Готовимся к сочинению. Краткий словарик

Наталья Мартишина
Чтобы показать, что мы знаем и любим литературу -ну, может, и не знаем, но любим, - или хоть и не любим, но знаем, - нам надо озвучить в своей работе  пару-тройку терминов.

И это не проблема - озвучить. Проблема в том, чтобы сделать это правильно, поэтому сначала думаем, потом пишем. И пишем осторожно, не особенно углубляясь, если не понимаем термина. Или вовсе не употребляем его ( спрашивается, зачем тогда вообще термины знать?)

Поэтесса Алла Фёдорова рассказала мне такой случай. Как-то выступала она в школе, на уроке. Два школьника с параллельных рядов не поделили что-то. И вот один второго назвал "тупорылым бараном", на что, впрочем, обозванный не обиделся и даже не среагировал. А Алла совершила стратегический просчёт. Она решила наладить мир да дружбу, и вопросила забияку: "Скажи, зачем ты своего товарища назвал таким эпитетом?" На что "тупорылый баран" вскочил с места и ринулся в драку на соседний ряд с воплем:"Что-о-о? Он меня ЭПИТЕТОМ назвал?"

Так что с терминами лучше не шутить...

А если  серьёзно, то вдруг да поможет кратенький словарик.



Автобиография

 – биография, жизнеописание, написанное самим автором. В литературоведении существует биографический метод: изучение творчества писателя как выражение его личного жизненного опыта. Примерами автобиографических книг являются «Мои университеты» М.Горького, «Как закалялась сталь» Н.Островского. Примеры книг с использованием биографического метода: «Жизнь Чехова», «Жизнь Бунина» Б.Зайцева, «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни» В. Вересаева.


Басня

 – жанр литературы; это краткий рассказ, чаще стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. Сюжет басни всегда поучителен. Этот жанр популярен в России с 18 века. Прославились баснописцы-классики: Иван Крылов, Сергей Михалков. Среди современных баснописцев можно назвать Анатолия Браза, Николая Бухарина, Евгения Обухова.


Героическое в литературе

– это и героический народный эпос, воспевающий древних богатырей: такие былины, как «Сказание об Илье Муромце». Это и песни, воспевающие героев, как, например, «Песня о Варяге»: «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг…». Это, например, поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин», которая поднимала дух бойцов на фронтах Великой Отечественной войны. Это и послевоенные рассказы о героях, как например, книга С. Смирнова «Брестская крепость» - о подвиге защитников легендарной крепости.


Детектив

-  от латинского слова « раскрытие» - литература, посвящённая логическому раскрытию сложной, запутанной тайны, чаще связанной с преступлением. Лучшие образцы жанра имеют литературную ценность. В них авторы рассматривают проблемы добра и зла, рисуют социальную картину общества, призывают быть внимательными к вопросам морали и нравственности. Таковы книги братьев Вайнеров «Эра милосердия» ( литературный источник фильма «Место встречи изменить нельзя»), «Деревенский детектив» В.Липатова.


Дневник

 - жанр литературы; получил распространение в России с пушкинских времён. А.С. Пушкин не постоянно, но вёл дневник, и этот дневник опубликован. Но у Пушкина это были записи больше для себя, на заметку. А вот уже Достоевский пишет книгу «Дневник писателя» именно как цельную книгу в виде дневника, и выступает в ней как острый публицист, говоря о современных ему общественных проблемах. Дневниковый характер носит книга Герцена «Былое и думы». Этот жанр позволяет глубоко затронуть душу читателя, делая его как бы своим собеседником. Смысл ведения дневника в повседневности может быть таким: запечатлеть яркие события в жизни, и потом, прочитав записи, и освежить впечатления в памяти, и разобраться в своей душе, и рассказать многое потомкам.


Драма

– от греческого слова «действие» - наряду с эпосом и лирикой один из основных родов художественной литературы. Драма, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме всегда есть особая острота проявления характеров, всегда ярки жизненные конфликты, всегда выявлена социальная и индивидуальная природа персонажей, видна направленность их личностей. В драме присутствует знание психологии людей, чёткое видение жизни. Таковы произведения Пушкина «Борис Годунов», Лермонтова «Маскарад» и «Мцыри», Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад».


Ирония

 – от греческого « притворство, насмешка» - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Часто – от тонкой, завуалированной, до едкой и нелицеприятной -  встречается в произведениях Пушкина, Грибоедова, Маяковского.


Историческая литература

– жанр, в рамках которого писатель, подобно историку, воссоздаёт события прошлого. Цель исторической литературы сродни целям истории как науки: познание прошлого и оценка настоящего с желанием понять тенденции развития общества в будущем. В отличие от историка, писатель волен допустить вымысел, представив, «как могло бы всё быть». Таковы «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечникова, «Пётр Первый» А.Н. Толстого.

Комедийная литература

может быть представлена разными жанрами. Это стихотворение, как многие стихи у Маяковского. Это басня, как басни Крылова и Михалкова. Это рассказ, как у Зощенко. Это может быть повесть, как повесть Чехова «Медведь». Или пьеса, как гоголевская «Женитьба». Или роман, как «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. И всё это - комическая литература. Роль смеха в жизни не только в том, чтобы развлечь. Когда читатель смеётся, он по-новому просматривает знакомую ситуацию, и как бы освобождается от собственных ошибок, штампов, ложных представлений. Он становится свободнее и умнее. Он уже сможет достойно выйти из любой сложной ситуации. В этом заключена социальная важность юмора, иронии, сатиры.


Лирика

 – один из основных жанров литературы. Название происходит от греческих слов: «поющийся под звуки лиры».  Отсюда признак лирического произведения: это всегда взволнованный рассказ (песня, стихотворение) о возвышенном мире идей и чувств человека, о духовной жизни личности.


Литература художественная

-  один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. Существует три рода художественной литературы : эпос ( сказание, сказка, былина, сага, поэма, роман, повесть, рассказ); лирика ( песня, стихотворение); драма ( трагедия, драма, комедия, водевиль). Литература посредством слова может описать весь спектр человеческих взаимоотношений.


Литературная критика

– область литературного творчества; разбор и оценка литературных произведений с точки зрения насущных проблем социальной и духовной жизни общества. Жанры лит. критики: обзор, статья, рецензия, монография.


Литературоведение

  - наука, изучающая художественную литературу. Включает в себя теорию литературы, историю литературы, литературную критику. Литературоведение тесно связано с психологией, социологией, историей, языкознанием, этикой, эстетикой, философией.


Менталитет

 – определённый образ мыслей, совокупность нравственных, духовных установок и умственных навыков, присущих отдельному человеку или общественной группе.


Мемуары

 -  от латинского слова «память» -  записи людей о событиях прошлого. Это автобиографии, дневники, путевые заметки. Жанр мемуаров позволяет автору высказать своё личное отношение к миру и обществу, выказать своё мировоззрение. Таковы книги «Былое и думы» А. Герцена, «Семейная хроника» С. Аксакова, «Прогулки вокруг барака» И. Губермана.


Мистификация

 – сознательное указание ложного авторства в целях противоцензурной  маскировки, общественно-политической полемики или литературной игры.  Например, в  результате  литературной игры появился автор Козьма Прутков, под именем которого публиковали свои произведения А.К. Толстой и братья Жемчужниковы. 


Писатель

– человек, создающий литературные произведения, литературное наследие. Особенности этой профессии в том, что писатель должен быть тонко чувствующим мир человеком, способным передать и понять все чувства и мотивы поступков своих героев. Значит, он должен быть хорошим психологом. Но невозможно быть писателем, не чувствуя процессов, происходящих в современном писателю обществе. Значит, он должен обладать качествами и историка, и философа. Очень часто писательский дар сочетается в человеке с актёрским, и тогда мы видим таких интересных личностей, как Ираклий Андронников или Михаил Задорнов, не только пишуших книги, но и выступающих с рассказами. Особенность также в том, что писатель должен чувствовать ответственность за свои слова, ведь произведение литературы не только отражает картину общества, но и влияет на общество.


Реализм

– один из методов литературы. Он заключается в том, что писатель рассказывает о реальных событиях, показывает реальные характеры героев, а не вымышленные и не приукрашенные. Хотя доля вымысла возможна, но вымысел остаётся второстепенным, играет роль подспорья в сюжете, а не ведёт за собой читателя. Писателями-реалистами были Горький, Твардовский, Паустовский, Лев Толстой.


Сатира

– от латинского слова «смесь». В античные времена этот жанр действительно представлял собой « смесь» посланий, памфлетов, пародий с самой разнообразной тематикой. Сатира содержала насмешку, издёвку над отрицательными явлениями жизни. Сатира стремилась сделать общество социально справедливым. Расцвет сатиры не раз был связан с революционными поворотами в истории обществ. Вспомним русских  писателей-сатириков: Салтыков-Щедрин,  Маяковский. Сатира встречается в творчестве Некрасова, Горького, Булгакова. Яркий пример сатирического произведения -  пьеса Владимира Маяковского «Баня».


«Серебряный век»

- так образно было названо  время на революционном рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. «Золотой век» - век Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Крылова, век классической русской поэзии. Серебряный век принёс множество новых имён, вошедших в русскую и мировую литературу. Это такие поэты, как Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Велимир Хлебников, Георгий Иванов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв. В это время появилось множество поэтических течений: футуризм, символизм, акмеизм, имажинизм. Поэзия  отражала чаяния и проблемы  своего времени.



Современная литература

– литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс. Множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир. Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только теперь они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.


Социальный конфликт

 в центре таких пьес, как пьеса М.Горького «На дне», драмы Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница», пьесы А.Чехова «Вишнёвый сад» и «Три сестры». «Конфликт» переводится с латыни как «столкновение», столкновение мнений, интересов, характеров. Часто острый социальный конфликт разворачивается даже в небольших по объему рассказах. Таких произведений много у А. П. Чехова, М.М. Зощенко, И.А. Бунина. Часто множество конфликтов переплетается в романах, как, например, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, романы Ф. Достоевского и Л. Толстого.


Социальная роль литературы

- велика. Социальный работник может узнать массу сюжетов, характеров героев из литературы, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть жизненные уроки, мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.  Во время Великой Отечественной войны такие книги, как «Чапаев», «Война и мир» поддерживали патриотический дух защитников Родины.  Особая роль в обществе у литературы, предназначенной  для детей и подростков. Можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь – и я скажу, кто ты».


Сюжет

– от французского слова «предмет, содержание» - система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. М.Горький определял сюжет как историю характера, показанную в конкретной системе событий. Сюжет художественного произведения носит обобщающий характер. Аристотель говорил, что « задача поэта говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости».


Трагедия

-  сценическое произведение, в котором изображается резкое  и зачастую гибельное столкновение героя с противостоящими ему силами общества, государства или стихиями природы.  Вспомним произведения в этом жанре у А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». Первая крупная вещь В. Маяковского, где он заявил о себе как о значительном поэте, - трагедия в стихах «Владимир Маяковский». 


Хроника

 – от греческого слова «хронос»  - время; относящийся ко времени. Это летописное произведение, краткая запись исторических событий. Словом «хроника» называется и жанр мемуарно-повествовательной литературы, где события последовательно развиваются. Таков роман «Семейная хроника» С. Аксакова.


Эпистолярный жанр

-  жанр письма; форма художественных произведений, построенных в виде писем одного лица или переписки двух или нескольких лиц. Таковы «Письма русского путешественника» Н.Карамзина, повесть Ф. Достоевского «Бедные люди».