Квартальный Отчёт Осень Обзор Стаси Некрасовой

Светская Хроника
Прежде всего, дорогие авторы, я хотела бы извиниться перед вами и нашей уважаемой ведущей за вынужденную задержку обзора и поблагодарить всех вас за ожидание и, конечно, за проделанный труд.
Считаю нужным предупредить, что стихи разбирала "с расстановкой", так, как хотела бы, чтобы разобрали моё творчество. Надеюсь, мои замечания окажутся полезными хоть для кого-нибудь из вас, как для меня оказались ваши :)
[Пишу начерно, простите за возможные очепятки]

1. АРТОЗАВРИК «Все чаще кажется - устал»

Плюсы: Очень к месту, на мой взгляд, формат А4: он делает стихотворение более повествовательным, жизненным, приближенным к читателю. Лёгкий и богатый язык, интересные образы, много сильных рифм. Из удачных строк хотелось бы отметить:
"Ложится каждый новый день за спину маленькою ношею, а ночь раскармливает тень" - на мой взгляд, самая интересная находка, хотя есть и другие. Цельная картинка философской лирики. Больше всего стих понравился своей мелодичной динамикой.

Минусы: В основном технические.
"...я жизнь до края прокутил подобно славному поручику"  - нужна запятая перед сравнительным оборотом.
"... верчу в руках своих потерянно" - разве можно вертеть что-то в чужих руках? Лучше бы "своих" заменить на любое усилительное прилагательное. Например (на очень черновой пример) “верчу несчастно и потерянно/верчу до ужаса потерянно" и т. д.
" Смерть тенета свои развесила!" - не очень удачно здесь вообще слово "тенета". Половина читателей полезет за ним в словарь, другой половине резанёт слух непривычное ударение. Да и стилистически оно в таком современном - и по лексике, и по жж-шной форме записи - не очень подходит. Возможно, его тоже можно чем-нибудь заменить?
 " теченье пагубное времени" - неоправданная инверсия, даже "теченье пагубного времени" звучало бы лучше.
" Я так влюбился в эту жизнь, что каждый раз долбит по темени!" - немного смещается восприятие на "так влюбился, что..."
И, конечно финал. Оставляет ощущение недосказанности, однако не в хорошем смысле, где каждый из читателей может додумать в меру своей испорченности, а в том, что хочется взять автора за шкирку и трясти, вопрошая "А дальше-то что?" Очень надеюсь, что автор всё-таки допишет его, и ощущение недосказанности пройдёт.

И всё же, несмотря на всё вышесказанное, стихотворение, ИМХО, одно из лучших на конкурсе. Сильная философская лирика, написанная мазками, складывается в цельный образ.

2. БОРИС СКРИПНИКОВ "Осенняя грусть"

Плюсы: Стих - картина импрессиониста: яркие цветные образы на сером фоне. Много красивых строк, как-то:
"А на антенны облака, //Как шапки серые надеты."
"Сдул ветер парочки с моста"
"Но грусть срывается с зонтов, //Стекая каплями за ворот."
Конец произведения понравился больше всего, сильные, зримые строчки.

Минусы:
Как-то двояко прочитались у меня строки " И разноцветные зонты //Плывут по мокрым тротуарам." Будто эти зонты, не прикреплённые к человекам, сносит дождевым потоком вполне самостоятельно. Может, лучше было бы "над мокрым тротуаром"?
"Течёт цветных зонтов река, Как будто вновь вернулось лето" - при чём тут лето? Зонты цветные только летом? Не очень понимаю это сравнение.
" Вот здесь, упёршись в парапет“ - где - здесь? Только что была обобщённая пейзажная лирика, и вдруг такая локализация.
" Распелся дождик ни по чём" - всё же ни о чём.
"А вдоль дорог вода ручьём,// И песням тем никто не верит." Возможно я неправа, но в этой строке, где "а" противительный союз, т. е. ="но", далее должна читаться - и интуитивно читается - логическая связь: "и [поэтому] ... никто не верит". Но её нет.
"О прошлом лете" - прошлое лето - это лето год назад. А здесь, наверно, всё-таки прошедшее.
" А я сегодня без зонта, //Лишь воротник поднял повыше.
И, к встрече осени готов..." - неожиданная смена подлежащего. Мелочь, но немного мешает, при первом чтении я прочитала строчку без запятой: "[Я] к встрече осени готов“

В целом стихотворение не оставляет после себя какого-то цельного впечатления или законченной картины, образы наслаиваются друг на друга. Больше всего мне, пожалуй, помешало отсутствие определённого цветогого настроения: стих то ли серый, то ли, наоборот, разноцветный.

3. ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА "Бабье лето"

Плюсы: Удивительно стройное для пейзажной лирики стихотворение, даже со своеобразным лиричным сюжетом. Можно почти разбирать на цитаты:
"...красота: //Тёплой ладонью касалась продрогших балконов, //Ласково гладила пруд, где дремала вода..." (Вообще, первый катрен в разы сильнее остальных, хочется учить и напевно цитировать).
"Астры наводят причёски"
"Клён, торопясь, примеряет роскошный наряд"
Чудесные образы, чудесные рифмы, подкупающее ласковостью настроение.

Минусы: Единственное, пожалуй: строчка "Месяц пройдёт - полиняет костюм, говорят" слегка выбивается из общелиричного настроя.
"чуть-чуть красоте" - довольно сложно читается.
Третий и четвёртый катрен перекликаются по рифме, звучит не очень удачно.

Мне в этом стихотворении не хватило какой-то динамичности развития, мощной кульминационной точки. Но в своём жанре, несомненно, написано мастерски.

4. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН "Полувзгляд"

Плюсы: Светлое стихотворение, легко читается на уровне восприятия, создаёт нежный, изящный образ. Сильный, яркий конец - то, что меня неизменно подкупает в любом творчестве. Вообще, весь последний катрен очень нравится.

Минусы:
"Ангелом не во пло;ти" - ну, тут автор и сам всё понимает ;)
"Я вас могу попутать" - строчка очень интересная: с одной стороны это недочёт, так как читается она двояко, с другой - она же находка, так как напоминает о поговорке "бес попутал". Впрочем, всё-таки хотелось бы определённости, без домысливаний в стиле "что хотел сказать автор".
"Но о тебе всегда// Помню я, даже – чаще" - не очень уместно смотрится тире. Возможно, если после "я" поставить точку, звучать будет сильнее.

Главное, чего лично мне недоставало в этом стихотворении - более отчётливого перехода к героине. Обычно многие стихи можно сократить на катрен-другой, здесь же, наоборот, чего-то смутно не хватает.

5. ЛАНА СТЕПАНОВА "Ноябрьское"

Плюсы: Удивительно атмосферное стихотворение с чудной градацией настроения и замечательными находками образов. Нравятся повторяющиеся рефреном слова, нравится внутренняя рифма, нравится динамика, очень музыкально написано.
Больше всего нравится строчка "...и чувствовать: всё ноябрей на сердце" - это не просто находка, это же целое сокровище! Горящий бересклет и солнце-медуза яркими штрихами довершают картинку.

Минусы: в 3-4 строке 1 катрена неожиданно исчезает внутренняя рифма, существующая на протяжении всего остального произведения. Мелочь, а досадно.
Образ "художник-маньяк" ассоциируется у меня скорее с красным, чем с серым. Однако сам по себе этот образ - находка!

В целом, очень и очень достойное стихотворение. В отличие от многих (меня ;)) автор трезво оценивает своё творчество и выбирает действительно хорошие вещи.

6. ЛЕДИ ДОЖДИК "Усталое лето"

Плюсы: Видно, что стих написан по картине: они замечательно сочетаются, образуя сильный ансамбль. Много отдельных красивых образов и строк, как-то:
"Растеряв остатки бус на кустах"
"Ветер астры разлохматил"
"Расплескало блики солнца"
Очень нравится в конце "тяжело вздохнув…по-бабьи…", замечательная строка, создающая и настроение, и сюжет, и даже какую-то экстра-историю.

Минусы: Сбой ритма в чётной строке доволно сильно мешает восприятию: в первом катрене на слог меньше, чем в остальных.
Не очень понятна логика временного повестввования: то прошедшее время, то настаящее, то будущее. То есть, понять-то можно, но такие моменты отвлекают внимание на себя.

В целом, мне кажется, что стихотворение ещё нужно доработать - и оно заиграет новыми красками. Однако само по себе олицетворение лета весьма удачное в своей оригинальности.

7. МАРГАРИТА ШУШКОВА «Обычная осень»

Плюсы: Тёплое, уютное, атмосферное стихотворение без серьёзных технических недочётов. Порадовала строчка "Осень - не повод грустить, это повод одеться...“ - её вообще можно брать за сезонный девиз ;)

Минусы: Не очень понятно, почему в нечётных катренах рифмовка парная, а в чётных перекрёстная. Не мешает, но вызывает некоторое недоумение.

Основная, пожалуй, претензия к стиху: это набор штампов. Клин журавлей, букеты кленовых листьев, кофе с корицей... Всё это с гарантией создаёт настроение и с удовольствием читается, но от такого сильного автора хочется всё же получить что-то более небанальное.

8. МАРТА ЖУРАВЛЁВА "Осенняя история"

Плюсы: С одной стороны, стих нравится безумно: яркий, самостоятельный, необычно певучий ритм, красочные образы,  написано легко и задорно. Нравятся строки... да все почти! Не стихотворение, а вихрь красок!

Минусы: На мой взгляд, чересчур затянуто. Не хватило динамики в середине стиха, возможно, хотя бы одной строфой здесь можно было бы пожертвовать без потерь.
Не нравится: "Нежность в вымени". Ну, не о корове же речь, а, скорее, об осени-женщине, а о женщине так говорить - даже как-то грубо. Тем более рифму легко подобрать другую.

9. НИКА ВОДОЛЕЙ "Вышивала девица свадебный рушник"

Плюсы: Добротная, красивая стилизация полностью в духе народного фольклора. В этом смысле очень удачное произведение. Очень понравилась сплошная рифма в катренах, ИМХО, добавляет стиху мелодичности.

Минусы:
«Слюбится и стерпится!» поговорка звучит по-другому :)
"Слов не слушать ласковых, покраснев слегка" совершенный вид + несовершенный вид = моветон.
То же в "Пожалеет матушка, и терпеть велит".
"И представить страшно ей - стать женой пора" - двоеточие, не тире.
"Без любви не нужно ей злата, серебра"  - злата-серебра лучше через дефис, это усилит эффект преуменьшения их значимости.
"Образочек, вот держи" - самая спотыкательная строчка.

Всё-таки стихотворению требуется доработка. В стилизированных произведениях такие мелкие огрехи наиболее заметны.

10. ПОЛОНИНА ИРИНА "Почти по Е.Шварцу"

Плюсы: Для меня - самое сильное и по технике, и по атмосфере. Очень нравится сюжет: и сам по себе, и вообще просто его наличие. Хорошо прописана мистичность картинки.

Минусы:
Не понравилось:
“все вещи оживут, изменят цвет, //загадочно кивая мне при этом" - действительно, загадочно. Зачем именно мне именно кивать?
 "я замолчу //с глупейшей на лице счастливой миной..." эта строчка сбила весь мой лирический настрой. Возможно, так и задумано, но послевкусие такого сильного стиха меня скорее расстроило.

11. СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА «Ветра шалый свист»

Плюсы: Гораздо более самостоятельное стихо, чем цветаевское, я бы не назвала его стилизацией - и это мне нравится. Да, чувствуется надрыв, но совсем не в стиле Марины. Поэтому строчка "Я - Марина!" - стала для меня неожиданностью, не знаю, хорошо это или нет и этого ли пытался добиться автор. ЛГ я воспринимала как самостоятельную абстрактную женщину, а не как известного поэта.
Яркие тропы местами по-настоящему восхитили.
"…Сердцем чую я, что замкнётся круг, -//То и страшно…" - хороший сильный конец, даже чем-то мистичный.

Минусы:
Не нравится строка "Только мне себя не забыть позволь" - на мой взгляд, инверсия неоправданна.
Сюжет улавливается интуитивно, но хотелось бы большей чёткости: чувствуется, что за всей этой динамичностью и образностью читается целая жизнь, но собрать её в единую картину не удаётся.

12. СТАСЬ НЕКРАСОВА "Я улыбаюсь"

13. СУЛАМИФЬ 7 "Цветаевское"

Плюсы: Пронзительное стихотворение, написанное точно в стиле Марины. Каждая строка удивительно сильна и красива. Интересные рифмы порадовали.
"слова холодные звенят //и жгут пощёчиной" - удивительно яркий и чувственный оксюморон!

Минусы: Стих - мозаика образов. Он гораздо больше воспринимается, чем понимается. Жаль, но сюжет воедино я собрать не смогла, так что мне оставалось только наслаждаться внешней красотой строк и тем, что угадывается за ней.
Цитата в стихотворение вписана не слишком удачно - и без неё бы стих не потерял ни цветаевской очаровательности, ни собственного изящества.

14. ТАТЬЯНА ШКОДИНА "Одиночество"

Плюсы: Вот вроде бы стихотворение написано по той же цитате, что и предыдущее, а насколько же разные это произведения! И это замечательно, поскольку оба стиха сильны по-своему. Этот - нравится выдержанностью настроения, хорошей адаптацией взятой цитаты и такими строками, как " Так тишина //Вползает в дом и, словно кошка, ищет блюдечко //И крохи сна" - образно, живо, зримо.
А за оригинальный рефрен цитаты, раскрывающий её с разных сторон я, поколебавшись, накинула ещё балл ;)

Минусы: Грамматические рифмы в начале стихотворения не впечатлили, однако к середине автор исправилась и даже угостила такой находкой, как "буднично-блюдечко".
"Меня спасти могло бы только одиночество –//Лукавый врач.
Оно способно вырвать с корнем все волнения, //Тревоги снять" - какая-то путанница во временах и наклонениях. Лучше всё-таки когда всё в одном, например "Меня всегда спасает только одиночество..."

Больше всего нравится цельность стиха, его стройная логика.

И напоследок: для любопытствующих ;)

Ши (кельтская мифология)
Сид, правильно: Ши (ирл. S;dhe, мир), Тир Тоингире, Эмайн Аблах в ирландской мифологии — потусторонний мир, населённый туатами, которых в народе, за место своего обитания, так же именовали сидами (sidhe). Это так же название холмов, поскольку считалось, что именно в них находится мир сидов. В христианскую эпоху к сидам стали также относить ирландских языческих богов.

Далее. Строчку "Я улыбаюсь всегда нескладно тем, кто считает себя людьми" считаю уместной потому, что с этого места в стихе идёт разочарование в людях из-за отсутсвия малейшей отдачи. Однако замечание учла ещё со времён рецензии, так что думаю, как заменить это место чем-то менее... агрессивным :)

"Трассой млечной" - имелся в виду млечный путь, но, по-видимому, образ не удался :(

И ещё. Огромное спасибо всем, кто делал разбор стиха, в особенности тем, кто указывал на удачные или неудачные моменты при прочтении. Я стараюсь работать над собой, поэтому для меня ценно любое свежее мнение - так, например, с удивлением я узнала, что длинные строчки могут у кого-то вызвать затруднение - и это при внутренней-то рифме! Что же - буду работать.

И совсем напоследок: я всегда открыта диалогу. Готова подискутировать по поводу всего вышесказанного.

Спасибо вам.