Отечественная Война1812года. Рождение героя ч. 3

Валерий Жуков 2
Рождение героя

Любовь отца творила счастье новой жизни,
Служить Отечеству и дому своему,
Далёкому и близкому от мысли,
Рождённой даром , вознести семьи судьбу.

Над вечной бездной человеческих желаний,
Найти ключи богатства и любви,
Сияющей Величием Призваний,
На всей поверхности Земли.

Служа и веря в верность Света,
Творящего судьбу Величия Души,
С времён Великого и Вечного Завета,
Меняя суть творения в тиши.

Учёбы ,ставшей истиною вольной,
Влекущей в дух богоявления и дня,
Судьбою счастья овладеть невольной,
Войною жить,творя Величие Огня. 

         В 1779 г., после больших хлопот, отцу удалось отвезти двух старших детей - Жозефа и Наполеона - во Францию и поместить их в Отенский колледж, а весной того же 1779 г. 10-летний Наполеон был переведен и помещен на казенную стипендию в военном училище в г. Бриенне, в восточной Франции. В Бриеннском военном училище Наполеон оставался угрюмым, замкнутым мальчиком; он быстро и надолго раздражался, не искал ни с кем сближения, смотрел на всех без почтения, без приязни и без сочувствия, очень в себе уверенный, несмотря на свой малый рост и малый возраст. Его пробовали обижать, дразнить, придираться к его корсиканскому выговору. Но несколько драк, яростно и не без успеха (хотя и не без повреждений) проведенных маленьким Бонапартом, убедили товарищей в небезопасности подобных столкновений. Учился он превосходно, прекрасно изучил историю Греции и Рима. Он увлекался также математикой и географией. Учителя этой провинциальной военной школы сами не очень были сильны в преподаваемых ими науках, и маленький Наполеон пополнял свои познания чтением. Читал он и в этот ранний период и впоследствии всегда очень много и очень быстро. Французских товарищей удивлял и отчуждал от него его корсиканский патриотизм: для него французы были тогда еще чуждой расой, пришельцами-завоевателями родного острова. Со своей далекой родиной, впрочем, он в эти годы общался только через письма родных: не такие были у семьи средства, чтобы выписывать его на каникулы домой.
В 1784 г., 15 лет, он с успехом окончил курс и перешел в Парижскую военную школу, откуда уже выпускались офицеры в армию. Здесь были собраны первостепенные преподавательские силы: достаточно сказать, что среди преподавателей были знаменитый математик Монж и астроном Лаплас. Наполеон с жадностью слушал лекции и читал. Тут было чему и у кого поучиться. Но в первый же учебный год его постигло несчастье: он поступил в Парижскую школу в конце октября 1784 г., а в феврале 1785 г. скончался его отец Карло Бонапарте от той самой болезни, от которой впоследствии умер и сам Наполеон: от рака желудка. Семья осталась почти без средств. На старшего брата Наполеона, Жозефа, надежда была плоха: он был и неспособен и ленив, 16-летний юнкер взял на себя заботу о матери, братьях и сестрах. После годичного пребывания в Парижской военной школе он вышел 30 октября 1785 г. в армию с чином подпоручика и отправился в полк, стоявший на юге, в г. Валенсе.
Трудно жилось молодому офицеру. Большую часть жалованья он отсылал матери, оставляя себе только на самое скудное пропитание, не позволяя себе ни малейших развлечений. В том же доме, где он снимал комнату, помещалась лавка букиниста, и Наполеон все свободное время стал проводить за чтением книг, которые давал ему букинист. Общества он чуждался, да и одежда его была так невзрачна, что он и не хотел и не мог вести сколько-нибудь светскую жизнь. Читал он запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради.

30октября 1785 года
Закончены труды во Славу Родины великого искусства,
В войне постигнуть истины в судьбе,
Его одолевали в ней не родственные чувства,
Восторга власти не хватало в плате на коне.

В Валенсе у Души твердеющей награда,
Вошла в него ,грядущей нищетой,
Он принимал её ,науку жизни постигая рьяно
И полон был в любви одной семьёй.

Отец призвал отдать ей всё,
Что жалованье скупо позволяло,
Он рано умер ,не переварив судьбы жнивьё
И завещал долги , что истина в освобождение послала.

Отдать ту цену, что послали Боги ,
Семье того , кто сам судил в ней всех,
Дано Величием Души нестрогой ,
Признав судьбы блистающий успех.

Расплата,наступила верховенством доли до него ,
Запретом долга, в полном униженье,
Жить в чести и добре , не уважая никого,
И не испытывать от жизни наслажденье.

Решив дела законными путями,
Он оградил себя от радости в Душе,
Она была мятущейся, в спокойствии и славе,
Прибегнув к силе верности Божественной Судьбе.

Понять устройство Мира и страны,
Войти в дела,не увернувшись от расплаты,
Он постигал у Гёте Вертера миры
И у Мольера вызнал цену фарса для уплаты.

Они раскрыли истинный  Души настрой,
«Любви»  в расчёте ,отрезвляющей и мерзкой,
На судьбы Мира , налагающей характер громовой,
Посыл от смерти ,покоряющий народы вестью дерзкой.

Вендетта с миром правила  рукой,
Проникшей в долю ,с детства правом рода чести,
В кровавой сече постигать  Души настрой,
В Тулоне , проявив характер кровной мести.

14 января 1794 г. Наполеон Бонапарт получил чин бригадного генерала.
Ему было в этот момент 24 года отроду.

И неприступный город утонул от грохота разрывов,
Поколебав величие развёрнутых знамён,
В него вошёл от гордости Души порывов,
Теперь уж новый ,капитан Наполеон.

За те услуги , что влекут в иные дали,
Он награждён с лихвою ,изрешеченной посылами Души,
И чином генеральским в сердце обладая,
Войдёт в устой обманчивой и ветренной судьбы...

       Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описания путешествий. Читал он и философов. Именно в эту пору он ознакомился с классиками просветительной литературы XVIII в.- Вольтером, Руссо, Даламбером, Мабли, Рэйналем.
      Трудно установить, когда именно появляются в нем первые признаки того отвращения к идеологам революционной буржуазии и ее философии, которое так для него характерно. Во всяком случае, 16-летний подпоручик пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще не знает и что может дать пищу его собственной мысли.
      Читал он и беллетристику и стихи; увлекался "Страданиями молодого Вертера" и некоторыми другими вещами Гете; читал Расина, Корнеля, Мольера, нашумевшую тогда книгу стихов, приписанных средневековому шотландскому барду Оссиану (это была искусная литературная подделка); от этого чтения снова бросался к математическим трактатам, к книгам военного содержания, особенно к сочинениям об артиллерийском деле.
В сентябре 1786 г. он испросил себе долговременный отпуск и уехал в Аяччо, на родину, устраивать материальные дела своей семьи. Умирая, его отец завещал небольшое имение и довольно запутанные дела. Наполеон деятельно и успешно занялся этими делами и поправил материальное положение семьи. Отпуск свой ему удалось продлить до середины 1788 г., хотя, по-видимому, и без сохранения содержания. Но результаты его работы по дому и имению покрыли все.
       Вернувшись в июне 1788 г. во Францию, он вскоре со своим полком был отправлен в г. Оксонн. Здесь он жил уже не на частной квартире, а в казарме и продолжал с прежней жадностью читать решительно все, что попадало под руку, и в частности основные труды по военным вопросам, волновавшим военных специалистов XVIII в. Однажды, посаженный за что-то на гауптвахту, он совершенно случайно нашел в помещении, где был заперт, неизвестно как попавший сюда старый том юстиниановского сборника (по римскому праву). Он не только прочел его от доски до доски, но потом, почти 15 лет спустя, изумлял знаменитых французских юристов на заседаниях по выработке Наполеоновского кодекса, цитируя наизусть римские дигесты. Память у него была исключительная.
      Способность к упорнейшему умственному труду, к долгому размышлению сказалась в нем уже в этот ранний период. "Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно (en secret) открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других,- но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать",- так говорил он неоднократно впоследствии. О своей гениальности он упоминал часто с каким-то легким налетом иронии или насмешливости, а о своей работе - всегда с большой серьезностью и с большой настойчивостью. Он гордился своей колоссальной работоспособностью больше, чем какими бы то ни было другими дарами, какими наделила его столь неограниченно щедрая к нему природа.
       У нас есть точные данные, чтобы судить, как 23-летний офицер отнесся к двум центральным событиям этих месяцев: к вторжению народной массы в Тюильрийский дворец - 20 июня - и к свержению монархии - 10 августа 1792 г. Будучи не участником, а лишь посторонним, случайным свидетелем и имея возможность высказаться оба раза в интимном кругу, он мог совершенно свободно дать простор истинным своим чувствам, всем своим инстинктам. И его высказывания не оставляют никаких сомнений в смысле их полнейшей ясности и недвусмысленности: "Пойдем за этими канальями",- сказал он Бурьену, с которым был на улице, видя толпу, шедшую к королевскому дворцу 20 июня. Когда перепуганный этой грозной демонстрацией Людовик XVI поклонился толпе из окна, к которому подошел в красной фригийской шапке (одной из эмблем революции), Наполеон сказал с презрением: "Какой трус! Как можно было впустить этих каналий! Надо было смести пушками 500-600 человек,- остальные разбежались бы!" Я смягчаю эпитет, примененный Наполеоном к Людовику XVI, так как передать его в точности в печати нет ни малейшей возможности. 10 августа (в день штурма Тюильри и низвержения Людовика XVI) он снова на улице и снова повторяет этот эпитет по отношению к королю, а революционных повстанцев обзывает "самой гнусной чернью".
       Конечно, он не мог, стоя в толпе и глядя на штурм Тюильри 10 августа 1792 г., знать, что французский трон, с которого в этот момент сгоняют Людовика XVI, тем самым очищается именно для него, Бонапарта, так же как стоявшие вокруг него массы, восторженными криками приветствовавшие рождение республики, не могли подозревать, что этот незаметный, затерянный в толпе, худой, маленький молодой офицер в поношенном сюртуке задушит эту республику и станет самодержавным императором. Но интересно отметить этот инстинкт, заставлявший Наполеона уже тогда думать о картечи как о наиболее подходящем способе отвечать на народные восстания.

Наполеон.   
ГлаваI  Молодые годы Наполеона Бонапарта
Е.В.Тарле

Мечта вела в простор победы,
Взывая душу,ощутить свой час,идти во власть,
Сняв с рода все обиды и наветы,
И покорить народа в гневе ипостась.

Отверженную ,радости причастьем,
Утихомирить дух,зарвавшейся толпы,
Готовой опрокинуть мир любви и счастье,
На головы властителей судьбы.

Не внявших времени,начавшихся знамений,
Копивших светом радости основ,
Дух славы новых поколений,
Свергавших блеск сияния губительных оков.