Воскресная школа. Введение во Храм

Татьяна Вика
Этим годом батюшка благословил меня вести занятия Воскресной школы. Духовного образования не имею, хотя на рубеже тысячелетий я занималась на богословских курсах при Теологическом факультете Университета. Но с появлением внучки занятия пришлось прекратить. 14 лет минуло с тех пор.

Книг, Слава Богу, прочитано много. Знаний прибавилось. Опыта убавилось. Гордиться нечем. Но... батюшка благословил. Первое занятие решила посвятить преподобному Моисею Оптинскому. Об этом потом.

А вот прошедшее воскресение как раз пришлось между двух дат - 4 декабря - Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и 27 ноября - празднование памяти Святителя Григория Паламы.

На готове уже была публикация Екатерины Домбровской "Введение во храм. Ангелы служили Ей при входе" (http://www.proza.ru/2012/12/03/1232, http://www.stihi.ru/2012/12/03/7425).

Перечитав статью, решила познакомиться с не раз помянутыми в статье омилиями Святителя Григория. Нашла - "Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте" (http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=55). Читаю и просто захватывает дух. Эту беседу, точнее выдержки из нее, взяла за основу. Конечно, из публикации Екатерины Домбровской добавила и еще кое-что взято из источника "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы"

То, что получилось публикую. Возможно, кому-нибудь пригодится. По крайней мере, у меня будет возможность возвращаться к этой теме и что-то дорабатывать. Могу сказать, что слушатели мои оказались благодарными. Итак.



"Событие Введения Пресвятой Богородицы во храм не упоминается в Евангелии, но о нем говорят устные предания, апокрифы и подробности из библейских книг, а вслед за ними и дивные богослужебные тексты.

Впервые о Праздновании Введения во храм упоминается в 6 веке, а статус праздника как двунадесятого определился в Византии к 14 веку. Во всяком случае, именно тогда великий святитель Григорий Палама произносил свои замечательные омилии, и в них он, как никто, глубоко и духовно раскрыл сокровенный смысл этого события.

Дитя обетованное.
Когда Преблагословенной Богоотроковице исполнилось 3 года, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить обет - отдать на служение Богу рожденное ими Дитя.

Велика милость Божия – дарованое на старости лет праведной чете долгожданное дитя, плод пламенных молитв и долгого, тягостного ожидания…

Но велико и ответное самопожертвование родителей – отречение от радости видеть и воспитывать родную, совсем еще маленькую дочь.

И вот два престарелых родителя так светло, так мужественно, с такой преданностью Богу ведут Дочь во храм, а сами при этом остаются в миру доживать свою старость, как и раньше, когда были они бездетными.

«О, прекраснейшее оное супружество! О, чета, избранная Богом, тружеников, приносящих Ему в дар Жилище, Которое Ему было более угодно, чем небо!»

«…будучи Дарованной Богом и (затем в свою очередь Дарованной)Богу,… будучи плодом таковой молитвы, Она в свою очередь, как бы некое приятное священное Приношение Давшему, приведена была, как бы от святого корени восходящее пресвятое Прозябение, Прозябение – от земли достигающее небо величием Своего достоинства, Прозябение, имеющее произрастить Бога, по единому слову Которого произросла природа и все сущее…»

Как известно, родители Пречистой Девы жили в Назарете и до Иерусалима им было три дня пути. Храм, возобновленный Зоровавелем после Вавилонского плена, много уступал Соломонову по размерам и великолепию. Те, кто помнил прежний храм, в этом втором не узнавали храма; он был перед ними «якоже не сущъ» (Агг.II? 4).

А между тем слава второго храма должна была воссиять более славы первого! Как возвещал другой Пророк – «внезапу придет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищите, и Ангел Завета, Егоже вы хощете» (Мал.3:1.).

Но вот с тех пор прошло более 400 лет, а Ангел Завета не приходил, и слава второго храма, и сначала невеликая в сравнении прежним, не только не возвысилась, но почти совершенно упала: здесь не было ни ковчега завета, ни пророческаго света и совершенства -"урим и туммим", что знаменовало собой присутствие Божие, ни священнаго елея помазания!

Славен был первый Соломонов храм обетованием Божиим: "и будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни"; славен он был чудесными знамениями и пророчествами, благочестием и жертвами царей, благоговением и любовию народа...

Но слава втораго храма, принявшаго в стены свои Пресвятую Деву без сравнения была выше.

«Поскольку не должно было выставлять взорам Сей одушевленный Чертог Царя всех, ведь Бог обитает в неприступном свете и отнюдь не подобало, чтобы открытым для наблюденияобраз жизни имела Скиния, в Которой возъобитал на земле Всевышний, то Святая Святых, названная «жилищем Божиим», была сразу же с самого детства уступлена Матери-Деве.

Скиния, сияющая не блеском металлов, но исполненная духовных благодатей; Скиния, содержащая в себе не изображения бесплотных (Херувимов) или начатки материальных образцов, но несущая в Себе выше-естественные и неизреченные блистания духовной чистоты, богоподобную волю, богоприятное сияние девственности, достойное Бога великолепие совокупности всего прекрасного...

Следовательно, <для> Нее, имеющей в будущем быть Местом обитания Божия, Моисей, предвидя, соорудил древнюю скинию и ради Нее уготовал священнейшие части храма, будучи научен Богом, что они являются предназначенными для Нее…

Богоотроковица Дева поселилась на месте наиболее приличествующем Ей, получив в удел славу жилища, слава которого превосходит достоинства всех других жилищ, как и Сама Она достоинством нрава превзошла всех …«

Приведена же была Богу Богоматерь родителями Ее: еще не – подросток, не – отроковица, но – дитя, еще весьма нуждающаяся в них, имеющая еще только три года, и вчера лишь или третьего дня отнятая от груди и младенческой пищи. Но и в этом возрасте Она обнаружила для зрящих незыблемый образ мыслей: все видели, что Она приступает с неизреченной радостью.

Находясь же близ врат святилища, в то время, как благородные девы из Ее рода со светильниками окружали Ее, составляя торжественнейшую процессию, с совершеннейшим благоговением провожали Ее к внутренней части храма, тогда при этом Она отчетливо явила, что лучше, чем все, сознает значение того, что совершается и имеет совершиться в отношении Ее; так, доселе торжественная и сдержанна, в спокойном состоянии духа и настроении, так что нельзя было бы вполне сказать, что Она идет впереди прочих чинно идущих дев,

Она, затем, сочетав стремление с чинностью, немного ускОрив шаг и опередив лик окружающих Ее дев, пошла впереди, в то время как все провожающие шли позади Ее, так чтобы наглядным было относящееся к Ней изречение в Псалме: «Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» (Пс.44:15–16).
Пречистую Деву вышли встречать священники. По преданию – череда служения принадлежала святому Захарии. Пророк и архиерей Захария был сродником праведной Анны – она была из рода священнического, а супруг ее Иоаким – из рода царского.

Пятнадцать Ступеней Восхождения.

Когда Иоаким и Анна с Дочерью приблизились ко Храму. Благоговейно поставила Святая праведная Анна свою Дочь на первую ступень и напутствовала ее:

«Гряди, Дщерь моя, к Тому, Кто даровал Тебя мне!
Гряди, Кивот освященный, к милостивому Владыке!
Гряди, Дверь жизни, к милосердому Подателю благ!
Гряди, Ковчег Слова, в храм Господень!
Войди в церковь Божию, Радость и Веселие мира!»

Передавая Дочь свою первосвященнику, праведная Анна произнесла:

«Прими, Захария, сень чистую; прими, священник Божий, ковчег непорочный; прими, пророк, кадильницу с невещественным углем; прими, праведник, фимиам духовный; прими Дщерь, Богом мне данную!
Введи и всели Ее на гору святую, в жилище Божием, не испытывая о Ней, но ожидая, что Богу, Ее призвавшему, благоугодно будет совершить с Нею!»

Из рук в руки передавала праведная мать дитя свое Захарии… В этом великом храме было пятнадцать высоких ступеней (Что за ступени? И почему их 15?) – по числу пятнадцати степенных псалмов .Эти псалмы священники и левиты пели по одному на каждой ступени. (Это 119-133 пс., они отображают восхождение христиан из плена греховного к Горнему Иерусалиму).

«Когда же и Первосвященник уже появился для встречи Ее и, конечно, произнес Ей оное пророческое изречение:«Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелеет Царь доброты (красоты) Твоея» (Пс.44:11–12), тогда Она немного вышла вперед и поднялась (по ступеням храма), внимая этим словам;

немедленно же оставила всех - родителей, кормильцев, сверстниц, и отделившись от собравшихся, одна единственная из всех радостно приступает к Святителю, ласково и приветливо взирая на него, и самым Своим видом, который при этом имела, и чуть слышным шепотом решительно подтверждая Свое полное тяготение к Богу.

Ужели все сбывающееся тогда не вызывало удивления – Как трехлетняя (Отроковица) всецело становится Предметом заботы ,Устрояющего лучшим промыслом все относительно Ее, и Сама от Себя сознательно выносит суждение между тварью и Творцом твари, и лучшую часть присуждает Лучшему, и Бога предпочитает отцу и материнским объятиям, и Божий храм и его Святителя ставит выше, чем домашние радости, все вменив за ничто, Бога же и (все) божественное поставив выше всего, посему и радостно прибегла к сему.

О Ней, вот, Пророк Давид вещал Богу: «Правда и судьба уготование престола Твоего»(Пс.88:15).

Древние тексты церковного богослужения сообщают о том, что не только граждане земного Иерусалима шествовали за этим удивительным Младенцем, но и сонм Ангелов, которые «вхождение Пречистыя зрящее, удивишася: како Дева вниде во святая святых».

Если же мир был недостоин и древних Святых, то как мог бы быть он достоин Ее, Которая превосходит и Святых, сущих на небе?

Но разумей и в этом: какое великое превосходство Девы: потому что им, бежавшим сожительства с людьми, служили убежищем горы и пустыни и пропасти земные;

Ей же были даны в жилище Святая Святых; Всенепорочной было допущено обитать в них, несмотря на то, что Она не достигла еще отроковического возраста, хотя и явила Себя более разумной, чем пришедшие в разумный возраст.

… мы восхищаемся Авраамом и знаменитым Мелхиседеком, которые сами пришли к познанию Бога, но это было тогда, когда они были уже в разумном возрасте и имели возможность созерцать сие великое свидетельство о существовании Бога, т. е. – сей великий мир, землю, все сущее на земле, смешение стихий, прекрасную симфонию, составленную из противоположных элементов, небо – сей великий предел, множество сущих утвержденных в нем звезд: разнообразие их и чудесное расположение; и прочее все функционирующее по закону природы, что от века возвещает Бога, сущего над всем этим.

Она же, ни на что из всего этого не бросив взора (чего еще не позволяет такой младенческий возраст), познает Бога, и радуется будучи приводима к Нему; лучше же сказать – Она приступает по Своему собственному побуждению, как бы по самой природе окрыленная к священной и божественной Любви;

…и прекрасно тогда увидев Архиерей Божий: что – то, что едва было возможно достичь в редчайших случаях на протяжение многих древних веков для некоторых избранных, это Дева имеет в Себе от детства и будет обладать этим в течение всей Своей жизни, высоко поднявшись над всеми, (поэтому) и большего, чем было принято в отношении всех других людей, удостоил Ее и поселил Ее во Святая Святых, и всех тогда убедил с любовью согласиться на сбывающееся, при содействии и поддержке Божией, поступающего справедливейшим образом: потому что Она имела стать Его Избранным Сосудом, не как (ветхозаветный) Кивот, исполненный теней и образов, но исполненный Самой Истиной, и долженствовавший пронести Божественное имя не пред царями и народами, но – понести во чреве Его Самого, Бога…

Хлеб ангельский яде Человек.

Пресвятая Дева в храме постилась. Всегда. При вступлении в подвиг поста тайна Ее будущего Материнства Ей еще открыта не была. Сама ли Она предприняла этот подвиг, или внушил Ей Ангел – неизвестно. Но несомненно, что Она уже волевым решением пренебрегала телесными ощущениями ради духовных.

Если перевести на наше исчисление времени, то день Пречистой Девы строился так: с шести утра до девяти Она стояла на молитве, с девяти часов утра до трех дня трудилась в рукоделии или чтении книг, а от четырех часов дня вновь становилась на молитву и молилась до тех пор, пока Ангел не приносил Ей пищу. Таким был ежедневный строй жизни и поста Матери Божией – во все время ее воспитания во храме. Это о Ней было сказано, как предвидение, в псалме Царя Давида: «Хлеб ангельский яде человек» (Пс.77:25).»

«О чем еще говорит нам это служение Ангелов Богородице во храме?

Между прочим и о том, - и это всем полезно знать не только в связи с проблемой пропитания, - что не постящийся, без сомнения, сам позаботится для себя о пище - не только необходимой, но и обильной и приятной, и потому ему не требуется Ангельского попечения. Но кто, пренебрегая и отвергая требования плоти, приближается к жительству безплотных, к тому и безплотные взаимно приближаются, так комментировал эту подробность святитель Филарет Московский.

Святитель Амвросий Медиоланский утверждал, что ни один человек, рожденный от жены, не имел в столь высокой степени дара созерцательной молитвы, как Она. Она вся была пронизана молитвой – Ее молитва была ее духом, а дух – молитвой. Она возрастала духовным вЕдением.
Пресвятая Дева жила подвижнически – не причастно ни к земным скорбям и заботам, не причастно низменным страстям. Только для Бога и в Боге.
Глубоко погружаясь в чтение и слушание писаний Моисея, в изречения пророков – а это было обычаем в храме по субботам собирать народ для слушания Божественных Писаний, Мария узнала о трагедии Адама и Евы – о том, как пали они, обманутые лукавым, об изгнании из рая, и замене исконного нетления человека – жизнью тленной, смертной, горькой…

Ее потрясло это страшное преемство смертности, снисходящее поколениями вплоть до Нее, это ужасное искажение и погубление первоначальной добрОты человека, что он все более удаляется от Бога и все теснее соединяется со своим губителем. Ее чистейшее сердце было открыто великому состраданию человеку и человечеству и Она решила взять на себя, - как говорит святитель Григорий Палама, - посольство за человека, чтобы Невынуждаемого принудить и скорее привлечь Его милость к нам, чтобы, как поется в Церкви в праздник Рождества Богородицы «разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

С такой мыслью вступала Пресвятая Дева в молитвенный подвиг, в котором Она стала Первопроходцем – проложив совершенно новый путь в Небеса…

По слову Григория Паламы, Мария искала этот особый молитвенный путь к Богу и не находила его во всем опыте человечества. Не владела такой молитвой и Она Сама, хотя, кажется уже все духовное, что накопило человечество со времен Моисея, Она уже знала и усвоила.

И вот Она сама «прорубает», по слову святителяГригория, лучший и совершеннейший молитвенный путь к Богу, Сама исполняет его и передает людям открытое Ею ВЫСШЕЕ ДЕЛАНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ, созерцания (богомыслия), которое настолько же превосходит все прежде известное, насколько истина превосходит фантазию…

Одно дело – говорить о Боге, а другое дело – встретиться с Богом. Святитель Палама дает пояснения: первое дело нуждается в слове, в красноречии, в навыках мышления и методах умозаключений. А стать близким Богу – это означает иное, совсем иное делание, то делание, с которого и начинается вся аскетика. И начинается она с подвига юной Пречистой Девы Марии.

Григорий Палама пишет, что Дева в этом делании обрела руководителя в этом священном делании: им стало молчание.

Молчание, как путь очищения и движения к таким высоким добродетелям как постоянство ума и порядка, забвение дольных вещей, погружение в высшие тайны, всегдашнее обращение помыслов на лучшие, - делание, единственно свидетельствующее о приближающемся здравии души, - состоянии, позволяющем человеку войти в созерцание.

Но никак не раньше очищения и исцеления души, зараженной страстями и не способной ни к сосредоточению, ни к чистоте помышлений, ни к высокой собранности и долгом пребывании в растворенности в «Божественном чувстве».

"Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия - поет Св. Церковь - днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают ангели Божии: Сия есть селение небесное".


Святые отцы учили, что Богородица есть образ и идеал души человеческой. Ее крестный путь – есть путь души человека, устремленного к восхождению в духе и соединению с Богом. Можно поэтому, человеку, молитвенно всматриваясь в каждый шаг жизни Богоматери, примечать и для себя глубинные смыслы событий…

Праздник Введения во храм –есть великий и многозначимый символ введения души человеческой в Царствие Небесное и знаменует собой вступление человека в жизнь церковную с максимальной для каждого полнотой. В храме совершается наша подготовка к вечности. Входя по стопам Пресвятой Богородицы, в храм, мы становимся причастниками этой вечной небесной жизни."