Очередная активная практика
Очередная активная педпрактика филфака. Будущие словесники.
Намечаю себе, о чём с ними поговорить в первую очередь. Считаю, что немаловажным является правильная русская речь. Эта тема должна постоянно звучать на уроках в виде занимательности, тогда интересно детям и запомнится ими лучше.
1. Слова-антиподы. Двойственность смысла.
Врач, обошёл несколько палат.
Консилиум врачей решил это лекарство оставить.
После приступа больной начал отходить.
Я прослушал его выступление.
К вечеру погода разгулялась.
Таких примеров можно привести немало.
2. Окаменевшие остроты.
По-другому их можно назвать "блуждающими бессмыслицами".
Прошу - в смысле умоляю.
Вот в таком разрезе.
Типичное не то.
Как штык.
Дал жизни.
3. Чертыхание и божба
Не замечаем, как и то, и другое одновременно вставляем в свою речь
- Боже мой, что за погода! Чёрт знает, какой буран!
- Ни черта не видно! Ей-богу, не дойду!
4. Порой наблюдается искажение крылатых выражений
Милые бранятся - только чешутся.
Хоть кол на голове чеши.
Довести до белого колена.
Другое дело - всеобщее неправильное произнесение народных пословиц и поговорок.
Попал как кур во щи (первоначально: попал как кур -то есть петух- в ощип)
На тебе, боже, что нам не гоже (первоначально: на те, небоже, что нам негоже)
Сухо дерево - завтра пятница (первоначально: сухо дерево назад не пятится) Смысл этой пословицы близок к "Куй железо, пока горячо".
От добра добра не ищут (полностью: От овса кони не рыщут - от добра добра не ищут)
5. Нельзя сказать
Благодаря пожару они остались без крова.
Повышать глубину знаний.
Температура стремительно ползла вверх.
Трудно переоценить значение.
Одиозное восхваление (одЕ - хвалебная песня, одиум - ненависть)
Пока идёт практика, этих тем будет достаточно для занятий по развитию речи.
Думаю, что после моих "нравоучений" будущие коллеги станут и к своей речи относиться самокритично...
© Copyright:
Лариса Ищенко2, 2014
Свидетельство о публикации №114121200126