Эпитафия романтизму, или Не дарите даме камелий! 3

Мария Буркова
   Интересен  также  конец  жизни  «старого  сатира». Последняя  его  пассия – аферистка  из  Луизианы, актриса  и  цирковая  наездница, оставившая  последовательно  музыканта, боксёра  и  импресарио, вышедшая  замуж  за  Джеймса  П. Бэркли, дабы  узаконить  ребёнка, и  бросившая  их  через  два  дня  после  брачной  церемонии. Достаточно  ****ская  биография, не  так  ли? Это  ещё  не  весь  список. Статистка, танцовщица, натурщица  у  скульпторов, статьи  в  газету  «Цинциннати  израэлит», лекции  об  Эдгаре  По, знакомства  с  Бретом  Гартом, Марком  Твеном, Уолтом  Уитменом, грустные  стихи  об  увлечениях, наконец, парижская  сцена. Вам  всё понятно? Еврейка, пытавшаяся  бравировать  «испанским»  происхождением, одного  из  своих  отпрысков, не  дожившего  до  года, желала  сделать  крестником  Жорж  Санд, но  перепутала  имена  с  её  номинальным  мужем. Сочиняя  разные  неверояти  про  свои  американские   приключения, не  забывала  потрясать  на  публике  письмами  Чарльза  Диккенса  и  Данте-Габриэля  Россетти. Опозорив  Дюма-отца  откровенной  фотосессией  на  всю  страну, укатила  в  Австрию  играть  в  театре. Вам  это  ничего  не  напоминает? Современный  «звёздный»  карнавал. Через  год  блестящая  прожигательница  жизни  скончалась, словно  ленивая  Мари  Дюплесси («Дама  с  камелиями»), от  затяжной  болячки, и  проводили  её  на  кладбище  только  коллеги-актёры. Тогда  Дюма  закрылся  один  в  комнате  и  стал  читать  свои  книги. Сыну  взбрело  в  голову  помирить  родителей  и  поселить  их  вместе. Бывшая  белошвейка  заявила:  «Опоздали  на  сорок  лет».
   Последней  книгой  Дюма  была  «Кулинарная  Энциклопедия», заказанная  будущим  Анатолем  Франсом, он  не  смог  её  закончить. Известия  о  первых  поражениях  в  Франко-Прусской  войне  хлопнули  нищего  трепача  так, что  вызвали  инсульт, и  он  повис  тяжёлой  тушей  на  руках  сына. До  Нового  1870  года  он  не  дожил. Пожаловался  как-то, что  видел  во  сне  себя  на  вершине  горы, где  каждый  камень  был  его  книгой, и  вдруг  гора  рассыпалась, как  песчаная  дюна. Верное  пророчество!
 
   Итак, несчастный  мулат-богатырь  с  неустойчивой  психикой, постоянно  живший  под  риском  уничтожения (особенно  отравление  в  тюрьме, уничтожившее его  геркулесово  здоровье); бешеный  сатанист, блудливый  ****ун; мизантроп-женоненавистник, его  сын, который, правда, уже  просто  безбожник, и  дальше  только  дочери, причём  дочери  несчастные  в  жизни, последняя  из  которых  становится  ревностной  католичкой… Любой  средний  эрудит, знакомый  с   азами  эзотерики, скажет:  род  вырождается  стремительно. Окружающие  их  современники  умирают  от  рака, маразма, инсульта, медленно, мучительно, загнивая  заживо… Неудивительно, если  их  дедушки  топили  родину  в  крови  Революции, сами  внуки  клятвопреступников  и  предателей. За  то  ли  сгорала  Жанна, чтоб  через  триста   лет  в  полный  рост  стала  гильотина, а  ещё  через  сто  Франция, «возлюбленная  дочь  Церкви», предала  церковь  анафеме… «Весёлое»  наследство  20  века  продолжило  эту  работу:  оружие  массового  поражения, мировая  война, затянувшаяся  на  полвека (я  не  отделяю  первую  мировую  от  второй, негде), локальные  войны  и  терроризм, торжество  атеизма, шабаш  душевнобольных, экологические  катастрофы – браво  Просветителям, браво! Это  их  торжество  Разума  мы  наблюдаем  сейчас.

Господа  демократы  минувшего  века,
Нам  бы  очень  хотелось  вас  всех  воскресить,
Чтобы  вы  поглядели  на  наши  успехи,
Ну, а  мы  вас  сумели  б  отблагодарить.
Мы  бы  каждый  кто  чем  выражал  благодарность:
Молотилкой –– колхозник, рабочий –– ключом,
Враг  народа –– киркою, протезом –– афганец,
Ну, а  я  б  кой-кому  засветил  кирпичом.

Господа-демократы, поспешите  воскреснуть,
Выходите  на  суд  одураченных  масс:
Пусть  ответят  за  всё  Чернышевский  и  Герцен,
И  мечтатель  Белинский, и  мудрец  Карла  Маркс;
Пусть  ответят  и  те, кто  пришли  вслед  за  вами
Вышибать  из  народа  и  радость  и  грусть,
И  свободных  славян  обратили  рабами,
И  в  тюрьму  превратили  Великую  Русь!
Игорь  Тальков

Эти  демократы, Игорь  Васильевич, аплодировали  пьесам  Дюма  и  зачитывались  его  романами, а  также  проявляли  стабильный  интерес  к  «творчеству»  «освободителя»  де Сада. В  то  же  время  у  Дюма-отца  был  антипод, и  стоило  бы  обратить  на  него  внимание  как  раз  в  этом  качестве.

   Итак, Дюма-отец  был  сыном  мулата, другой  знаменитый  писатель  был  сыном  мулатки. Дюма  обожали  толпы  женщин  и  снисходительно  приближали  к  себе  сильные  мира  сего. Полная  аналогия. Оба  писателя  заслуженно  считаются  создателями  новых  жанров  в  литературе. Однако  отличие  состоит  в  том, что  Дюма  революционер, другое  знаменитое  светило  света – убеждённый  консерватор  и  монархист, на  самом-то  деле. И  вместо  сатанизма  популяризует  вечные  ценности, семью, верность  Родине  и  семье, срамит  бретёрские  эскапады  «мушкетёров», высмеивает  дуэли  и  адюльтеры, хотя, конечно, сам  грешит  и  тем  и  другим. Узнали? Ещё  нет?  Собственной  персоной  Александр  Сергеевич  Пушкин, читайте  «Капитанскую  дочку», «Выстрел»  и  «Метель», и  не  забудьте  «Евгения  Онегина»! А  также  не  забудьте, что, прочитав  книгу  Радищева, Пушкин  рассвирепел, заключил, что  книга  писана  «желчью  напитанным  пером», что  автор  есть  «истинный  представитель  полупросвещения», и  ответил  разгромным  «Путешествием  из  Москвы  в  Петербург».

      
   Вместо  Д'Артаньяна  у  нас  есть  Петруша  Гринёв, ни  разу  не  посрамивший  не  своей  чести, ни  чести  избранницы – пойти  на  каторгу  ни  за  что  лишь  потому, что  ему  кажется  неправильным  трепать  Машино  имя  в  суде. Нормально  для  русского – есть  вещи, которые  делать  нельзя, у  Лермонтова  купец  Калашников  ведёт  себя  также. Но  дело  не  в  этом  эпизоде, глупые  романтики  в  мрачных  романах  Дюма  из  тупого  самолюбования  ведут  себя  аналогично. Я  прошу  обратить  внимание  на  отказ  Маши  выйти  замуж  без  благословления  родителей  жениха, «глупый  старомодный  пережиток». Резоны  девушки  же  таковы:  человек, «кидающий», простите  за  сленг, своих  родителей, недолго  будет  уважать  жену! Более  того, согласно  сюжетам  английских  романов, например, скоро  начнёт  обвинять  жену  во  всех  своих  неудачах, пить  и  колотить  её  же. Но  эта  бытовуха, полагаю, от  географии  не  зависит. Однако, вопреки  мрачнятине  романиста-Дюма, герои  Пушкина, эти  русские  Пьер  и  Мари, счастливо  соединились.
   Вместо  неадекватной  Адели  и  меланхоличных  Диан  у  нас  есть  Татьяна  Ларина, романтическая  натура, но  серьёзная  и  умная  женщина. Угораздило  её, конечно, по  юности  увлечься, но  она  не  тупая  сластолюбивая  содержанка, готовая  по  первому  капризу  угробить  свою  и  чужую  жизнь. Она  очень  хорошо  представляет  себе  перспективы  «любви»  с  Онегиным, знает, сколь  долго  она  будет  представлять  ценность  для  «влюблённого»:  пара-другая  месяцев, пока  не  выветрится  сексуальное  напряжение, а  потом  придётся  возвращаться  к  обманутому  мужу  с  повинной  и  оставаться  мишенью  для  насмешек  современников. Сплетни  со  временем  утихнут, мудрый  муж  поймёт  и  не  осудит, но  Татьяне  важно  остаться  чистой  перед  своей  совестью. Вам  не  приходило  в  голову  домыслить  концовку  романа, кажется, Пушкин  для  того  и  оборвал  его  на  интересном  месте? А  я  вам  скажу. «Муж  Татьянин  показался»  здесь  неспроста. Он  уже  всё  знает, причём  от  собственной  супруги, и  нисколько  не  ревнует, просто  его  злит, что  Евгений  устраивает  стрессы  Татьяне. Но  он  не  прячется  здесь, словно  Оргон, подсматривающий  за  Тартюфом. Он  уже  на  несколько  ходов  вперёд  рассчитал  все  возможные  поступки  Онегина  и  просто  поджидает, когда  тот  явится  за  ответом  Татьяны. Само  объяснение  он, конечно, пропустил, да  оно  его  мало  интересует, он  далёк  от  желания  поиздеваться  над  «соперником», вернее  даже, он  может  его  жалеть. Но  указать  Онегину  на  место  давно  пора, и  старый  знакомый  приглашает  гостя  к  столу. Никаких  вам  психозов  и  поединков. Ну, а  содержание  беседы  князя  с  Онегиным  примерно  таково:  «Ну, и  за  каким  чёртом  ты  Татьяне  нервы  мотаешь? Я  тебя, конечно, понимаю, на  неё  весь  двор  облизывается, да  и  сам  я  был  молодой. Но  мои  соболезнования, Женя. Раньше  надо  было  думать, когда  вы  соседями  были. Ты  думаешь, я  её  богатством  смутил? А  то  ты  её  не  знаешь, это  её  не  интересует. Просто  ухаживать  уметь  надо, зелень  ты  неразумная. Оставь  Таню  в  покое, ей  ещё  наследника  рожать, здоровье  восстанавливать. Может, тебя  женить  на  ком, чтоб  ты  не  дёргался? Давай  я  тебе  невесту  подберу, да  погуляем  на  свадебке…»

   Однако  её  образ  старательно  заслоняется  в  отечественной  литературе  «идеалом  женщины», тупой  самкой, как  раз  в  духе  недоделанных  французских  героинь, и  делается  это  намеренно. Я  говорю  про  эгоистичную  паразитку  Наташу  Ростову, несущую  всем  разрушения, глупый  бесёнок, едва  прикрытый  масочкой  якобы  детского  обаяния. Здесь  многие  учителя  литературы  начинают  автоматически  возмущаться, ещё  бы, их  не  тому  учили, банальная  инерция, когда  мышление  остановилось. Но снова актуально

БЕРЕГИТЕСЬ  ЛЖЕПРОРОКОВ, КОТОРЫЕ  ПРИХОДЯТ  К  ВАМ  В  ОВЕЧЬЕЙ  ОДЕЖДЕ, А  ВНУТРИ  СУТЬ  ВОЛКИ  ХИЩНЫЕ. ПО  ПЛОДАМ  ИХ  УЗНАЕТЕ  ИХ.
Новый завет

А  каковы  последствия  деятельности  Наташи, которая  даже  письмо  жениху  без  ошибок  написать  не  может, и  мается  от  безделья  там, где  любая  девушка  найдёт  себе  занятие, хоть  кушак  милому  вышить, как  недалёкая  Скарлетт  О'Хара? Мёртвый  Андрей  Болконский, засохшая  Соня, загробленная  жизнь  Анатоля  Курагина, публичный  позор  Ростовых, тупая  самка – жена  Пьера  Безухова, от  такой  жены  убегать  в  свой  мир  будет  любой  мужчина, чем  Пьер  и  занят  в  итоге. Элен, конечно, не  образец  особой  добродетели, но  её  пример  для  Наташи – не  догма, а  руководство  к  действию:  подайте, чего  хочется, а  там  хоть  потоп! Так  же  рассуждает  и  клинический  случай  гормональной  психиатрии – Анна  Каренина.