Критика на фильм Папа

Ольга Скубеева
(Посвящается Егору Бероеву и Владимиру Машкову)

Посмотрев фильм «Папа» в кинотеатре,я не сразу смогла собраться со своими мыслями и чувствами.Мне было нетрудно оценивать этот фильм,как музыканту,но значительно сложнее,как человеку.Фильм «Папа»непростой,и не каждый сможет понять и оценить его по достоинству.

Я понимаю,сколько чувств и души вложено актерами в этот фильм,особенно в роль папы,о которой Владимир Машков говорит с таким волнением.Но не меньше души и чувств вложил в этот фильм и Егор Бероев,который в своем стремлении быть настоящим во всем даже научился прилично играть на скрипке,хотя ему достаточно было только правильно научиться держать скрипку в руках и водить смычком по струнам.ОН внутренне готовился сыграть роль скрипача и внешне как будто создан для этой роли.

Я тоже,как зритель пронесла через свою душу боль и страдания героев фильма и не осталась равнодушной ни к судьбе Давида,ни к судьбе его отца.

Я не поддерживаю существующую точку зрения,что зритель всегда прав и только высказываю свое пусть даже субъективное мнение,и как бы не восприняли мою критику,я ни в коем случае не умаляю ничьих заслуг и только пытаюсь дать объективную оценку героям фильма,проанализировав их поступки и содержание фильма.

Несмотря на то,что роль папы была признана лучшей мужской ролью и фильм получил приз зрительских симпатий,я свои симпатии зрителя отдаю не одному из главных героев фильма-Абраму Шварцу-папе,а его сыну Давиду,котоый сначала испытывает физическую боль наряду с душевной болью от побоев отца,а позднее невыносимую душевную боль и муки из-за отца,которого он предал,осознав в полной мере свое предательство.

В данном случае мои симпатии касаются не личности актеров,а роли.
Я не могу испытывать симпатии к человеку,который зверски избивает своего сына,и более того,Абрам Шварц также,как и у Давида вызывает у меня чувство ненависти в самом начале фильма.И на протяжении всего фильма роль папы не вызвала у меня ни симпатии,ни любви,а только жалость.
И хотя все страдания Давида проходят через страдания его отца,Я НЕ СЧИТАЮ АБРАМА ШВАРЦА ГЕРОЕМ ДНЯ.Папа,который кроме побоев не вложил в сына ни своей души,ни любви,ни каких-либо первоначальных музыкальных знаний,сам не являясь музыкантом,только заставляя сына играть на скрипке,и знаменитого скрипача из Давида сделал не столько папа,сколько его талант.И я считаю,и как бы ни было это жестоко,что папа в какой-то мере получил то,что заслужил,когда Давид отказался от него,хотя я и не могу избавиться от чувства жалости к Абраму Шварцу.

В середине фильма папа своим жалким видом настолько сильно эмоционально воздействует на зрителя,что зритель ПРОСТО НЕ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ К НЕМУ РАВНОДУШНЫМ И НЕ МОЖЕТ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ К НЕМУ ЧУВСТВА ЖАЛОСТИ!

А что касается симпатии,то Абрам Шварц мне совсем несимпатичен и никакого расположения к себе не вызывает и его поступки для меня совсем непривлекательны.И я думаю,что восприятие фильма у каждого свое и мнение зрителя не всегда может совпадать с мнением режиссера,также,как и мнение актера с режиссером.САМОЕ СТРАШНОЕ-ЭТО РАВНОДУШИЕ ЗРИТЕЛЯ! Увидев на страницах журнала трогательный душещипательный кадр из фильма,где папа обнимает своего сына,я совсем не расчувствовалась,так как НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ ОТЦА К СЫНУ-это не пьяная жалось и «любовь» после побоев,а ласка,человеческое отношение,душевное тепло и доброта,забота,внимание и взаимопонимание.И я думаю,что если бы у Давида БЫЛ ДОСТОЙНЫЙ И ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБЯЩИЙ ЕГО ОТЕЦ,ТО ОН НИКОГДА НЕ СМОГ БЫ ПРЕДАТЬ ТАКОГО ОТЦА,даже если бы его и объявили врагом народа,как не смог предать своего отца его друг по консерватории Слава,и которого отчислили из консерватории,и я думаю,что умный и понимающий отец не создал бы такую ситуацию,при которой его сыну пришлось бы делать выбор.

Более того,я считаю,что в этом фильме ДВОЙНАЯ ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА!Сначала отец жестоким обращение перечеркивает все лучшие чувства своего сына,ВДВОЙНЕ ОБДЕЛЯЯ ЕГО ЛЮБОВЬЮ И ЛАСКОЙ,ТАК КАК ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАМЕНИТЬ ДАВИДУ ЕЩЕ И МАТЬ,и что по моему мнению РАВНОСИЛЬНО ПРЕДАТЕЛЬСТВУ по отношению к сыну,а затем СЫН ПРЕДАЕТ СВОЕГО ОТЦА,ОТКАЗЫВАЯСЬ ОТ НЕГО .Давид никогда ранее не был ни предателем,ни трусом:ни в детстве,когда он до самого последнего момента стоял на рельсах перед мчавшимся на него поездом,ни с друзьями,ни позднее,когда он,отказываясь от брони,положенной ему как музыканту,отправляется добровольцем на фронт.
В этом фильме и ДВОЙНАЯ ИСТОРИЯ ПРОЩЕНИЯ! ДАВИД ПРОЩАЕТ ВСЕ СВОЕМУ ОТЦУ,ОТЕЦ ПРОЩАЕТ ПРЕДАТЕЛЬСТВО СВОЕМУ СЫНУ!И в этом фильме ДВАЖДЫ ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ! Сначала поплатился отец,тем,что его предал сын,которого он избивал в детстве,и который не дал сыну ни отцовской любви,ни душевного тепла,и сын всю свою любовь и душу отдал скрипке,а в конце фильма Давид ВДВОЙНЕ ПОПЛАТИЛСЯ ЗА СВОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО как МУЗЫКАНТ И КАК ЧЕЛОВЕК,осознав в полной мере всю ЧУДОВИЩНОСТЬ СВОЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА,простив все отцу,и сам просит у него прощения ,но ТОЛЬКО СЛИШКОМ ПОЗДНО уже после смерти отца.

Отсюда исходит и ОЩУЩЕНИЕ НЕЗАЖИВАЮЩЕЙ РАНЫ,ОГРОМНОЙ ТЯЖЕСТИ В ДУШЕ И СТРАШНОЙ БЕЗЫСХОДНОСТИ!

Это-ТРАГЕДИЯ МУЗЫКАНТА И ЧЕЛОВЕКА,который даже если и останется жив,то НИКОГДА УЖЕ НЕ ИЗБАВИТСЯ ОТ ЧУВСТВА НЕВОСПОЛНИМОЙ ПОТЕРИ,УТРАТЫ И НЕВЫНОСИМОЙ ДУШЕВНОЙ БОЛИ! И поэтому я КАК ЗРИТЕЛЬ П Р О Щ А Ю ДАВИДУ ВСЕ,испытывая к нему чувство любви и сострадания не только в начале,но и в конце фильма.

В фильме «Папа» ДВОЙНАЯ ТРАГЕДИЯ! Отец,простив предательство сыну,не успел сказать ему слов прощения при жизни .Давид,осознав в полной мере всю чудовищность своего предательства,просит у отца прощения.Но очень жаль,что это произошло уже слишком поздно после смерти отца.
И,подводя итог своей критике,хотелось бы сказать: «Любовь должна быть взаимной.И не только дети должны любить своих родителей,пока они живы,но и родители в первую очередь,должны отдать детям всю свою любовь и душу,и тогда любовь детей вернется к ним с двойной отдачей!»

И,восхищаясь актерским мастерством Владимира Машкова и Егора Бероева,я считаю,что их талант и фильмы с их участием стоят того,чтобы писать о них отзывы!
И,если фильм затронул хотя бы одну душу,и хотя бы один зритель написал отзыв об этом фильме,и если хотя бы один зритель сказал «спасибо» создателям фильма и актерам,то это означает,что ФИЛЬМ СТОИТ ТОГО,ЧТОБЫ ЕГО ВЫПУСТИЛИ НА ЭКРАНЫ И ТРУД РЕЖИССЕРА И АКТЕРОВ НЕ ПРОПАЛ ДАРОМ!





В этом фильме ЕГОР БЕРОЕВ как будто создан для роли скрипача.У него тонкие длинные пальцы музыканта:пианиста или скрипача и весь его изящный утонченный облик подходит для этой роли.Он также прекрасен,как и сама скрипка!И,даже,если бы он также уродлив,как Великий скрипач Никколо Паганини,я бы все равно полюбила его за эту роль! Егору Бероеву нужно ставить памятник при жизни за то,что он не только научился держать в руках скрипку и водить смычком по струнам,но и настолько овладел этим сложным музыкальным инструментом,что научился вполне прилично играть на скрипке,исполняя даже произведение крупной формы(хотя в фильме на скрипке играл не он).И это чудо сотворил человек,не имеющий специального музыкального образования!Я,как музыкант,всегда считала скрипку королевой инструментов,и,восхищаясь,и благоговея перед ней,и,играя на фортепиано,только мечтала о скрипке и боялась даже взять ее в руки.Благодаря же Егору Бероеву я полюбила даже аккордеон!

Я не только восхищаюсь им,я потрясена!И я,как зритель,отдаю ему не только свои зрительские симпатии,но и всю свою любовь и душу.Он заставил меня восхищаться его разносторонними талантами и рыдать от его игры как актера.
В начале фильма детство и юность Давида Шварца напоминают мне о Великом скрипаче Никколо Паганини.У Давида тоже было тяжелое детство:побои отца,жестокие друзья.Отец Давида напоминает мне какого-зверя,но в нем временами просыпается что-то человеческое по отношению к сыну.Он в пьяном виде жалеет его,целует его и просит прощения,плачет и обнимает сына,и Давид прощает его.

Абрам Шварц мечтает о карьере скрипача для Давида и представляет в мечтах,как сын становится знаменитым скрипачом,как он выходит на сцену и все в зале восхищаются его игрой,хлопают и бросают ему цветы.И ВОТ МЕЧТЫ ОТЦА СБЫЛИСЬ!Давид стоит на сцене в Большом зале консерватории в Москве со скрипкой в руках.Затихают последние звуки оркестра,последний взмах смычка …и зал взрывается аплодисментами!

Это было первое выступление Давида на праздничном первомайском концерте,на котором он удостоился чести открыть концерт.Давид был счастлив и впереди у него была счастливая жизнь и не было прошлого. У него начиналась новая жизнь,рядом с ним была любимая девушка Таня,консерватория,новые друзья,успех и признание.Его любят девушки,и мне самой хочется воскликнуть как Ханна:»Я люблю тебя,ДОДЬКА!»Казалось,что счастью Давида не будет конца,но все чуть не испортил его отец.ТО были страшные сталинские времена репрессий и так пострадал товарищ Давида Слава,отца которого объявили врагом народа и которого он не смог предать,и его отчислили из консерватории. АБРАМ ШВАРЦ не был врагом народа,но он был еврей,пьяница,да еще и жулик.Он,не думая о карьере сына,решается поехать к нему в гости в то время,когда Давид добился таких успехов,что его лично похвалил сам профессор консерватории.Давид получает сталинскую стипендию и о нем писали в «Комсомолке»В это же время подписан приказ на участие Давида во Всесоюзном конкурсе скрипачей и решается судьба Давида.

Отец приезжает к нему в общежитие консерватории,где сын встречает его,не сказав даже слова «папа» и обращается к нему с вопросом: «Откуда ты?»Отец обнимает его и плачет от радости.Давид же растерян и спрашивает отца,зачем он приехал?Ему стыдно за своего отца,за весь его несуразный и нескладный вид,и который по простоте душевной при всех рассказывает о своем прошлом.Абрам Шварц даже не представляет себе,как он может навредить своему сыну,вплоть до исключения его из консерватории.Давид очень расстроен и он в отчаянии,и,думая,что все потеряно,выгоняет отца из общежития.И отец еще просит у него прощения!Мне жаль и Давида,и его отца! НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО ДАВИД все-таки СТАНОВИТСЯ ЛАУРЕАТОМ КОНКУРСА СКРИПАЧЕЙ! Началась война,и Абрама Шварца позднее расстреляли,как еврея с жителями гетто.Давид идет на фронт,отказываясь от брони.Позднее,он тяжело ранен,у него началась гангрена и ему должны ампутировать руку или он умрет!А потеря руки для музыканта-равносильна смерти!И это,после предательства Давида,самый страшный момент из всего фильма!

Давид,скорее всего,в бреду,видит своего отца,который является к нему как предвестник смерти,и он разговаривает с ним.Вся жизнь отца проходит перед Давидом,и он понимает,что ОТЕЦ ВСЕ-ТАКИ ЛЮБИЛ ЕГО ПО-СВОЕМУ,и что САМОЕ ДОРОГОЕ,ЧТО БЫЛО У ОТЦА-это ДЕТСКАЯ СКРИПОЧКА ДАВИДА И АЛЬБОМ С ФОТОГРАФИЯМИ,которые он взял с собой,понимая,что идет на смерть.И в последние минуты Давид просит у отца прощения: «ПРОСТИ МЕНЯ,ПАПА!»Уходит отец и последний крик Давида»ПАПА!ПАПА!ПАПА!»РАЗРЫВАЕТ ДУШУ!

ЭТОТ ФИЛЬМ ОСТАВИЛ В МОЕЙ ДУШЕ НЕЗАЖИВАЮЩУЮ РАНУ,ОЩУЩЕНИЕ ОГРОМНОЙ ТЯЖЕСТИ НА ДУШЕ И СТРАШНОЙ БЕЗЫСХОДНОСТИ!Это не драма,ЭТО ТРАГЕДИЯ МУЗЫКАНТА И ЧЕЛОВЕКА,который если и выживет,то никогда уже не избавится от чувства невосполнимой потери,утраты и невыносимой душевной боли.И я бы за этот фильм вручила ЕГОРУ БЕРОЕВУ не только приз зрительских симпатий,но и ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СТРАДАНИЙ,когда зритель не только симпатизирует и сочувствует герою фильма,но и когда благодаря игре актера и силе его эмоционального воздействия настолько великой,что зритель проносит через свою душу боль и страдания героев,когда образ героя фильма настолько сливается с душой актера и растворяется в ней,что ЗРИТЕЛЬ РЫДАЕТ ОТ ТОСКИ И БЕЗЫСХОДНОСТИ!В конце фильма я была настолько ПОТРЯСЕНА и мне ТАК СТРАШНО было видеть Давида в таком тяжелом состоянии,умирающего,что мне вместе с медсестрой из фильма хотелось сказать: «СПАСИТЕ ЕГО!Я ЛЮБЛЮ ЕГО!» А кого я люблю:Давида Шварца или Егора Бероева,я уже и сама не знаю!В этом и заключается высшая оценка актерского мастерства Егора Бероева!

Оценивая фильм «Папа» как музыкант и как человек,я ВЫСОКО ценю заслуги одного из авторов сценария,актера и режиссера фильма ВЛАДИМИРА МАШКОВА,который,в первую очередь заслужил приз за этот фильм.И я восхищаюсь им как актером,который настолько вошел в образ папы и сумел донести его до зрителя,что,по моему мнению,ему нужно дать приз зрительской ненависти в самом начале фильма,а в середине и в конце фильма-ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКОЙ ЖАЛОСТИ!

НИ ОДИН ФИЛЬМ ИЗ ТЕХ,ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА ЭКРАНЕ,не вызвал у меня таких сильных эмоций и чувств:любви и ненависти,жалости и сострадания,и ни один фильм НЕ ЗАТРОНУЛ МОЮ ДУШУ НАСТОЛЬКО И НЕ ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ТАК СТРАДАТЬ!ЭТО-ВЫСШАЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА ЗРИТЕЛЕМ,который не остался равнодушным ни к судьбе Давида,ни к судьбе его отца,и СТРАДАЛ ВМЕСТЕ С ГЕРОЯМИ ФИЛЬМА,рыдая от жалости,сострадания и безысходности.

И СПАСИБО ИМ ВСЕМ ЗА ЭТОТ ФИЛЬМ!
_________________________________________
       "ЗВУЧАЛА СКРИПКА В ТИШИНЕ"

(Посвящается Егору Бероеву и Владимиру Машкову)

Звучала скрипка в тишине,
Душа металась и рыдала.
Отец топил любовь в вине,
Слез состраданья не хватало.

------------------------------------------
И вновь играл юный скрипач,
И исторгала скрипка звуки,
Как будто стоны,будто плач,
И сердце разрывали муки.

--------------------------------------
Отец порою был жесток.
Так душу ранили побои!
И пьяной жалости поток,
И слезы на глазах обоих.

-----------------------------------------
И вот сбылись отца мечты!
Давид стоит уже на сцене.
Аплодисменты и цветы.
Талант блистательный оценен.

--------------------------------------------
Вновь на концерте взмах смычка.
Звук чудный скрипки и оркестра.
Зал скрипачу рукоплескал.
И вот уже он сам-Маэстро!

---------------------------------------------
Ах,как в любовь хотелось верить!
И КАК ЧУДОВИЩНА ВИНА!
И КАК ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЗМЕРИТЬ?!
ВЕДЬ ЖИЗНЬ ОДНА И СМЕРТЬ ОДНА!

-----------------------------------------------
Слова последние"ПРОСТИ",
И боль души и сердца слезы
Пред тем,как навсегда уйти,
НО ТОЛЬКО ЖАЛЬ,ЧТО СЛИШКОМ ПОЗДНО!

----------------------------------------------------------
ПРИПЕВ:

"ПАПА!ПРОСТИ!НЕ УХОДИ!
НАС ЖИЗНЬ С ТОБОЮ РАЗЛУЧИЛА!
ПРОСТИ МЕНЯ!ЗА ВСЕ ПРОСТИ!
НАС ТОЛЬКО СМЕРТЬ СОЕДИНИЛА!
ПАПА!ПАПА!ПАПА!"
(написано с фильма для песни)