Ржевско-вяземская хроника. Валерка

Арсений Весенний
..Надя вихрем влетела в избу и бросилась будить спящего поперёк кровати человека в лётном обмундировании. - Валерка,подъём! Срочно к комэску! Валерка,на вылет,- тараторила она,задыхаясь от быстрого бега и тормоша спящего за плечо.
Тот,кого она назвала Валеркой,сполз с кровати на пол,замотал головой,кулаками потёр глаза,вскочил на ноги и схватив со стула ремень с кобурой и шлемофон, быстрым шагом направился за Надей,уже выбежавшей из избы. Из запечной комнатёнки вышла хозяйка и горестно качая головой,глядя вослед уходящим,прошептала: Ох ты,горе,горе! И двух часов не дали поспать человеку,ироды,- подразумевая под последним словом то ли Валеркино начальство,то ли те обстоятельства,из-за которых в этой небольшой подмосковной деревушке разместился истребительный авиаполк..
..Командир эскадрильи был возле своего самолёта,когда услышал за спиной: Товарищ капитан,старший лейтенант Буркова явилась по вашему приказанию!
Капитан повернулся на голос и ответно приложил ладонь к козырьку,улыбнувшись: Вольно,старший лейтенант Буркова! А теперь,Валера,слушай сюда: данные твоей вечерней разведки в штабе обработаны и расшифрованы - молодец,хорошо слетала - теперь готовься: будем прикрывать "горбатых" по трассе Шаховское - Карманово - Новодугино;командование решило "стереть с карты" новодугинский аэродром. Готовность - сорок минут. Насчёт всё ли понятно - даже не спрашиваю,- снова улыбнулся капитан. Валерка тоже улыбнулась,но ответила по-уставному: Так точно,всё понятно,товарищ комэск! Разрешите идти готовиться к вылету? - Разрешаю. Ах,да,- спохватился он. - Валер,зампотех жалуется на твоего механика,дескать заявка запчастей на твоего "лагушу" - как на всю эскадрилью;в чём дело?
В зелёных Валеркиных глазах запрыгали весёлые чёртики:"Вот Надюха,вот беспокойная добрая душа:всего и всегда ей мало!" Подавив желание расхохотаться,улыбнулась краешками губ и сдержано произнесла: - Разберусь и доложу,-после чего сорвала ромашку,примостила её за ухом и направилась к своему "ястребку",возле которого Надя доводила до исступления оружейников,придирчиво разглядывая патроны и снаряды на предмет не только вмятин,но даже царапин,требуя немедленной замены не одного боеприпаса,а всей ленты. Немолодой оружейник,недавно прибывший в эскадрилью,не выдержал этого,на его взгляд,издевательства: - Девушка,здесь война,а не магазин ширпотреба! Надин ответ был скор и суров,как очередь из пулемёта ШКАС: - Вот именно,что не магазин,а война,и я для вас не девушка,а товарищ старшина! Оружейник потерял дар речи,а двое других покатились по земле от хохота..
..В глазах потемнело от перегрузки,но Валерка крутила головой в разные стороны,ища своего ведомого. "Вот чёрт,дали зелёного;где он,где? Сбит? Удрал? Фрицы какие-то сегодня особенные,настырные.. Мастера,сказать нечего: без связи меня уже оставили.." Мозг напряжённо работал,подавая команды рукам и ногам - "лагуша","лагушонок" послушно выполнял фигуры высшего и не очень пилотажа,но "стряхнуть с хвоста" назойливого "мессера" всё не удавалось. Выполняя "горку",Валерка увидела идущий в лоб самолёт и уже собралась открыть огонь,как тот помахал крыльями и сделал встречную "горку" на снижение. Это был МиГ командира полка,пришедшего на выручку Валерке. Закладывая левый вираж она увиггдела,что преследовавший её немец "шёл на посадку",кувыркаясь и разваливаясь в воздухе - комполка отстрелил ему крыло.
Валерка набрала высоту и осмотрелась. То,что она увидела,поразило её: она была одна в вечернем небе! Немец,который гонялся за ней и которого так вовремя "приземлил" командир полка,был,очевидно,непростым,поскольку остальные,бросив охотиться на "горбатых",устремились за МиГом с красной стрелой на бортах.
Командир уходил в сторону Яузы,серебристой лентой вьющейся вдали,ИЛы,на бреющем,шли кратчайшим путём на Волоколамск. Валерка поняла,что комполка,рискуя собой,спасал её."Значит,нас осталось только двое.. Утром потеряли четверых,сейчас ещё столько,не считая штурмовиков.. Какой ужасный день.." Она вспомнила улыбку комэска,погибшего во время утренней штурмовки новодугинского аэродрома и сердце сжалось от боли. Выдохнула,выматерилась,и скользнула взглядом по приборам:высота,крен,обороты,бензин,боеприпасы.. Нет только связи:с первого захода разбил рацию,гад! Валерка зло мотнула головой.
Убрав обороты мотора,заложила правый вираж,выходя на обратный курс со стороны солнца. Совсем неподалёку был Зубцов,место слияния Волги и Вазузы,которые,как и Яуза,выглядели с высоты серебристо голубыми лентами,только более широкими и менее извилистыми,в обрамлении густых лесов;прямо под ней перелески и поля,с тут и там раскиданными деревнями - довольно-таки мирная картина,если забыть,что ты в кабине боевого самолёта и только что избежала смерти,а на земле,на полях и в лесах дымят,догорая,самолёты друзей и врагов,а на дороге... Тут Валеркин взгляд упал на дорогу. Колонна! Немецкая мотоколонна,которую так неудачно атаковали,пришла в движение!
- Ну уж нет,не выйдет,сволочи:у нас и один в поле - воин! - выкрикнула она зло,бросая "лагушонка" в пике,чтобы на выходе из него "прочесать" колонну не поперёк,как "горбатые",а вдоль,нанеся врагу тем самым больший урон.
В горячке боя она не заметила,а сейчас гнев и перегрузка помешали старшему лейтенанту Валерии Бурковой увидеть зенитные батареи в деревне Кошелево,стоящей у перекрёстка двух дорог. На середине пике Валеркин ЛаГГ наткнулся на сплошную стену стали и огня;подпрыгнул,дёрнулся вправо и,густо задымив, стал заваливаться на левое крыло,норовя сорваться через него в штопор. На мгновение Валерка потеряла сознание от адской боли,пронзившей её тупым копьём...