Курс выживания для дамы в современном мире. 8

Мария Буркова
  Полной  аналогией  уже  заявленным  тезисам  является  произведение  Жюльетты  Бенцони  «Марианна», где  старательно  прорисованы  все  характерные  для  молодой  дамы  ошибки. Полный  набор:  и  детская  тщеславная  влюблённость (предмет  зубоскальства  злобных  неудачниц  как  результат  тотальной  зависти  к  тем, кто, в  отличие  от  них, способен  любить), и  ужас  осознания, с  кем  связалась, кризис, не  оставивший  никакой  опоры  для  дальнейшей  жизни, упорная  борьба  за  место  под  солнцем, случайные  связи (к  чести  героини, не  удовольствия  ради, а  как  результат  серьёзных  взаимоотношений), возлюбленный  соблазнитель, принёсший  массу  хлопот  и  неприятностей, выглядевший  героем, а  оказавшийся  всё  тем  же  инфантилом-пустышкой –– только  всё  в  довольно  быстром  темпе. Суженый  здесь  тоже  промелькнул, на  предпоследней  позиции, обвенчался  с  героиней  и  исчез  в  загадочной  тени –– у  него  была  масса  собственных  проблем, с  которыми  надо  было  сперва  разобраться  самолично. Однако  впоследствии  мы  видим, что, не  будь  венчания, на  которое  Марианна  дала  согласие, словно  библейская  Ревекка, никогда  прежде  не  слышавшая  ничего  об  Исааке, но  сразу  уяснившая, что  это  муж, данный  Господом, –– оба  героя  вряд  ли  остались  бы  даже  живы. А  так  постепенно, оба  в  собственном  развитии, и  дожили  до  взаимной  любви  и  счастья. Забегая  вперёд, отметим  сразу, что  современный  ритм  жизни  иногда  ещё  быстрее, а  потому  ныне  молодая  дама  получит  вышеуказанный  набор  в  полном  комплекте  и  любых  пропорциях, исключая, увы, часто  как  раз  венчание, так  как  мир  уже  успел  стать  безбожным  в  основной  своей  массе. Но  не  будем  спешить  с  этим  важнейшим, так  как  это  таинство  есть  дар  Божий, и  его  ещё  надо… заслужить.
   Поэтому  стоит  уточнить  ещё  один  немаловажный  момент. На  примере  Марианны  можно  заметить  такую  важную  особенность  её  напичканной  приключениями  жизни, зачастую  не  очень-то  приятными  приключениями, как  некое  своевременное  везение, что  ли. Именно  тогда, когда  уже  не  на  что  надеяться, в  самом  пропащем  случае  и  положении  вдруг  появляется  кто-то, совсем  не  обязательно  симпатичный, но  спасающий, выводящий  ситуацию  из  тупика, дающий  шанс  на  спасение. А  дальше –– успевай  двигаться  и  работать. Здесь  важно  понять  одно:  «везёт»  не  всегда  и  не  всем, даже  если  надежда  и  умирает  последней. Более  того, глупо  говорить  о  «везении»  как  таковом, этот  термин  тоже  придуман  врагом. Так, сознательное  нахождение  в  опасном  для  жизни  или/и  души  месте  без  уважительных, т.е.  по  факту  не  зависящих  от  человека  причин, есть  грех  против  заповеди  «не  убий», а  то  и  смертный  грех  самоубийства. Если  же  в  случае  таковых  самовольных  действий  человека  смерти  не  произошло, то  налицо  либо  вмешательство  ангела-хранителя, либо  отсутствие  воли  Господа  на  гибель  этого  нарушителя, что, впрочем, часто  одно  и  то  же. Глупо  надеяться  на  абстрактное  «везение» –– это  не  много  не  мало  оскорбление  Бога, который  терпелив, как  мудрый  отец, но  может  ведь  и  не  счесть  нужным  помогать. Помогает  же  Господь  как  раз  тем, кто  на  деле  является  рабами  Божьими, то  есть  теми, кто  служит  ему (живёт  по  заповедям, обладает  смирением  и  терпением, воцерковлен, сознаёт  своё  несовершенство). Наша  героиня  ведёт  себя  именно  так:  спотыкается  и  падает, но  принимает  всё, что  выпадает  на  её  долю, действует  по  обстановке, надеясь  на  Бога, и  впрягается, выкладываясь  полностью. В  случае  кризиса  пытается  найти  свои  огрехи, а  не  злится.
   Итак, первая  любовь, белая  фата… Но  вместо  утех  брачной  ночи –– пустая  спальня, а  под  утро –– подвыпивший  молодчик  сообщает, что  она  вместе  с  её  домом  и  приданым  проиграна  ему  в  карты. Ужаснейшая  ситуация, но  в  чём  причина, за  что, извините? Героиня  понимает:  за  то, что  влюбилась  в  мираж, который  сама  же  и  выдумала. Так  хотелось  красивой  любви, что  ухватила  первое  же  блестящее, а  ведь  настоящее  золото  не  блестит… Воздвигла  себе  кумира, отказываясь  видеть  действительность, и  вот  мир  призраков  рухнул –– новобрачный  зарился  лишь  на  её  титул  и  поместье. Вот  к  чему  приводят  утехи  собственной  гордыни  и… чтение  романов  про  любовь  с  первого  взгляда. А  ведь  были  намёки-то, были, но  и  думать  не  хотелось  о  неприятном. И  надо  было  слушать  своего  духовника, человека  мудрого  и  опытного, а  не  избаловавшую  единственную  родственницу, которая  сама  всю  жизнь  жила  мифами  и  умерла  старой  девой. Последнее  как  раз  очень  плохое  обстоятельство:  не  сумевшая  увидеть  своего  суженого  женщина  просто  не  способна  к  адекватной  оценке  действительности. Как  мы  узнаём  из  текста, эта  дама  была  больна  «безответной  любовью»  и  нелюбовью  к  жизни. А  за  её  грехи  пострадала  любимая  наследница. Обычное  дело.
   Но  наша  героиня  не  сдаётся, хотя  близка  к  отчаянию. Не  было  брачной  ночи –– и  не  надо, вот  ещё, связываться  с  таким, который, оказывается, ещё  и  свою  пассию  привёл. Соблазнитель  выгнан  вон –– вся  его  «страстная  любовь  с  первого  взгляда», ради  которой  он  уселся  за  карты, попахивает  банальным  приключением  на  одну  ночь, в  рамках  самолюбования. Марианна  же  хочет  не  падения, не  дешёвой  мести, не  убийства  в  порыве  гнева. Она  не  просто  требует  от  мужа  пояснений  и  бросается  на  него  с  оружием;  её  требование  кровью  смыть  оскорбление  есть  уже  не  молодцеватая  бравада  самоутверждения, а  защита  собственной  души  в  поединке  с  врагом:  «Пусть  Бог  решает!». Он  и  решил, раздав  каждому  по  заслугам:  Марианна  отправилась  в  дальний  путь  искать  свою  настоящую  любовь, горе-супруг  получил  шанс  переменить  свою  сущность  и  жизнь, валяясь  серьёзно  раненным  и… впервые  влюблённым, а  безнадёжно  испорченная  блудница  умерла, она  уже  ни  на  что  хорошее  не  годилась.
   Но  ещё  не  ясно, на  что  же  годится  Марианна, и  вся  последующая  бешеная  карусель  событий  есть  как  раз  проверка  на  прочность  и  честность. К  тому  же, героиня  столь  неосмотрительно  теряет  девственность  вновь  буквально  с  первым  попавшимся, и  это  всё  очень  осложняет. Однако  осознанно  или  нет, но  каждый  раз  она  отказывается  быть  побеждённой  злом, и  постепенно  поднимается  всё  дальше  от  людских  клоак (бандиты, тюрьма, городское  дно  в  чужой  стране). Она  движется  от  служанки  и  гувернантки  до  оперной  примы, любовницы  Наполеона, и, наконец, своего  законного  статуса  и  титула. Заметим  сразу, движется  не  по  постелям, а  с  Бонапартом  в  зените  славы  у  неё  вполне  взаимная  влюблённость, которая  даже  однажды  спасла  жизнь  любовнику. Следует  некоторое  вознаграждение:  найден  духовник, которому  героиня  в  состоянии  уже  сама  помочь  в  затруднительном  положении, и  который  может  освободить  её  от  столь  неосмотрительно  натянутых  на  себя  брачных  уз. Дело  в  том, что  таинство  венчания  создаёт  абсолютно  реальные  нервущиеся  связи, то  есть  узы –– связаться  с  другим  человеком  просто  не  получится  без  санкции  Господа  на  то. Строго  говоря, хотя  письмо  папы  Римского  о  разводе  юридически  верно, фактически  в  мистическом  плане  оно  незаконно –– обязательные  в  этом  случае  молитвы  даже  слуги  церкви  не  есть  гарантия  того, что  санкция  будет  реально  дана. И  все  последующие  события  тому  подтверждение –– покой  героине  и  не  снился.
   Так, несостоявшийся  супруг  вскоре, как  выяснилось, превратился  просто  в  злого  гения, требующего  жертв –– неуловимого, хитрейшего  и  жадного. Просто  каратель  какой-то. Но  не  будь  Марианна  ослеплена  обидой  к  нему, она  бы  могла  извлечь  настоящую  пользу  из  его  слов  и  действий. Это  она, как  истая  дочь  Евы, понимает  лишь  потом, когда  наделает  неверных  шагов. Простить  его  она  не  в  силах  или  же  просто  не  хочет, понимая, что  тогда  их  отношения  могут  резко  улучшиться. Её  решение  выйти  замуж  вторично, на  сей  раз  с  благословления  духовника, в  огромной  степени  замешано  на  желании  самоутвердиться  перед  любовником  и… продиктовано  фактом  беременности. Так  что  ничего  удивительного  ни  в  том, что  брак  не  удался, ни  в  гибели  всеми  долгожданного  ребёнка –– плод  страстей  и  бесчинства  вряд  ли  вырастет  добрым  человеком, вспомним  каторжника  Бенедетто  из  «Графа  Монте-Кристо», сущее  проклятье  для  всех, кто  с  ним  сталкивался. Да  и  отец  неродившегося  ребёнка  отличился  немало –– развод  с  Жозефиной, венчанной  женой, наезды  на  католическую  церковь, одержимость  в  постройке  своей  империи  и  самопровозглашение  себя  императором –– сверхдостаточно  грехов, несчастные  наследники…Не  хватает  у  Марианны  и  смирения  признать  за  любовником  право  выбора –– хочет  себе  принцессу  королевской  крови, ну  и  пусть  берёт, значит, не  её  суженый  Бонапарт, и  баста. Тут  бы  и  покаяться, что  не  с  тем  связалась  опять, попросить  у  Господа  вразумления, так  нет, одно  истерическое  отчаяние  и  желание  всем  сделать  плохо. Детская  истерика  едва  не  обернулась  суицидом, и  снова  всё  помчалось  под  откос:  тот  же  соблазнитель, но  уже  облитый  патокой  комплекса  Маргариты, новые  враги, новые  опасности, новые  бессмысленные  жертвы. Всё  наладилось  лишь  тогда, когда  Марианна  перестала  гоняться  за  призраками, простила  Бонапарта  и  помирилась  с  ним, наконец  смогла  услышать  то, что  ей  давно  следовало  понять. Что  есть  те, кто  её  любит, и  те, кто  её  хочет, а  это  абсолютно  разные  вещи. Что  первые  не  предадут, а  от  вторых  добра  не  жди. И  «по  плодам  узнаете  их»  не  ошибается, как  бы  не  хотелось  обманываться. И  вот  тут  героиня  останавливается  и  впервые  сворачивает  с  гибельного  пути, куда  её  постоянно  толкало  желание  обернуть  всё  по-своему, понимая, что  дальше  будет  только  хуже. Она  вспоминает  своё  новое  имя, по  второму  венчанию, и  решает  хотя  бы  попросить  прощения  у  законного  мужа. Впервые  она  не  гонится  за  ускользающим  счастьем, а  желает  хотя  бы  попытаться  наладить  то, что  испортила  сама, пусть  и  не  желая  того. И  вдруг  видит, что  всё  не  просто  изменилось  до  неузнаваемости. Она, оказывается, вернулась  домой, к  любящему  мужу, суженому, которого  с  детства  желала  найти.
Любовь – союз  двух  полноценных  личностей, а  каждая  личность  так  же  неповторима, как  и  отпечатки  её  пальцев. Более  того, часто  именно  любовь  делает  человека  личностью. Любовь  означает  незаменимость…

Изъясняясь  языком  Гегеля, можно  было  бы  сказать, что  любовь – снятие  дурной  бесконечности (бессмысленного  повторения)  в  сексуальных  отношениях.
Чанышев

Респект  мадам  Бенцони, но  неплохо  также  заглянуть  на  родину, к  старине  Пушкину –– повесть  «Метель», господа, истинный  шедевр. Обратите  внимание, как  стремилась  героиня  обвенчаться  с  соблазнителем, однако  оказалась  повенчана  с  суженым… Пример  того, как  счастье  оказалось  заслужено –– просто  молодые  люди  морально  повзрослели  для  этого. Остались  в  искусстве  и  примеры  того, как  даже  формальная  регистрация  брака  у  светских  людей  в  случае, если  произошло  таинство  венчания, кардинальным  образом  меняет  их  жизнь. Посмотрите  на  героя  оперетты  «Граф  Люксембург» –– он  полюбил  не  кого-нибудь, а  ту, с  кем  оказался  по  незнанию  повенчан, да  и  у  избранницы  после  их  встречи  жизненные  приоритеты  резко  меняются. То  же  снятие  дурной  бесконечности  происходит  и  у  героя  комедии  «Дон  Сезар де Базан» –– избежав  гибели  вопреки  собственным  планам, он  стремится  выяснить, кто  его  жена, но  влюбляется  в даму  прежде, чем  узнаёт, что  это  и  есть  законная  супруга. В  свою  очередь, героиня  жаждала  успеха  в  обществе, как  ей  казалось, но  следовало  достичь  желаемого, чтоб  понять  его  иллюзорность –– нужен  был  муж, и  вот  этого  неизвестного  она  и  ищет, не поддаваясь  на  провокации, и  тоже  счастлива  узнать, что  именно  такой  мужчина  ей  и  подходит.