12-й конкурс танка -Времена года- Приём заявок

Сад Рёандзи Конкурсы
**********************Дорогие друзья!******************************

******** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру!*************

                Предлагаем вашему вниманию

********* Двенадцатый Конкурс японских пятистиший – ТАНКА.*******

******************** «ВРЕМЕНА ГОДА» ****************************


В японской поэтике бытует термин "послечувствование". Глубокий отзвук, рожденный танка, затихает не сразу. Чувство, сжатое, как пружина, раскрывается, образ, набросанный двумя-тремя штрихами, возникает в своей изначальной целостности. Способность будить воображение - одно из главных свойств японской лирики малых форм.
Короткое стихотворение (всего несколько слов) способно стать мощным конденсатором мысли и чувства. Каждое стихотворение - маленькая поэма. Она зовет вдуматься, вчувствоваться, отворить внутреннее зрение и внутренний слух. Чуткие читатели - сотворцы поэзии.
Танка, буквально "короткая песня", зародилась в недрах народного мелоса в глубокой древности. Её до сих пор читают напевно, следуя определенной мелодии. Танка - это всего пять стихов. Метрическая система танка предельно проста. Японская поэзия силлабична. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным; таких комбинаций не очень много. Частые повторы создают певучую эвфонию. Танка содержит множество постоянных поэтических эпитетов, устойчивых метафор. Конечной рифмы нет, её с избытком заменяет тончайшая оркестровка, перекличка созвучий в начале и в середине стихов.
(из предисловия Веры Марковой к книге "Японские пятистишия. Капля росы")

     Танка (иначе вака или ута) – традиционный жанр японской поэзии, силлабическое пятистишие в размере 5-7-5-7-7 слогов. В конкурсе допустимо отступление от канона формы для 5-тисложной строки – 4-6 слогов, для 7-мисложной – 6-9 слогов. Тем не менее, форма 5-7-5-7-7 предпочтительна.

У ворот моих
На деревьях вяза спелые плоды,
Сотни птиц их щиплют, прилетев,
Тысячи собрались разных птиц, -
А тебя, любимый, нет и нет...

Неизвестный автор (перевод А. Глускиной.)

«По классическому канону, танка должна состоять из двух строф. Первая строфа содержит три строки по 5-7-5 слогов соответственно, а вторая – две строки по 7-7 слогов. Итого получается пятистишие в 31 слог. Это то, что касается формы. Обращаю ваше внимание, что строКа и строФа – разные вещи.
Содержание же должно быть таким. Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ. Или наоборот.» (Элена Элк)
Просьба внимательно ознакомится с условиями конкурса пятистиший – танка «Времена года».

I. Предпочтительна форма 5-7-5-7-7

II. Танка обязательна должна состоять из ДВУХ строф (не формальное деление пробелом). Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ.

III. КИГО – СЕЗОННОЕ СЛОВО. Обязательно наличие в конкурсном пятистишии сезонного слова.

Киго – это слово, указывающее на то, в какое время происходит
действие. Тема связи человека и Природы играет огромное  значение
во всей японской  культуре; смена сезонов – один из основных
мотивов в поэзии. Киго создает своего рода "природный фон",
помогающий прочувствовать хайку. Возможно как прямое указание
("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например,
"сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета. В Японии  существуют специальные словари "сайдзики", где можно узнать, например, что "луна  в  дымке" означает весну. http://haiku.ru/frog/def.htm

Таким образом, в конкурсном произведении должно ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовать КИГО одного из четырёх времён года – ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ или ЗИМА.
Словарь русских КИГО – сезонных слов http://stihi.ru/2013/01/07/7485

IV.КАКЭКОТОБА – ПОВОРОТНОЕ СЛОВО (желательно)
Какэкотоба (кaкэ-котобa – «поворотное слово») – этот приём имел различные названия в разные периоды развития японской поэзии. Вариативность названий свидетельствовала о том, что каждая новая эпоха выдвигала на первый план новые функции и возможности этого приёма, но во все времена оставался способ построения какэкотоба: обыгрывание омонимии и полисемии слов.
Суть какэкотоба заключается в том, что в поэтическом тексте употребляется слово, имеющее несколько омофонов, таким образом, значение каждого из них участвует в создании особого смысла стиха.
Под омофонами при характеристике какэкотоба понимаются одинаково звучащие слова, независимо от того, есть ли между ними отношения семантической производности.
http://www.haikupedia.ru/

V. ЮГЭН (яп. «сокровенный, тайный, мистический») — эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы, иногда — произведения искусства). Обозначает скорее символическое восприятие явления природы или прообраза произведения. Входит в число Десяти форм прекрасного, описанных поэтом Фудзиварой Тэйка.
Одним из наиболее точных определений югэн можно признать танка Фудзивара Тосинари, создавшего своё учение о югэн в поэзии:

В сумраке вечера
Осенний вихрь над полями
Пронзает душу…
Перепелиная жалоба!
Селенье Глубокие травы.

Весь пейзаж стихотворения настраивает на ощущение пугающей и безысходной таинственности. Но у югэн много оттенков. Итогом восприятия югэн должно быть высшее гармоническое равновесие с миром.
Поэт Фудзивара Сюндзэй (1114-1204) назвал югэн перевоплощением моно-но аварэ, новым выражением неизменной красоты (би). Югэн - новая грань того многогранника, который вращается временем; на уровне форм каждый раз открывается лишь одна его сторона. В состоянии же покоя, абсолютного бытия, открываются все его стороны. Отсюда стремление пережить "красоту Небытия".
Югэн - это ощущение непрочности существующего, но поэты любили состояние "блуждания в неопределённости" (тадаёу). Если аварэ - светлое ян, то югэн - непроницаемое инь...
http://tkana.zhuka.ru/kama/ugan/

Все перечисленные условия должны учитываться конкурсантами только при голосовании. На конкурс принимаются все пятистишия близкие к форме 5-7-5-7-7.
===========================================================

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора одно произведение.
Произведения, принимавшие участие в предыдущих конкурсах пятистиший-танка, приниматься не будут.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Произведение любой тематики.

2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в одну строку указывается –
Имя и фамилия (псевдоним) Название произведения Ссылка на произведение
И в этой же рецензии обязательно текст произведения.

После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.

б) Пример заявки.

Курума Такуми "грустная танка" http://www.stihi.ru/2012/05/28/6260

восьмую весну
вишня в саду не цветёт,
клонится к сливе,
молнией поражённой.
без тебя живу ли я?..   


Тексты, содержащие ненормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.

3) Приём произведений начинается 28 декабря до набора 20-30 заявок или до 7 января 2015 г. включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное. Комментирование оценок по желанию конкурсанта

Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где

3
4
5
6
7
8
9

Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)

б) Голосование для гостей конкурса

Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3

Пример.
1) 2
2) 1
3) 2
4) 3
И т.д.

Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса так же может прокомментировать свои оценки – так же только в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО понравившееся произведение – приз зрительских симпатий – пзс – после оценки.

в) Приз зрительских симпатий – ПЗС.

Каждый участник и гость конкурса может выделить особо понравившееся произведение, указав после имени участника и названия произведения – ПЗС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЗС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЗС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.

Сроки голосования будут определены дополнительно.

5) Система определения призёров конкурса

Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЗС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.

"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".
+++++++++++++
Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.
+++++++++++++
В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов от конкурсантов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЗС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.

************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов..

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2014/12/28/3838

****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!