальности величайшего русского писателя Л. Н. Толстого.
После смерти матери основную заботу об осиротевших детях взяла на себя двоюродная сестра Николая Ильича Толстого — Татьяна Александровна Ергольская (1792–1874). Она приходилась дальней родственницей бабке Льва Николаевича — Пелагее Николаевне Горчаковой. После смерти матери и вторичной женитьбы отца Танинька с сестрой Лизой оказались сиротами. Их судьбу определили богатые родственницы, поделившие девочек между собой. Так красавица с агатовыми глазами и роскошной черной косой Татьяна оказалась в семье Ильи Андреевича и Пелагеи Николаевны Толстых.
Она воспитывалась вместе с дочерьми графа Пелагеей и Александрой, получила хорошее домашнее образование, в совершенстве владела французским языком, была прекрасной музыкантшей, «имела склонность к литературному творчеству». Ей принадлежат такие трогательные строки: «Что делать с сердцем, если некого любить? Что делать с жизнью, если ее некому отдать?»
Татьяна любила Николая Толстого, отца будущего писателя. Он отвечал девушке взаимностью, не мог жениться на бесприданнице. Некоторые черты Т. А. Ергольской в романе «Война и мир» видны в образе Сони, воспитанницы Ростовых.
После женитьбы Николая Ильича Толстого на Марии Николаевне Волконской «эти две великодушные женщины стали большими друзьями». Им обеим не были присущи мелкая зависть и ревность, они не знали соперничества. Свою любовь к Николаю Татьяна Ергольская перенесла на его жену и детей. Когда, спустя годы после смерти жены, Николай Ильич сделал предложение Татьяне Александровне, та отказалась выйти за него замуж, чтобы «не портить своих чистых отношений» с ним и с его детьми. Просьбу же – заменить детям мать и никогда не покидать их – она выполнила.
Лев Толстой в «Воспоминаниях» так определил роль Татьяны Ергольской в своей судьбе: «Это было третье после матери и отца лицо в смысле влияния на мою жизнь». Писатель вспоминал: «Тетенька Туаннет еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви… Второе то, что она научила меня прелести неторопливой одинокой жизни».
Под бдительным попечением Татьяны Ергольской Левушка Толстой изучал французский, азбуку, играл с братьями Николаем, Митей и Серёжей в таинственную «муравьиную палочку», исполняющую желания. Тетушка «старалась удержать каждого под своим сильным нравственным влиянием», особенно в пору вступления в опасные юношеские годы. Она даже сочинила для братьев «Наставление молодому человеку», в котором высказала свой взгляд на воспитание характера, оберегала от опасностей, соблазнов, пороков, подстерегающих неопытные души: «Берегись страстей, одна ошибка может отравить всю жизнь; особенно избегай губительной склонности к игре, ужасного соблазна, лишающего в короткое время состояния и чести».
Переживая за братьев, она не читала им нравоучений, не выговаривала за дурные поступки, «не учила тому, как надо жить, словами. Вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела – и не дела, а вся жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая».
Став взрослыми, Сергей, Николай, Дмитрий, Мария часто навещали тетушку в Ясной Поляне, так как «в общении с ней они находили то чувство уверенности и душевного спокойствия, в котором так нуждались их мятущиеся страстные натуры». В письмах они находили для нее самые теплые и искренние слова.
Для Льва переписка с тетушкой была не только поддержкой, уроками духовной стойкости, но и «школой литературного стиля». Лев Николаевич «восхищался точностью и элегантностью ее души». Любимое его изречение «Делай что должно, и пусть будет что будет», ставшее как бы правилом его жизни, впервые он тоже услышал от тетеньки Туаннет. За четыре дня до смерти вдали от Ясной Поляны и родных, на стации Астапово Лев Толстой записал эту фразу на последней странице своего дневника.
Татьяна Александровна поощряла его литературные способности. Именно она советовала ему «писать романы», указала путь к славе, которая оказалась мировой. Примером своей незаметной, но подвижнической жизни Ергольская утверждала и развивала во Льве те духовные качества, которые определили впоследствии гуманистические направления в его философии и художественных произведениях.
Однако самое заветное желание, самая несбыточная мечта детства — «увидеть снова улыбку милой maman» — не покидала писателя до конца жизни. В одной из глав «Детства», уже взрослым, зрелым, испытавшим горечь войны, он писал: «Если бы в тяжелые минуты я хоть мельком мог увидеть эту улыбку, я бы никогда не знал, что такое горе!»
С невыразимой мукой, за несколько лет до своей смерти на листе бумаги обрывком карандаша Лев Толстой написал вот эти, редко цитируемые слова-признания вечной тоски по материнской любви: «Целый день тупое тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление — желание ласки. Любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и быть умиленным, плакать и быть утешаемым. Но кто это существо, которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей — ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким, как я представляю её себе. Да, да, маменька, которую я не называл ещё , не умея говорить. Да, она высшее мое представление чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской. Ты, маменька, ты приласкай меня. Всё это безумие, но всё это — правда» (написано на листке бумаги с датой 10 марта 1906 года).