Анти-осколки-2

Татьяна Вика
Теперь О СЕРГИАНСТВЕ, ЭКУМЕНИЗМЕ и РПЦЗ(А).

   Имея прививку от раскола (см. Анти-осколки1 - http://www.stihi.ru/2014/11/19/1504), я встретилась с таковым современным явлением вновь.
Не утомляя никого частными подробностями, перейду к содержательной части моих исследований.

   Читаю сайт РПЦЗ митрополита Агафангела.

(Справка: "Русская Правослаславная Церковь Заграницей под омофором митрополита Агафангела (сокращённо РПЦЗ(А) или РПЦЗ(Аг)) — неканоническое православное объединение, отколовшееся в 2007 году от РПЦЗ. Предстоятель и фактический основатель церкви — бывший епископ РПЦЗ Агафангел (Пашковский). Резиденция главы церкви находится в Одессе.")

   Итак, читаю сайт РПЦЗ(А)"Интернет-Собор": «Под влиянием пропаганды в СССР русский народ превратился в советский, лишенный духовных ценностей и полностью утративший свою духовную составляющую. По этой причине этот народ отверг Христа во второй раз — когда попрал Катакомбную Церковь и не принял Зарубежную.» Митрополит Агафангел.

   С какой легкостью митрополит Агафангел причисляет меня и со мной почти всех моих соотечественников к отвергшим Христа!  Какой тяжкий грех он приписывает моему народу!  Я не согласна! Я категорически против! Давайте рассудим вместе.

   В лихие годы гонений ХХ века перед многими православными людьми остро и болезненно вставали сложные духовно-практические вопросы – принимать или нет некоторые новшества и изменения в Церковной жизни. В частности – вопрос о Патриаршем Местоблюстителе митрополите Сергии Старогородском,  в дальнейшем, Патриархе.

   Не мне судить этого великого по значению для Русской Православной Церкви иерарха – свое мнение о нем я оставлю при себе. Но сопоставить, как решали вопрос признания и принятия Патриарха Сергия некоторые известные и даже святые люди, думаю, это возможно.

   ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕННИКА ИСААКИЯ ОПТИНСКОГО узнаю следующее.

   «После появления в 1927 году воззвания к Православной Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия с призывом молитвенно поминать в церквах всех, «иже во власти суть» (1 Тим. 2, 2), оптинская братия во главе с преподобным Исаакием, хотя и со скорбью сердечной, благоразумно подчинилась Местоблюстителю Патриаршего престола — за святое послушание.

   Отец Никон по этому поводу сказал: «Обвинять митрополита не следует, так как в отношении догматов Церкви он ни в чем не погрешил». Так благодаря духовной мудрости настоятеля архимандрита Исаакия, принявшего решение в молитвенном единодушии со старцами Нектарием и Никоном, оптинская братия в сложнейшей обстановке того времени не пошла по пути раскола. Козельское духовенство последовало примеру оптинцев.»

   Можно отметить, что в свое время "с принятием священного сана на отца Исаакия было возложено новое послушание – быть братским уставщиком. Он с любовью и усердием выполнял свои обязанности, наблюдая за чинопоследованием церковных служб." Да, уж кого-кого, а оптинских старцев в необразованности не обвинишь.


   Вот мнение СВЯТИТЕЛЯ-ИСПОВЕДНИКА АФАНАСИЯ САХАРОВА, редкостного ревнителя благочестия, замечательного уставщика и песнописца, память 28.10.1962 г.

   "Его жизнь, его церковная судьба уникальны: пожалуй, никто из архиереев тихоновского призыва не мог бы о себе написать то, что написал о своей жизни Владыка Афанасий: «17 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время – на епархиальном служении 33 месяца, на свободе, не у дел 32 месяца, в изгнании 76 месяцев, в узах и горьких работах (тюрьмы и лагеря) 254 месяца (более 21 года)».  Три года служения, около трех лет свободы, но не у дел, и около 28 лет в узах.

   Как владыка решил для себя вопрос о принятии вновь избранного патриарха Алексия, он пишет в своем письме монахине Монахине Варваре (Адамсон). Приведу краткий пересказ:

   «Мне кажется, что Вы и Ольга Илиодоровна все еще не совсем решили вопрос о хождении в храмы. А я же без всякого колебания решил для себя этот вопрос.

   Я вспоминаю пример Самого Христа Спасителя, Который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное прообразовательное богослужение. И, однако, Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то что самих священников Он грозно обличал. А святые апостолы, уже после того как было окончательно установлено новое христианское богослужение, долгое время, по-видимому до самого разрушения храма Иерусалимского в 70-м году по Р. X., — продолжали ходить в храм.

    В Церкви земной Божественная Благодать изливается на всех хранящих общение с нею  чад  через облагодатствованных в законно совершенном таинстве священства предстоятелей Церкви – священников и епископов,  находящихся в общении с первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми первоиерархами всех других православных. автокефальных церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь.

   Кроме этой иерархической цепи нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковью Вселенской и со Христом.

   А в Церкви Христовой благодать изливается и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковью через священнослужителей.

   Священнослужители – не творцы благодати, они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных Божественная Благодать и помимо которых нельзя получить Божественной Благодати.

   Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий.

   Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их.

   Только если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амовона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост он не занимал.

   Мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. В 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны того, кто больше сделает взнос - с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха.

   Жизнь христиан греков в то время была сплошным страданием. Но они не отделились от пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов. А среди них был и святой Афанасий Пателарий, трижды вступавший на константинопольскую кафедру с уплатой взноса и потом в России скончавшийся и причтенный к лику святых.

   А каким соблазном был при Петре-I, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович, бражник, развратник. Может быть, его поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Церкви и получали благодать и освящение.

   Когда митрополит Сергий выявил себя как захватчик прав первоиерарха, тогда ряд архипастырей, признавая, что такое присвоение прав при жизни законного канонического первоиерарха Петра, – лишает захватчика прав по ведению дел церковных и освобождает православных от подчинения Сергию и образованному им Синоду.

   Об этом я заявил м. Сергию, вернувшись из ссылки в 33г.. Отказавшись от  участия в церковной работе под его руководством, я не уклонялся от посещения храмов. Резкие ругательные отзывы о так называемых «Сергианских» храмах и о совершаемом там богослужении, я считал и считаю «хулой на Духа Святаго». Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой.

   Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность с любовью, со скорбью, может быть, и с гневом, но без греха (гневаясь – не согрешайте).

   Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас, ни миряне, ни священники, ни епископы, не можем быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!

   Когда в 1945 г., будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании Патриарха Алексия, мы согласно решили, что т.к. кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской поместной Церкви.

   Все то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревнителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за все даст ответ Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, как нам кажется, – лишать себя благодати святых таинств – страшно.

   Не отделяться, а будем усердно молить Господа о том, чтобы он умудрил и помог Патриарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право править слово истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не умножать.  Богомолец Ваш епископ Афанасий 9/22.5.55»   


   Вернусь к РПЦЗ(Агафангела).

   Помню, как я впервые встретилась с прихожанкой  этой церкви. Это было в 1998 году и об в http://www.stihi.ru/2013/03/28/7291. Ничего особенного, деликатное, но отклоненное мной, приглашение посетить приход РПЦЗ. Тогда еще не было речи о воссоединении с Московским Патриахатом. Но мне было не понятно, почему у нас в России действует какая-то иная Православная Церковь. Да и сейчас мне это так же не понятно, хотя сейчас ясно, что это некая неканоническая отколотая часть Русской Православной Церкви Заграницей.

    Когда я по навязчивым критическим репликам против Московского Патриархата заподозрила своих новых знакомых в сочувствии к РПЦЗ(А), у меня возникло желание узнать побольше о деятельности этой церковной организации. Я нашла на их официальный сайт – Интернет-Собор и узнала много нового о себе, о соотечественниках и о стране.

   Диакон Георгий Малков в своем труде «Родину не выбирают. А я вот - выбрал...» называет меня и моих соотечественников «наивными россиянцами», электоратом-наивняком, а мою страну «Эрэфией»... Да, вот цитата: «-Моя мученица Родина-мать, моя Россия, - свята! Но, увы, я никак не могу сказать того же о ее мучительнице - «Эсэсээсэрии» (как и в остающейся ее духовной наследницей - нынешней «Эрэфии» с ее карикатурным – из чисто политиканских целей – большевицким «Православием».
А сколько наивных россиянцев верит ...» и далее в том же духе. (Почему-то ссылка не отображается, привожу в таком виде -http:// Читать это всё затруднительно, но делаю усилие, надеясь хотя бы в отзывах найти относительно объективное мнение. Но не тут-то было.  Судите сами - Отзыв на помянутый  труд диакона Георгия публикует Кунгурова Татьяна (10.11.2014 03:06):

   «В статье есть правильные мысли, но сразу видно, что МПшник писал. На словах одно, на деле другое. Потому что большевизм и совковость в себе сначала победить надо. А находясь в МП это сделать невозможно. Справедливо говорит, что СССР – (не) его Родина, не Россия. Следовательно, не Отечество. Как в таком случае можно употреблять понятие "Великая Отечественная Война". Кому СССР - Отечество, тому война и отечественная, а РККА - русская армия. Есть ещё хороший пример совковости мпшников, когда они восхваляют новомучеников, но в то же время митр. Сергий (Страгородский) и последующие патриархи МП, поддерживающие власть убийц, для них свои. Некоторые даже, перейдя в РПЦЗ, не могут избавиться от красноты.»

   Еще цитата – «В 2007 г.  унию с МП РПЦ Путин назвал одним из успешнейших плодов своего правления - для нынешней чекистской хунты РПЦЗ - враги по духу... Мы стремимся следовать духу русской эмиграции - в непримиримости к тоталитарной заразе Совдепии, но некоторые примиряются, еще некоторые служат сознательно.»

   Так и хочется повторить слова святителя Афанасия – «Резкие ругательные отзывы о так называемых "Сергианских» храмах и о совершаемом там богослужении, я считал и считаю «ХУЛОЙ НА ДУХА СВЯТАГО». Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность с любовью, со скорбью, может быть, и с гневом, но без греха (гневаясь – не согрешайте)."

   Пришлось мне на просторах сайта встретить и современных борцов за чистоту вероучения – представителей молдавского раскола, как и представители РПЦЗ(А), обвиняющих патриарха Кирилла в ереси экуменизма.
(К сожалению, подчеркивающих мнимые и прочие грехи патриарха и иерархов с болью встречаю и в своем приходе.)

   Цитировать их не стану, а вот аргументы против их позиции приведу.


     ВОПРОС. Верно ли раскольники говорят, что Церковь - это чистота вероучения, которую, по их мнению, сохраняет их община?

   ОТВЕТ. Чистота вероучения - необходимое свойство Церкви, но еще не Церковь. Христианское вероучение - не абстрактная доктрина, а действие Духа Святаго - Духа Истины Церкви, где вероучение неразрывно с литургикой и иерархической преемственностью.

   Церковь хранит чистоту веры в единстве любви, в единстве между поместными Церквами, в единстве небесной и земной Церквей, в единстве народа и иерархии. Это единство является непременным условием для действия в Церкви Духа Святаго, Который есть Хранитель Истины, Учитель Истины и Сам - абсолютная, совершенная и живая Истина.

   Отпадение от Церкви раскольников во имя догматического правдоподобия, основанного на личных мнениях, влечет за собой потерю Духа Истины. Поэтому всякий раскол - это область духовного мрака, пустоты и лжи, где не может существовать и сохраняться ни единство любви, ни вероисповедальная чистота.


   ВОПРОС. В чем выражается единство Церкви в ее земном плане? Где конкретный, видимый принцип этого единства?

   ОТВЕТ. В соборности как выражении сознания всей вселенской Церкви, которая, по словам апостола Павла, имеет "ум Христов". Каждый раскол - это борьба против Церкви и прежде всего противопоставление своего группового, в сущности, замкнуто-сектантского мышления соборному разуму.
Причина - желание поставить себя над вселенской Церковью, игнорирование соборного мышления как принципа сохранения истины. 
Всякий раскол - это претензия части представлять собой все целое.
Церковь - это живое тело, поэтому часть, отторгнутая и вырванная из организма, становится мертвым, гниющим куском.


   ВОПРОС. Может ли грех архиерея, совершенный против Церкви, быть оправданием для раскола?

   ОТВЕТ. РАСКОЛ ХУЖЕ ВСЯКОГО ГРЕХА ПРОТИВ ЦЕРКВИ, ТАК КАК ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОТВЕРЖЕНИЕ САМОЙ ЦЕРКВИ. Господь сказал: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). В Библии мы можем найти ответ на наши сомнения и недоразумения. Первосвященник Аарон еще до его призвания во священство тяжело согрешил: поддавшись угрозам, он сделал идола в виде золотого тельца и учредил в честь его праздник. Этот грех был настолько тяжел, что Господь хотел уничтожить весь израильский народ, и только молитва пророка Моисея отвратила гнев Божий. Моисей просил Господа или помиловать согрешивших людей, или вычеркнуть его самого из числа живых. Здесь мы видим, что участие в грехе брата пророка не явилось для народа оправданием.

   Церковное послушание - это послушание воле Божией, а ЛЖИВОЕ ПОСЛУШАНИЕ - ЭТО УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ СТРАСТЕЙ ССЫЛКАМИ НА ЧУЖИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Но Аарон после своего грехопадения стал первосвященником, "призванным от Бога" (Евр. 5, 4). Когда Корей, Дафан и Авирон восстали против законной церковной власти и потребовали предоставить им честь и право совершать жертвоприношение, то гнев Божий постиг их: разверзшаяся земля, как ад, своей пастью поглотила их, а огонь, сшедший с небес, испепелил их сторонников. Эта казнь была похожа на гибель Содома, поэтому РАСКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ ЗАДУМАТЬСЯ, ОБРАЗОМ ЧЬЕГО КОНЦА, ЦЕРКВИ ИЛИ РАСКОЛА, ЯВЛЯЕТСЯ ГИБЕЛЬ ПРЕСТУПНОГО ПЯТИГРАДИЯ. Хотя грех священников мог быть для восставших поводом к обвинению первосвященника, но мятеж в Церкви, попытка силой захватить храмовую власть и не принадлежащий сан, был осужден Богом и предан всенародной казни. Благословение, данное Аарону и его потомкам, - быть священниками ветхозаветной Церкви - не было отменено до времен новозаветной Церкви, хотя к этому роду принадлежали богоубийцы: Анна и Каиафа.

   Библейские книги говорят нам о многих преступлениях, которые были совершены священниками и первосвященниками (1-я книга Маккавеев одного священника называет безбожником, нечестивцем), но МЫ НЕ НАЙДЕМ НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, ЧТОБЫ ЦЕРКОВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ БЫЛО БЫ ВОЗОБНОВЛЕНО И СОХРАНЕНО ЧЕРЕЗ РАСКОЛ. Народ смотрел на грехи священников как на наказание за свои грехи и видел СПАСЕНИЕ ВО ВСЕОБЩЕМ ПОКАЯНИИ, А НЕ В РАСКОЛАХ.


   ВОПРОС. Можно ли найти подобные примеры в истории новозаветной Церкви?

   ОТВЕТ. Во время арианских, монофизитских и иконоборческих смут были периоды, когда казалось, что весь Восток погружается в ересь.
   К началу патриаршества святителя Григория Богослова в Константинополе из полутора тысяч храмов только один принадлежал православным. Почему же никто из православных архиереев не создал свою собственную Церковь с новой, идущей от него иерархией?
   Святитель Афанасий Александрийский большую часть своей жизни провел в ссылках и заключениях, однако он не объявил себя и своих сторонников новой Церковью, а боролся за Православие до самой смерти, если можно так выразиться, в Церкви, объятой пламенем.

   На Флорентийском соборе почти все греческие архиереи приняли позорную унию. Почему же ревностный борец за Православие святитель Марк Ефесский не объявил поместные Церкви, которые были представлены на Флорентийском соборе еретиками, упраздненными, и не стал хозяйничать в чужих епархиях?

   Святые Отцы знали, что Церковь непобедима и непреоборима силами ада, поэтому дыхание благодати развеет темные тучи ересей, и солнце Православия вновь ярко засияет над миром.


   http://www.pravoslavie.ru/smi/38419.htm
   ВОПРОС. Что же сказать по сути обвинений, предъявляемых Святейшему Патриарху Кириллу очередными "борцами за чистоту" (очередными, ибо сколько их уже в церковной истории было – кафары, донатисты, беспоповцы, катакомбники, диомидовцы...)?

   Обличители вспомнили слова тогда еще митрополита Кирилла почти 20-летней давности, произнесенные на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. Эти слова вырваны из контекста выступления митрополита Кирилла и из контекста всей вообще позиции, которую занимала делегация РПЦ на той конференции и на иных подобных форумах.

   Cвое участие в деятельности ВСЦ Русская Православная Церковь всегда оговаривала тем, что, по вере православных участников межхристианского диалога, Единая Христова Церковь уже существует, и эта Церковь – Православная Церковь, являющаяся Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры. Строго на такой позиции всегда стоял будущий Патриарх Кирилл, в каких бы форумах ему не доводилось участвовать.

   Именно таков основной мотив его экклезиологии, и надо быть просто слепым либо сознательным недоброжелателем, чтобы этого не замечать.

   Характерны слова, сказанные Владыкой Кириллом в одном из интервью в 2007 г.: "Единство – сама суть бытия Церкви. Господь Иисус Христос для того ее и создал, чтобы люди в ней достигали единства с Богом и друг с другом". Я не случайно подчеркнул сочетание "в ней". Вот о каком единстве всегда говорил наш нынешний Патриарх!

   Не об объединении Церкви с ересями и расколами, но О ЕДИНСТВЕ В ЛОНЕ ЦЕРКВИ, СОЗДАННОЙ СПАСИТЕЛЕМ И СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДО СЕГО ДНЯ И ДО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ МИРА – СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

   Именно к этому единству, к воссоединению с Единой Церковью в 1991 г. в Канберре призывал митрополит Кирилл тех, кто пребывал вне единства, вне спасительного церковного ковчега, когда говорил о том, что "православные хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой Церкви".

   Да кто из нормальных православных людей не желает того, чтобы Единая Церковь Христова родилась и в сердцах тех сотен миллионов католиков, протестантов, даже сектантов, предки которых некогда покинули спасительную церковную полноту?

   Именно для них площадка диалога с православными, в процессе которого они получили возможность познакомиться с незамутненной апостольской истиной Святого Православия, и могла бы стать колыбелью той Единой Церкви, в которую они получили возможность вернуться.

   Представители священноначалия просто устали повторять прописную истину о том, что межхристианский и межрелигиозный диалог, в том числе, участие в работе ВСЦ, для православных его участников является формой свидетельства перед инославным миром о Православии, формой богозаповеданной проповеди Истины Христовой ("Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари" – Мк. 16, 15), неповрежденно сохраненной в Православной Церкви.

   Дух самоизоляции, дух "пензенской пещеры", к которому зовут нас авторы рассматриваемого "Письма", всегда был чужд Церкви и святым отцам, он противоречил заповеди Христовой о проповеди "всему миру", т. е. и еретикам, и иноверцам.

   С точки зрения обличителей нашего Патриарха, святой апостол Павел, наверное, тоже должен покаяться в том, что выступил на языческом афинском Ареопаге, в окружении статуй античных "богов", да еще и, в качестве миссионерского приема, похвалил афинян за явно не по строго православным соображениям устроенный ими жертвенник "неведомому Богу" (Деяния. 17, 15-34).

    Святейшего Патриарха Кирилла пытаются обличить в "ереси экуменизма". Но в чем эта ересь состоит? Если в свидетельстве о Православии перед инославными и иноверцами – то, как мы уже увидели, ересью является, как раз, противление такому свидетельству.

   Если в "теории ветвей", утверждающей, что Церковь Христова состоит в единстве различных деноминаций, не состоящих между собою в общении – то Святейший Патриарх Кирилл не только никогда не разделял этой действительно еретической экклезиологии, но всей своей деятельностью, всей своей проповедью единства в лоне Святого Православия боролся с ней.


   http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/43329.htm
   За минувшие 20 лет для Русской Православной Церкви проблема расколов стала намного более актуальной, чем прежде. Случалось, что в те или иные расколы отпадали не только миряне, но и священники и целые монастыри, и даже архиереи. И хотя количество собственно раскольников остается незначительным, указанные взгляды получают заметное распространение среди части мирян, священников и монашества, и через это образуется «группа риска». Именно из этой группы впоследствии некоторые отпадают в раскол, а другие, оставаясь номинально в Церкви, ведут активную антицерковную деятельность.

   При том что раскольническая идеология несостоятельна и с богословской, и с канонической, и с нравственно-аскетической стороны, она, не встречая адекватного и систематического ответа со стороны Церкви, пользуется значительной популярностью благодаря тому, что прикрывается лозунгами борьбы за чистоту Православия.

   Наиболее благоприятным фактором для распространения раскольнического мировоззрения является невежество. Общая размытость и неопределенность экклезиологии в умах многих православных приводит к нечувствию всей тяжести греха раскола, непониманию того, что это духовная смерть и богоборчество и что в отношении Церкви раскольники становятся не менее чуждыми, чем еретики, которых они любят поносить. А низкий уровень познаний в духовной жизни не позволяет многим понять, что подозрительность и презрение к начальствующим, ненависть к ближним, страсть к осуждению и гордыня, которую раскольники пытаются прикрыть и оправдать «борьбой за чистоту веры», делает человека чуждым Богу и лжецом, по слову апостола: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит.»

   
   В заключении хочу еще раз обратиться к мнению святителя-исповедника Афанасия Сахарова.

   http://krotov.info/acts/20/1950/saharov_400.htm#120 
   «По тем или иным церковным и не церковным вопросам у меня могут быть свои взгляды, может быть не всегда и не во всем согласные с Вашими. Но из истории Церкви мы знаем, что и у великих отцев были частные мнения, не принятые Церковию, но не послужившие поводом к осуждению сих отцов. А я общецерковные интересы всегда ставлю выше всех моих личных симпатий или антипатий.

   Я глубоко скорблю и болею сердцем о современных церковных разделениях и несогласиях и в моих грешных молитвах усердно прошу Великого Архиерея и Главу Церкви, да умудрит и наставит Он всех православных так поступать, чтобы против единства Церковного не погрешать, чтобы соблазнов не умножать и совестию не кривить. Молю Господа, да умудрит Он и всех у кормила Церковного сущих, право править слово истины.»


   P.s. Из Утренних молитв:
"Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоея от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса, и седиши одесную Бога Отца, и презираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя; приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси Честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати."

И, наконец, слова святаго прведнаго Иоанна Кродштадского - «Утверди в вере сей и верою сею сердце мое и сердца всех православных христиан, и сего чаяния достойно жительствовати вразуми! Соедини в вере сей все христианския великия общества, бедственно отпадшия от единства Святыя Православныя, Кафолическия и апостольския Церкви, яже есть Тело Твое, и ея же Глава еси и Спаситель тела; низложи гордыню и противление учителей их и последующих им, даруй им сердцем уразуметь истину и спасительность Церкви Твоея и нелестно ей соединиться! Совокупи... и недугующих невежеством, заблуждением и упорством раскола, сломив силою благодати Духа Твоего упорство их и противление истине Твоей, да не погибнут люте в своем противлении... К сей вере привлецы вся языцы, населяющия землю, да единым сердцем и едиными усты вси языцы прославляют Тебя Единого всех Бога и Благодетеля. В сей вере и нас всех соедини духом кротости, смирения, незлобия, простоты, бесстрастия, терпения и долготерпения, милосердия, соболезнования, сорадования».;;;