Слово о конкурсе

Лееле Потапова
Слово о конкурсе

  Что такое  профессиональный конкурс? Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Безусловно, соревновательный дух, здоровое соперничество и честолюбие – мощный стимул и двигатель профессионального развития и роста. Никто и не оспаривает нужность и значимость профессиональных конкурсов. Технология проведения отработана до мелочей, стандартизирована, ни у кого не возникает сомнения  в её эффективности. Итак, больше конкурсов, хороших и разных!
А теперь  поразмышляем над сутью слова. Его можно толковать не только как стечение или соревнование, но и как кон-курс  – совместный курс, движение в одном направлении, по одному пути. В суете, в погоне за баллами потфолио мы подзабыли его глубинное значение. А оно, на мой взгляд, является указателем для тех, кто эти конкурсы организует, и для тех, кто в  этих конкурсах участвует. 
Прислушаемся, как звучит – конкурс  «Лучший учитель Основ православной культуры». Нужен ли он? Да, безусловно. Но с какой целью? Как определить лучшего? Кому определять? И это не праздные вопросы. Есть вещи, которые невозможно оценить в баллах. Да, есть преподаватели-профессионалы, блестяще владеющие методикой, есть новаторы, бесстрашно идущие по пути поиска, есть подвижники, для которых преподавание этого предмета – не профессия, потребность души, смысл и способ существования.   «У каждого своя дорога к Богу». Путь  –  один. И не важно, длинный он или короткий, главное – прийти, а ещё лучше – позвать с собой в дорогу. И так позвать, чтобы захотелось пойти.
В финал районного конкурса «Лучший учитель Основ православной культуры» вышли три замечательных преподавателя, Учителя – с большой буквы. Они – в поиске, в пути. И то, что они показали в ходе конкурса, невозможно оценить ни баллами, ни дипломами, ни местами. Это моё глубокое убеждение. Все они – профессионалы, владеющие методикой преподавания, но у каждой – свой подход, свое служение, свое понимание.
Л.В.  Дмитриева – удивительно скромный, светлый человек. Она без позы и пафоса, без указаний сверху, день за днем дарит детям  радость приобщения к Вере, открывая глубинную сущность Православия негромкими и доходчивыми словами, добрыми делами. И для детей всё это остановится частью бытия, насущной потребностью.
И.Н. Челмодеева – глубоко верующий человек, о её  профессионализме и блестящем владении методикой, современными, в том числе компьютерными дистанционными технологиями, можно долго говорить.  Но  главное – то, чем она наполняет свои занятия, как она – бережно и тактично – ведет своих учеников,  ненавязчиво, исподволь формируя у них «алгоритм нравственного поведения». А сколько времени и сил она отдает подготовке к занятиям!
А.В. Игнатьева – педагог-новатор. Тому, что она делает, невозможно научиться, потому что не каждому дан талант говорить на языке души. Но её блестящие методические находки, её любовь к детям и неравнодушие, умение подняться над суетой, увидеть в обыденности красоту мира,– вот  та планка, которой хочется достичь, выходя с её уроков. А  та нравственная высота, та сила Веры, Надежды, Любви, которую  она видит в Православии  и помогает увидеть другим, и  есть тот бесценный опыт, заслуживающий изучения и распространения.
Эти трое пришли на конкурс не за дипломами и местами. Самое главное для них – поделиться своим опытом и знаниями. Именно  для этого нужен конкурс.  И чтобы он был успешным, нужна четкая организация, комфортные условия проведения, заинтересованные слушатели,  адекватные критерии и уважение к участникам. К сожалению, этого не случилось.
Финальный этап конкурса – мастер-классы – проходил в условиях, грубо нарушающих элементарные методические требования: телефонные звонки, неудобное расположение технических средств, хождение во время проведения занятия, незакрытая дверь  в аудиторию, неполный состав жюри, несостоявшееся обсуждение, непредоставление участникам слова для самоанализа – всё это сводило на нет усилия конкурсантов и целесообразность проведения конкурса в целом.  Не знаю, с какими чувствами  ушли конкурсантки с финала, но лично у меня осталось глубокое сожаление  о затраченных ими впустую усилиях. Отдельный разговор о том, что эти мастер- классы не увидели учителя Основ православной культуры и Основ религиозной культуры и светской этики, о том, что на этом пути возникают такие препоны и тупики.  Следовательно, своей благой цели – выявления и распространения педагогического опыта и поощрения лучших учителей, конкурс не достиг. Прискорбно.
Уверена в одном: финалистки конкурса не сойдут со своего пути,  не перестанут нести детям добро и свет. Жаль,  что немногие смогут увидеть это и присоединиться.  В заключение  не могу не процитировать замечательное стихотворение. Филипповой  «Несущая свечу» и пожелать финалисткам конкурса успехов и признания в их служении. Они для меня – «несущие свечу».

Что за мелодия звучит?
- Молчу, молчу...
- Но что ты делаешь в ночи?
- Несу свечу.

- Ах, не поймёт тебя молва...
- И не прошу.
- Да ты сама едва жива.
- Но я дышу...

- Коль есть и звёзды, и луна,
И фонари,
Зачем свеча твоя нужна?
- Она горит.

- А если в руки к палачам?
- Не нам решать.
- Зачем волнуется свеча? -
- Она душа...

- Тебе бы надо отдохнуть.
- Не по годАм...
- Не донесёшь - неблизок путь.
- Я передам...

- А сила чья в твоём плече?
- Родных краёв...
- Что за огонь в твоей свече?
- Семи слоёв...

- Сейчас не время созидать.
- Судьбу влачу...
- Что можешь Господу сказать?
- Несу свечу...

Е. Потапова, член жюри конкурса. 
12.12.2014