Лиза. Понять и помочь. гл. 2

Валентина Александрова 2
Первый раз в первый класс она шла одна. Мама одела её и дала маленький
 букетик скромных жёлтеньких ноготков, которые накануне первого сентября принесла с работы. Это был первый её букет. Всё было в этот день впервые. Только дорога в школу была ей знакома. Вместе с мамой приходила записываться в первый класс. А тут впервые в общество, да ещё и одна.

 Она шла быстро, только иногда поднимала глаза на таких же девочек, первоклашек , как и она. Но те шли радостные, с мамами, с подружками, да и цветы у них были красивые. И формы у них были коротенькие, выше колена. А у неё длинная. Мама купила на вырост. И белые босоножки тоже на вырост, даже пальчиков не видно.

 В душе была и радость, и волнение  и страх. Страху наверное больше. Но вот и школа. Теперь надо найти свой класс, свою учительницу. А как это сделать?Столько народу! Шум и гам. Все говорят, ищут, спрашивают.
 -У кого спросить - то?

 На глаза накатываются слёзы, вот - вот и покатятся по щекам. Но вдруг услышала свою фамилию и совсем недалеко. Робко подошла к учительнице. Она и не сомневалась, что эта пожилая, с добрым лицом женщина, именно её учительница.
 Заикаясь назвала свою фамилию и с облегчением вздохнула.
 -Ну вот и нашла свой класс.

 Уже при входе в школу, случайно увидела  среди родителей папу. Он стоял за оградой школы в своём рабочем бушлате. После ночного дежурства ,поспешил проводить дочку в первый класс. Как она была ему благодарна за это.
  Настроение сразу поднялось и улыбка озарила её личико. Глаза засияли.
 Она не одна! От такой радости сразу исчезли все опасения, всё волнение и страх. Она как все! Она идёт учиться! Впереди столько всего нового и интересного!

 И вот уже Лиза во втором классе. Ей нравится учиться. Она быстро всё схватывает и память у неё хорошая. Сейчас принесла домой табель с пятёрками. Только по рисованию тройка. Но, Лиза себе сказала, что рисовать научится. Она просто никогда не держала раньше карандаш в руках. В садик не ходила,  а дома карандашей не было,  И кукол не было. Книжек тоже не было.

 - Я обязательно научусь рисовать! - сказала родителям Лиза и с улыбкой показала им табель.
 - Молодец. - похвалил отец.
 - Пожалели, вот пятёрки и поставили - отмахиваясь , сказала мама отцу.
 - Молодец, дочка, молодец - спохватилась потом.

 Но Лиза уже поняла на что намекала мама. Сердечко у девчушки сжалось и глазки заблестели,но она сдержалась.

 -Я всё равно докажу им ,что я как и все. Это же мои пятёрки. Учительница меня не обманывает, когда ставит отметки, - отходя от родителей, думала Лиза.
 - Это они не верят мне из-за моего заикания - сделала вывод девочка и украдкой смахнула слезинку.

 - Но я докажу им, докажу!

 В следующей четверти по рисованию у Лизы была четвёрка, а вот пятёрок поубавилось. По чтению и по физкультуре были четвёрки. Но троек не было.

 Лизу напугали, когда ей было три годика.
 Когда умер дед, бабушка взяла на руки девочку и подошла к гробу голосить.
  Почему мама допустила такое  сказать трудно. Наверное дела были.

 Раньше не было логопедов, а лечили у бабок. Если бы сразу Лизу отвели  к такой бабке, может и прошло бы её заикание.
 Кто - то сказал маме, что пройдёт само до совершенолетия.
 Такую глупость понимала, даже сама Лиза, когда повзрослела немного.

 А повзрослела она очень рано.
 Была любовь к родителям, но и было отчуждение. Девочка жила одна в своём маленьком, узком мире.

 Родители малограмотные люди, но добрые и честные. Жили, как и большинство в те времена бедно. Какие уж там игрушки. Прикрыть бы чем-нибудь и накормить.

 Однажды Лиза подошла к родителям, похвастаться своими школьными достижениями.
 Родители сидели ужинали и разговор шёл о своей работе, о заводе,  где они работали.
 Лиза начала рассказывать, но быстро поняла, что её не слушают.

 - Говори, говори, дочка. Я слышу тебя - сказала мама.

 Но Лизе этого было мало. Она ждала общения. Чтобы глаза в глаза.

 Так и отошла от родителей дочка.

 С тех пор она никогда не подходила к ним ни с какими вопросами.

 Только однажды попросила свою мать о помощи. Не складывались у Лизы отношения с учителем географии.
 В школе она отвечала письменно. Учила уроки добросовестно , но вот учительница не понимала свою ученицу, а может и не хотела понять. Ученики преподавателя не любили. Она называла всех, кроме одной отличницы, только по фамилии. На её уроках класс превращался в казарму.

  Вызовет Лизу, посадит за первую парту и даёт задание прошлого урока.
 Девочка и так дрожит ,волнуется, хотя подготовилась к уроку, а тут вопрос на другую тему.
 Потом учительница перед всем классом читает ответ Лизы и ставит двойку.

 Дети в классе были хорошие, никогда не смеялись, а жалели Лизу. Но и никто не дружил с ней. Она и сама не завязывала ни с кем дружбы, хотя очень хотела. Но боялась говорить, она вообще молчала в школе.

 На дочкину просьбу о помощи, мама ласковым голосом, отказала.
 - Ну ты же выучила, дочка, знаешь и ладно. Не можешь говорить и не надо высовываться. Сиди тихонько. В четверти ведь двоек нет и то хорошо.

 Это очень задело Лизу, но что она могла поделать?

 Она действительно не может говорить. Этот страх, как он надоел ей, как мешает ей.
 И мама не может помочь.-Ах, мама, мама. Ты же самый близкий мне человек.
 Почему не хочешь мне помочь? Просто пойти и поговорить с учительницей.

 Одна....и нет никому до меня дела.


           Где-то прочитала- "Именно личность матери и самое раннее детство
        являются решающими факторами,определяющими судьбу человека."