УФЛИ

Владимир Прокофьев 65
1. О повести Прикованный к батарее А. Иликаева
2. Обсуждение стихов С. Незабвенной на УФЛИ
3. 19 февраля обсуждаем рассказы Булата Акбаша
4. Энвер Кадыров
5. Юрий Болотовский
6. Подборка для обсуждения на УФЛИ 22. 10. 14

1. О повести Прикованный к батарее А. Иликаева

http://vk.com/doc-51648361_239465570?dl=962d4707204eaf9c57

Первый вопрос, который возник при чтении повести: к какому жанру литературы отнести произведение? Не всё так очевидно, как кажется первоначально. Отнести повесть к описанию быта и нравов ВУЗов? К любовной прозе? Не получилось, т.к. реализм, я бы даже сказал нарочитый натурализм произведения, получился внешним, условным, не подтверждённым деталями. От иллюстрации до фантастического проживания юной (а позднее не очень), героини в Сибири, не менее условных половых контактов с местными жителями (до, и, вероятно, тем более после, советской власти в стойбищах кочевых народов свирепствуют многочисленные инфекционные заболевания, не в последнюю очередь передающиеся половым путём), необузданные сексуальные фантазии ВУЗовских преподавателей (именно и только фантазии, преподаватели - люди занятые и не имеют времени на их реализацию, это я вам как муж старшего преподавателя БГАУ говорю), перенос действия в фантасмагорические садовые и европейские кущи – всё говорит о фантазийном характере повести. Воспринимая повесть в таком качестве легче найти аналогии, если не прямые отсылки к всем известным сказочным произведениям, в которых главные героини мужественно путешествуют по дорогам жизни: Элли с толпою мужских персонажей (кто из кафедрального паноптикума Страшила, кто Тотошка, Дровосек и Лев – слушатели сами могут легко поупражняться в угадывании) бредущая по желтой дороге. Алиса, с полу и целиком сумасшедшими персонажами, выбирающаяся из лабиринтов полового созревания Зазеркалья. Герда, смело устремляющаяся на спасение похищенного Кая. Да мало ли их ещё! Но только ли ещё одна история превращения девушки в женщину перед нами?  Вооружившись незабвенной теорией советских цензоров по поиску антисоветчины, я могу утверждать, что не только. Это ещё и политический памфлет, или, если хотите, утопическое предсказание нашего будущего. Условно приняв женскую суть главной героини как парафраз вечной женственности нашей Родины – России, нельзя не заметить её сложного пути к своему пусть и условному, «счастью». Ею последовательно опробованы и отвергнуты (это уже прям «Колобок» какой-то!):
- носитель либеральной идеи, он же эгоцентричный экологически-террористический рейнджер (пастух оленеводов?),
- разорившийся, но не утративший тяги к «халяве», новый русский бизнесмен,
- носители коллективного (социалистического или коммунистического?) кафедрального быта и разума.
И выбран, правда несколько экстравагантным, садомазохистским путем (что поделаешь, всё у нас в России через одно-два-три места делается), недалёкий сеятель «разумного, доброго, вечного». Пусть в одном отдельно взятом произведении, но восторжествовала многовековая мечта интеллигенции – о слиянии со своей мучительницей Родиной.
Язык повести упрекают, приравнивая к скучному(?) канцеляриту. Не согласен. Именно таким языком и можно описать вышеперечисленные болезненные вывихи институтско-российской реальности. Язык даже как-то роднит повесть с журналистикой сегодняшнего дня, в том числе с «жёлтой» прессой и языком детективных романов (а повесть заявлена как детективная). То есть ещё один пласт «стёба» налицо.
В произведении множество нераскрытых тем и пластов. Ограниченность (моя или времени обсуждения?) не позволяет подробно раскрыть такие затронутые повестью темы, как национальный вопрос, эротизм профессорско-преподавательского состава, мздоимство в ВУЗах и т.д. и т.п. А сколько колоритных персонажей осталось на обочине повествования! Каждый из них – зародыш возможного будущего произведения. Один из персонажей – город, за исключением формально упоминаемых географических названий, неузнанный и туманно проследовавший по страницам повести. Хотя тут я сам себе противоречу: фотографический черно-белый журналистский стиль повести и не подразумевает пристального изучения пейзажей и вглядывания в городские ландшафты.
Общие впечатления: все мы мельчим, суетимся и торопимся. Некогда спокойно написать о вечном, сиюминутное уносит нас вдаль на бревне повседневности, не давая подобрать весло философии или парус романтики.  Подгребаем к берегу руками. В общем как рулим, так и едем. И, если не мы рулим обстоятельствами, то они начинают рулить нами.

http://www.stihi.ru/2013/12/13/8429

2. Обсуждение стихов С. Незабвенной на УФЛИ

Сегодня трижды прошу меня извинить. Во-первых: с творчеством обсуждаемого автора познакомился недавно, в основном по предоставленной подборке и нескольким стихам в газете "Истоки". Поэтому мои выводы могут быть недостаточно объективными, точнее неполными.Во-вторых: когда обсуждают мои стихи, чувствую себя как на родительском собрании младших классов школы: вроде и не я разбил стекло и не я подрался, но доля моей вины в случившемся присутствует. Ведь и наши стихи - наши дети, автор любит их все: и корявенькие и кособокие и хулиганистые – все свои, родные. А тут их собрались ругать, даже если есть за что. Поэтому старался сдерживать себя в критике, простите, если не удалось.В-третьих: подготовка к обсуждению стихов - задача сложная. Собирался просить прощения и у филологов по образованию за непрофессиональный разбор стихов и незнание терминологии, поискал в интернете определения составных частей поэзии и материалы по этой теме и ахнул: трудами Аристотеля, Шенгели, горячо нелюбимого мною за супернаучность Гаспарова, статьей Маяковского и еще парой-тройкой трудов о поэтическом творчестве и ограничивается набор современного исследователя поэтов. Почувствовал облегчение и отсутствие жестких рамок.
На одном из поэтических сайтов меня покоробило утверждение "поэтов здесь быть может миллион". Я выразил сомнение в возможности существования такого количества поэтов, на что получил ответ с цитатой из Википедии о том, что поэзия это зарифмованный текст, откуда мой оппонент сделал вывод, что поэт - это человек, составивший зарифмованный текст. Я задумался и сочинил по памяти свое личное определение поэзии. По моему, поэзия - это наличие триединства эмоционального, эстетического и философского впечатления от ритмически построенного произведения. Если одну из составляющих изъять – беда, хотя многие поэты творили на грани отсутствия одной из них. Например, на мой взгляд, у Гумилёва, Волошина, и многих других символистов западала кнопка эмоциональности и от их творчества часто веет холодностью, если не снобизмом. Стиль Пушкина настолько прозрачен и совершенен, что современному наблюдателю видится отсутствие оригинальности, подражание и потакание народному вкусу и языку, отсутствие своего стиля. Боюсь вывод такого наблюдателя не верен и пример неудачен: для своего времени Пушкин видимо был супероригинален и наоборот, не столько автор заимствовал у народа, сколько народ у автора и сегодня литературный язык процентов на 80- пушкинский. Пример отсутствия смысла в стильном и эмоциональном произведении предлагаю слушателям найти самостоятельно. Зато пришел пример стиля без мысли и эмоций: Борис Гребенщиков.
Итак, через произведение поэт должен уметь передать эмоцию, использовав при этом свой, ему одному присущий стиль, словарный запас, свои находки в словотворчестве. Именно это может создать не только одноразовое эмоциональное впечатление (прочитал-загрустил), но и эстетическое (хочется перечитать еще и еще раз). И, наконец, в произведении должен присутствовать смысл, философская подоплека, тот самый урок добрым молодцам (прочитал – задумался, забыл). Попытался с этих позиций оценить представленные на обсуждение стихи.
Эмоция Если эмоция, которую хотел передать автор – тоска, то она передана хорошо во всех стихах подборки. Тоска по отсутствию ответной любви: "Любовь - это когда на трассе стоишь в минус сорок...", так и веет холодностью, отсутствием любви. В подборке стихов эмоции крепко спаяны с мыслями. Попробую некоторые перечислить: Жизнь - борьба с жизнью за право красиво умереть. Еле выговорил. Идти лучше, чем стоять (Дорога).  Любовь лучше, чем нелюбовь (И снова о любви). "Конец бесконечен" (Нужно броситься). Никто никого не любит (Гельвеция). Все умерли. Могильная сырость. (Отдай мне сына!). Безнадега: все умерли, кто не умер, умрет (Немаин). В большинстве случаев – та же тоска.
Один известный знаток литературы и автор нескольких юношеских стихотворений на грузинском языке, говорил, что настоящая поэзия должна быть немного грустной. Если это так, то все дело в количественном понимании слова "немного". Иначе юношеский сплин грозит перерасти в кризис среднего возраста и мизантропию старости, а немного грустные стихи в пожизненную тоску. Заостряю на этом внимание, т.к. самого неоднократно критиковали за пессимизм в стихах. У обсуждаемого автора тоски хватает на десятерых намного более замученных жизнью и творчеством. Если рассматривать поэзию как средство психотерапии, тосковать можно безгранично. Если пытаться идти со своей поэзией к слушателям одной тоски будет маловато. Нам надо по крайней мере попытаться взглянуть на мир под другим углом.
Мысли. Мысли со временем накопятся. Мысли приходят постоянно, а с возрастом не уходят, а бьются о закостеневшую черепную коробку изнутри. Мыслям еще станет тесно и они попрут в стихи.
О стиле и словотворчестве.
Путаясь в сложных ритмах верлибров, мерцающих и пропадающих рифмах, самым похожим на верлибр показался первый попавшийся стих с рифмой.  (Солярис)
Понравились ракетные ступени сожжённых страхов и любовь зачинает новые миры. (Ракетное).
 Не понравился стиль фэнтази с уклоном в женскую любовную прозу: "лилейные плечи", "крутые бедра", набухшая внизу жила (Гельвеция) и др. скучные Мендравы  с королями.
Словотворчеством надо заниматься и заниматься. Вырабатывать стиль повседневной кропотливой работой и игрой со словами.
В заключение беззастенчиво перефразирую один из откликов на свои стихи: Вы же российская девушка, София! Перестаньте грустить, выходите на большую дорогу, ищите горящие избы и скачущих коней. Работы у нас поэту - завались!
22.01.14

http://www.stihi.ru/2014/01/22/10313

3. 19 февраля обсуждаем рассказы Булата Акбаша


Не удалось лично высказать свое мнение на обсуждении - не смог оторваться от хоккейного четвертьфинала Олимпиады. Публикую рецензюшку в том числе и здесь.
Очень понравилась форма обсуждаемых сегодня рассказов: лаконично и всё по делу. Романы, повести и длинные рассказы сегодня читают лишь те, кто обязаны делать это по профессиональным обязанностям: отшельники, затворники и литературные работники. Могут прочитать пенсионеры или заключённые, осужденные на длительный срок, если у них сломался телевизор, и всё. А коротенькие рассказы с четкой мыслью читаются легко и быстро. Каждый из них похож на выдох человека на зимнее оконное стекло: тут же застывает в памяти причудливой ажурной вязью. Цвет ледяных цветов разный: от снежно-белого до траурного черного, но все они к месту, ко времени и к ситуации. Такие рассказы жаль печатать в газетах и книгах, хочется издавать их на цветной бумаге, в виде листовок, и раздавать на улицах или разбрасывать с вертолета над городом.
Пытался найти недостатки. Нашёл некоторую вторичность рассказов о животных, о войне и о тучке на груди кургана – великана, скорее похожую на диалог автора с предыдущими поколениями российских литераторов. Выбиваются из общего ряда впечатлений две несмешные юморески: про рассказ о попе и собаке и про бизнес.

19.02.14

http://www.stihi.ru/2014/02/19/7027

4. Энвер Кадыров

Что понравилось? Литературный русский язык и стихотворная техника, т.е. то, чего катастрофически не хватает начинающим уфимским авторам.
Что не понравилось? Физиологичность, аффектация (она же экзальтация), декаданс и отсутствие самоиронии. Постараюсь пояснить.
Физиологичность в стихах – часто встречающееся явление. Вспомните, например, Верхарна: сплошная пантагрюэлевщина, по крайней мере в русских переводах. Жаль, не имею возможности перечитать автора в подлиннике: существует ли в оригинале тот легкий гротеск в описании бельгийских женщин, превосходящих размерами местных коров и тех же коров, более прекрасных чем вышеупомянутые женщины.  Но, как бы там не было, в переводе от буквализма прочтения деревенской поэзии пива и навоза спасает именно этот фильтр иронии или сарказма, вне зависимости от того, сам ли автор вложил отстраненность от героев или это сделали переводчики.
В стихах уважаемого автора, подборку стихов которого мы сегодня обсуждаем, «жемчужные зубки», многочисленные «губки и губы», «юбки» и «девки» присутствуют на полном серьёзе, с забубённой лихостью и непринуждённой бесшабашностью.
Заламывание в экстазе поэтических рук и декаданс – явления так же не редкие в стихах. Подобным манерничаньем был полон, по-моему мнению, поэтический багаж Бальмонта, что в конце концов и привело его к утрате интереса читателей. Стало трудно поддерживать искусственный градус зашкаливающих эмоций, муза поэта «перегорела», как электрическая лампочка, работающая не от предназначенного ей источника питания. Искусственный поэтический темперамент долго не живет и жизнеспособного потомства не оставляет.
Пиратские притоны, испанские страсти – опасная, внешняя или даже поверхностная сторона поэзии. Излишнее увлечение ею грозит вырождением творчества в цветастый, но наивный лубок.
Декаданс характерен, современен, актуален как никогда. С ходу не могу вспомнить ни одного значимого постсоветского поэта, не переболевшего или не болеющего этой заразой. Вероятно таковые есть. Но они не в мейнстриме стихотворчества, не издаются, не читаются и не обсуждаются публикой, основу которой составляют тоскующие категории граждан: готы, эмо, хибстеры, советско-русские интеллигенты.
Можно ли причислить обсуждаемую подборку стихотворений к декадансу? Напрямую вряд ли – богатыри созидают, борьба за мир побеждает танковый биатлон. Но женские колготки болтающиеся на люстре или вентиляторе мадридского гостиничного номера в одном из предыдущих стихотворений автора, развеваются в моём сознании как флаг некоторого упадничества и предвозвестник возможной победы над чувством меры.
Подводя итоги по самоопределенному мною триединству поэтического творчества, можно сказать о стихах обсуждаемого автора:
Эмоция
Это то, что по-настоящему задевает в стихах Энвера Кадырова. Недопережитое, неуспокоившееся, бьётся в строчках и истово хочет рассказать нам свою историю.
Мысли 
Мысли, высказанные в стихотворениях вполне понятны, но не поражают своей философичностью, часть из них оставляет читателя равнодушным, часть кажется неглубокими, тривиальными, неакцентированными, в конце концов.
Стиль
Стиль отточен, выверен, на мой взгляд - безупречен, почти незаметен при прочтении.

17.09.14

http://www.stihi.ru/2014/09/28/1718

5. Юрий Болотовский

Что понравилось? Юмористическое осознание автором своего непрофессионализма (графоманства).
Что не понравилось? Обилие в подборке переводов других авторов. Сильно сбивали с восприятия.
Возвращаясь к однажды определенному для себя триединству поэтического творчества, можно сказать о стихах обсуждаемого автора:
Эмоции
В переводах, тем более когда это переводы рубаи Омара Хайяма, сложно выразить эмоции, по крайней мере эмоции переводчика. Не хватало потрясений, открытий, притягивания читателя к сопереживанию и в оригинальных произведениях автора. М. Карим в одном из интервью (см канал БСТ) сказал: «Писатель должен заставлять читателя читать свои произведения, притягивать к себе». Пока что, при прочтении стихотворений, меня мало взволновали перипетии сериалов и стихотворное обсуждение еды, в широких масштабах представленные в подборке.
Мысли 
Отсюда и мысли, высказанные в стихотворениях, кажутся мелкими, малозначащими. «Мелкотемье» - кажется так называлось это в советский период развития литературы. Задумался: что мы видим в повседневности и как эти мало событийные, серые,  будни перековать в стихотворения? Какой силы должен быть поэтический талант, чтобы бытовые мелочи представить в новом, неведомом ранее свете, заставить массового читателя со смаком вчитываться в их описания? Пожалуй величиной не менее, а скорее поболее многократно упоминавшегося при обсуждениях в УФЛИ (в том числе и всуе), Е. Евтушенко. Что видит среднестатистический человек? Дом-работа, а пенсионеры зачастую не видят и этого. Окном в мир для них остается телевизор и (или), в лучшем (или в худшем?), случае – интернет. Да что там пенсионеры – все возрасты и социальные слои человечества, по крайней мере его «золотого миллиарда», к которому мы сегодня фанатически стремимся, видят мир в таком усечённом варианте. Если ежедневно повторяющиеся события не способны в достаточной мере возбудить творческое воображение авторов, не пора ли устраивать, подобно художникам, выезды «на пленэр»? Посмотрите на модных и не очень блоггеров: помимо индивидуальных попыток побывать в интересных местах и рассказать об этом читателям своих блогов, целые блоггерские десанты высаживаются на фабриках, в компаниях, республиках и описывают свои впечатления, принося информацию и эмоции читателям, известность посещаемым местам. Если люди, зачастую слабо владеющие художественными средствами языка, имеют успех у публики, почему его не могут превзойти те, кто владеет такими средствами? Не пора ли стать актуальнее, «ближе к народу», т.е. интереснее читателям? Нечто подобное практиковалось и в СССР, например на комсомольских стройках стройках, в том числе с участием Е.Евтушенко (кажется Братская ГЭС). Это для написания стихов. Для чтения своих стихов вечно ускользающим слушателям есть опыт РПЦ: тюрьмы, армия, больницы. т.е. места где читатель (слушатель) физически не может сбежать от автора (писателя, поэта).
Стиль
Стиль автора близок к классическому, на вид прост, но, по-моему, требует от автора уверенного владения литературным языком и глубокой эрудиции. И тем и другим автор владеет.
24.09.14

http://www.stihi.ru/2014/10/04/1647

6. Подборка для обсуждения на УФЛИ 22. 10. 14

Теперь Петербург

Петербурга нет уже давно,
Есть музей, он под открытым небом,
Здесь снимают лёгкое кино
И мечтать приятно: Мне бы...Мне бы...

Погулять пойти по островам,
Вслушиваясь в гомон иноземный,
Заглянуть в глаза прекрасных дам
С отраженьем города - вселенной.

Растворяясь в суете времён,
Удивляться - оживает город:
На Дворцовой - войска легион,
Англетер - Есенин жив и молод.

С топором проходит Родион,
Мышкин пробежал, подуло ветром...
Рябь картин задёрнуло холстом,
Камень стен оставив нам при этом.

Нева

Нева - основа мирозданья
Стоит бездонна и черна,
В безветрие ее волна
Лишь выдает себя мерцаньем
Отринувшись от катерка.

И даже Невскому Проспекту
Она первин не отдает:
Весь город на нее нанизан,
Он ею дышит и живет.

Развод мостов подобен шутке,
Знакомый старый водевиль,
Суда кружАт: Вот тетка в шубке,
Гарсон, кокотка,...Гранд утиль.

Поднять свои красоты выше
Гранитный ей помог корсет,
Добро, когда лишь мерно дышит,
И горе, если страсти - в цвет.

Тогда срываются оковы
И ветер вытолкнет волну,
Сдержать приличия не могут
Ни деву в страсти, ни Неву.

Мюзик-холл

Я не видел поэтов
Сильнее чем сам Петербург,
В него вложено много:
От лукавых измен
До устойчивых вьюг.
Заполняется зал,
Каждый в нем из провинции был,
Что-то видел уже,
А о чем-то спектакль просветил.
И уносятся в лед
Классицизма Европы века,
Яркой ярмарки кровь,
Оттеняют России снега,
Дождь весенний отмыл
Водосточную полечку труб,
И янтарный отсвет
Для богини зари
Слишком груб.
Я вернулся опять,
Не стерпев неземной красоты,
Ты - во мне Петербург
А не только дворцы и мосты.

Новая Голландия

Голландия живет на островах,
В архитектуре крыш и шуме кроны,
Лишь окна заколочены в домах
И время их штурмует бастионы.

Не вынесут молочник к вам во двор
Где стол, покрытый белоснежным ветром,
И шкипер с руганью не прыгает на борт,
Куря табак из трубки:"Доннер веттер!"

Ушли домой сусальные голландцы,
Их век прошёл, но дом их бывший жив:
Поправьте стены, перекройте крыши
И парусник заглянет к вам в залив!

Хинкальня

Петербургская погода
Вновь стучит ко мне в окно,
Грустит уральская природа,
Что до залива далеко.

Коньяк молдавский в рюмки светит,
Салат по-гречески лежит,
Чем не хинкальня на проспекте,
Что за Невой повдоль бежит.

Нет только лобио и пива,
А так бы полным был обман,
Что не развеялся красиво
ВасилеОстровский туман.

Здесь в двух шагах подвальчик Цоя
И Петропавловка и мост
За Арсеналом спят герои
Чей нам неведомен погост.

Она - петровская Россия
Отсюда встала на дыбы,
Мы с той поры всегда нужны ей
Не то сыны, не то рабы.

Уходящая Русь

Мемуары раньше нас писали
Маршалы, артисты, колдуны.
Где они бывали, что видали,
С кем поручкались и перешли на ты.

Интернет открыл дорогу людям
С виду незатейливой судьбы.
Прочитаешь - не поймешь как будем,
Без людей таких жить дальше мы.

Вся Россия встала перед взором:
Города, деревни и леса,
Расписали трудности узором
Незатейливые эти словеса.

Приоткрылась дивная картина:
Связь времен - она не порвалась,
Видно как отец болел за сына,
Как кровинушку свою ласкала мать.

Не уходит прежнее - былое
Без следа. Чтоб внукам нашим знать:
Русь уходит, догони, попробуй,
Вдруг что позабыла рассказать.

Чемоданные настроения

Россия-страна чемоданов,
Его собирают всегда,
Минуя глухой полустанок,
Невидные ночью поля,
Когда ожидают ареста,
И в отпуска летние дни.
С ним дембеля встретит невеста
И муж с ним уходит один.
Детей отправляют в деревню,
Где дедушка с бабушкой ждут.
И только в последнюю ездку,
С собой чемодан не берут.

Смутное время
Почему назвали время смутным?
Сеять смуту - каждому не лень:
Вот купцам – товаром своим мутным,
Песней – скоморохам деревень.

Воинству – когда перебегает
То к Лжедмитрию, то от него,
А проворовавшимся боярам
Запродажей чести за добро.

Вот царёк из западных окраин
Насаждает чуждый людям быт,
На Руси башкир или татарин
Только этой смуты не творит.

Заперт Гермоген в московской клЕти,
Словно совесть наша взаперти.
Нет просвета и надежда - в нети…
Нижний Новгород - спасение Руси…

Опричники

"Мы не волкИ, мы санитары леса" ©
"Улицы разбитых фонарей"

Нет, не с очаковских времен,
Гораздо раньше, по России
Проклятья сыпались и стон,
Истошно бабы голосили.
Мужей тащили поутру
И днем и под покровом ночи
И предавали топору,
Кричал немой кровавый кочет.
А мастера заплечных дел,
Не клали на руку охулки,
И в страхе замирал удел
И разбегались переулки.
Им государева печать
Давила на уста и вежды,
Но перед Богом отвечать
За них берутся самодержцы.
Когда же власть упала всласть
На дно житейского болота,
Опричники, разинув пасть,
Идут мочить и бить кого-то.
Как заведенный механизм,
С понадорвавшейся пружиной,
Свой вымещают фанатизм,
Без смысла, веры, без причины.

Пери

Я не у ваших ног
И не у рук,
И не ласкаю
Персей и ланит.
Не враг я вам
И не первейший друг
И тайны взор мой
Вовсе не хранит.
Но я в смятегье
От простых невзгод,
Меня постиг
Ужаснейший недуг:
Лежать хочу
У ваших, пери, ног
И целовать
Нежнейший бархат губ.

По дороге в сад

Завидую мальчишке на площадке,
Что развлекает девочку свою:
Висит на турнике, бежит вприсядку
И обещает звезды и луну.

А я уже давно не обещаю,
Задор на мудрость жизнь перегнала,
Приду домой. Нальет мне чашку чая
Девчонка постаревшая моя.