Курс выживания для дамы в современном мире. 12

Мария Буркова
Привожу  без  купюр  текст  одного  из  ЖЖ, жаль, ресурс  не  отвечает.

«Лампочка Ильича» вместо Божьей искры.

   Лет пять не могла собраться ознакомиться с «Белой Акацией» Дунаевского. Так как воспитана на Кальмане, Штраусе, Легаре, текстах Лопе де Вега, Гольдони и Аристофана. После знакомства с драматургией Дюма подавно отношусь с подозрением к советским образцам. Они какие-то блеклые после классики жанра. Та же «Холопка» - сюжет есть, музыки не видно, кроме песни Никиты. «Бабий бунт» и вовсе рвотное средство, после Бизе и Верди, честно говоря. Ну, а от грохота рок-оперы увольте человека, привыкшего к арии князя Орловского. Это начальные условия задачи.
   Теперь граничные условия, в виде аллегорических намёков. Так, «Белая акация» - романс неплохой, но с плохим концом, не как в «Сильве» или «Весёлой вдове», которые хочется смотреть вовсе не поэтому, а из-за логичной бытовой достоверности сюжета. Далее. Этот же романс был использован как позывной для нападения Германии на Россию. Невесёлое назначение, согласитесь. Формируется предчувствие, что в сюжете или всё скверно, а потом инопланетяне наведут порядок, или просто унылая скука.
Однако слово «оперетта» подразумевает хорошую музыку, здоровую интригу и праздничный конец, и решение принято – я иду в Музыкальный, знакомиться с советской опереттой. И вот результаты.
   Каноны оперетты соблюдены. Дунаевский хорошо знал, что это такое, и претензий нет. Нормальная музыка для такого случая, традиционное использование всего, что жанру присуще – от постановки сцен до основных линий героев. И это радует. Но и всё.
   Сюжет явно устарел и не соответствует современным требованиям о толерантности. То есть, китобойная тематика должна быть подвергнута резкому остракизму со стороны всяких «зелёных», прославление города Одессы есть протаскивание интересов Украины и НАТО, реклама конфет «Тузик» на сцене не прекращается, главный отрицательный персонаж (и единственный, заметим) со всеми расовыми признаками, конкретным акцентом и поведением – прямо пропаганда межнациональной розни (некий «одесский джентльмен» Яков Михайлович, но почему-то – Наконечников) . Ухожу с темы, это я так шучу коряво. Излагаю дальше.
   Мне неинтересно смотреть кисейную сказочку про коммуналку. Мне противно смотреть на балет из матросов с вёдрами и швабрами. Мне тошно слышать про тряпки, которые герои привезли из плавания – так как на родине вечно ни хрена нет для простого работяги (зачем? Обойдётся…). Я помню талоны, бараки, пустые магазины и бабкины ситцевые унылые тряпки, которые она хранит в шифоньере из клееных опилок – молодость свою… Размалёванный розовым флёром уродливый совковый быт ублюдочен, как не лакируй. Отдайте мою «Баядеру» и «Летучую мышь», её наш театр ставил так, что отдыхали фильмы Яна Фрида!
   Гораздо омерзительнее вот что. Люди – они люди везде, искра Божия в них тухнет далеко не сразу, и они любят, созидают хорошее, стремятся к чему-то светлому, как бы не было тяжело. Герои сюжета в основном молоды, и они не думают о плохом. Они ещё не дошли до депрессии и пьянки, им хочется, чтоб всё было хорошо. Они не видели лучшего, бедолаги. И они искренны в своём стремлении к радости. В сюжет уже не войдёт пьяная поножовщина за накрытым в крохотном дворике столом, не втиснется коммунальная зависть и подлость – там места мало, не войдёт. И дело сделано – сопляки, воспитанные на Фильках, Татухах, Дебиланах и прочей мрази, Дунаевского, эту хорошую поделку (но не искусство!) съедят и обрадуются. А заодно подсознательно уверятся, что совок – это круто! Вон, у прабабок ностальжи какое мощное… И не догадываются, что у старух в мозгах дым от акаций оттого, что орхидей и садов настоящих им в молодости не досталось, так ведь молодость-то одна была, и моя – самая лучшая!. Хоть бы и в халупе кривой. Однако искра тухнет. И внуки мельчают. Стремительно. А вражий наркотик «Белой акации» старается вовсю – пусть принимают подделку за настоящее, время-то идёт. И повядшие потомки этих бабуль, уже уродливых к старости, не вспомнивших о Боге, сами «прикинутые» сверхбезвкусно, вздыхают о краснозвёздном суррогате, как о некой манне. Их тоже не ждёт ничего хорошего. Нигде.
   Занавес!

Автор  даёт  весьма  резкие  оценки, но, увы, всё  это  верно. Более  того, как  удалось  выяснить, главреж  указанного  театра  не  только  редактирует  классику  в  стиле  театра  «Колумб»  у  Ильфа  и  Петрова, но  и  наряду  с  указанной  «опереттой»  кормит  зрителей  «водевилем»  под  названием  «Коммуна  «Любовь»», меж  тем  как  о  Верди  и  Бизе  в  репертуаре  даже  и  мечтать  не  приходится. А  современный  совок  уже  не  стесняется  и  открытого  вранья. Так, таскаются  уже  с  якобы  документальным  фильмом  об  Андерсене, где  его  без  всякого  стеснения  выставляют  слюнявым  дебилом, единственно  на  том  основании, что  писатель  не  был  женат  и  не  замечен  в  амурных  похождениях. Цель  ясна –– добиться  того, чтоб  книги  его  даже  не  открывали, а  не  то  ещё  заставят  людей  задуматься  о  чём-нибудь  как  вечном, так  и  преходящем. Например, над  истинном  смысле  происходящего  в  сказке  «Соловей». Или  кого-то  очень  знакомого  увидят  в  образе  «Штопальной  иглы», «Пастушки  и  трубочиста», серьёзно  отнесутся  к  тексту  сказки  «Садовник  и  господа». А  то  и  просто  начнут  думать  о  прекрасном, прочитав  «Старый  уличный  фонарь»  или  о  вечном, скажем, после  «Снеговика». А  думать  лохи  не  должны, иначе  их  сложнее  обжулить.
   Так  что  прежде, чем  вздыхать  о  красивой  идиллии, стоит  крепко  задуматься, насколько  реальны  герои  и  декорации. И  не  стоит  застревать  на  жёстких  идеализациях. Иначе, когда  они  рухнут, останется  только  горечь. Вот, например, стандартная  модель  кризиса  среднего  возраста  мужчины:

Я гнался за мечтой и прочее смятенье,
И каждый раз, когда я их менял,
Я видел, что мой путь не дальше боя с тенью,
А тень внутри меня.

Я видел много лжи, я видел  много правды,
И каждая из них врала самой себе.
Я их менял местами и получал награды
За мужество в борьбе.

И, каждый  раз, поднапившись  всласть,
Я  забираюсь  в  огромную  пушку,
Чтоб  доказать, что  время  не  властно
Над  Лермонтовым  и  Пушкиным.
И, каждый  раз, разлетаясь  в  клочья,
Осознаю, что  впервые  цел.
И  нахожу  источник,
 которого  так  хотел. 
Павел Кашин

Итак, налицо  бесполезность  ориентиров, отсутствие  цели, ощущение  бессмысленности  существования, пресыщение  удовольствиями, вплоть  до  отчаяния  с  суицидальными  тенденциями. Как  видим, ничего  смешного, только  человек, лишённый  духовных  потребностей, может  утверждать, что  подобное  состояние –– напускная  блажь  или  выдумки. Коих, кстати, полно  на  совковой  кухне  с  пирожками  и  собутыльниками, перед  телеящиком  с  очередным  матчем  или  дешёвым  сериалом. Однако  мужчина  по  своей  природе –– это  флибустьер. Он  знает, что

Кто  не  ценит  жизнь, тот  её  не  заслуживает.
Леонардо  да  Винчи

И  не  только
Бедствие  даёт  повод  к  мужеству.
Сенека

А  ещё  флибустьер  знает, что

Если  ты  не  получил  того, чего  хотел, то  это  почти тоже  самое, как  если  бы  ты  не  получил  ничего.
Аристотель

Чувствует, что

Благородный  муж  не  инструмент.
Конфуций

(об  этом  говорил  Гамлет  Озрику, помните, эпизод  с  флейтой?)
Считает, что

Никто, творящий  нечто, лучше, чем  некто, творящий  ничто.
А. Пандит

Понимает, что

Здоровый  нищий  счастливее  больного  короля.
А. Шопенгауэр

Сила  не  нуждается  в  ругательствах.
Ф. М. Достоевский

Путешествие  в  тысячи  километров  завершается  одним-единственным  шагом.
В. Мессинг

Дело  в  том, что  для  женщины, вечно  отвлекающейся  на  заботы  хозяйки  и  не  всегда  готовой  стать  амазонкой, это  не  всегда  очевидно. Вообще, женщина  воспринимает  кризис  обычно  лишь  по  факту, когда  уже  рухнуло  всё  вокруг, а  мужчина  ощущает  его  задолго  до  того, как  произошло  что-либо. Кроме  того, женщине  не  нравится  как  раз  факт  разрушения  привычного, удобного, мужчине  же  неудобно  там, где  может  рухнуть. Точнее, его  бесит  необходимость  перманентного  ремонта  того, что  и  так  обречено, в  то  время  как  не  всякая  женщина  готова  видеть  эту  обречённость. Так, Лиза  Болконская  упорно  отказывалась  понимать, почему  её  муж  отправляется  защищать  отечество, в  её  глазах  он  уже  был  преступником, так  как  оставлял  её  дома  одну. Всё. Пастушка  Андерсена, в  полный  рост:  кухня, шоппинг, салон  красоты  и  пелёнки, духовных  потребностей  не  сформировано.
   А  последнее  означает  как  раз  ту  обречённость, которую  мужчина  всё  равно  ощущает  сразу  при  знакомстве. И  вот  тут  его  поведение  будет  всецело  зависеть… от  его  возраста! Я  говорю  о  зрелых  мужчинах, а  не  о  инфантилах  или  моральных  инвалидах. Человек  отличается  от  животного  как  раз  наличием  духовных  потребностей. Он  и  брачного  партнёра  будет  выбирать  под  свой  уровень  этих  потребностей. И  вот  здесь  начинается  уже  натуральная  война  без  правил. Гордыня  вкупе  с  ужасающим  комплексом  неполноценности  начинает  решать  за  самих  людей, что  им  следует  и  как  делать, и  вот  уже  ничего, кроме  катастрофы, не  вырисовывается.
   Начнём  по  порядку. Общеизвестно, что  женщины  созревают  раньше  мужчин, в  минувшие  века  разница  брачных  партнёров  в  возрасте  могла  составлять  поколение  и  даже  больше, прежде  чем  невесту  отдадут  жениху. И  это  вполне  логично:  только  состоявшийся  в  социуме  мужчина  достоин  продолжать  род, содержать  семью  и  растить  наследников. И  дело  тут  вовсе  не  в  имущественном  цензе, как  пытаются  исковеркать  дело  совки-сатанисты. Материальные  ценности – дело  наименее  важное  в  вопросах  зрелости, которая  нужна  для  вступления  в  брак, а  ещё  раньше –– для  осознания  собственных  духовных  потребностей. То  есть  вступают  в  силу  полностью  два  дюже  важных  тезиса  «по  Сеньке  и  шапка», что  означает  достойную  награду  за  свои  мысли  и  поступки, и  «Просите, и  дано  будет  вам», как  проявление  любви  Господа  к  людям, который  никогда  не  посылает  человеку  тех  испытаний, которые  он  не  может  вынести. Так  что  материальные  блага  или  их  денежный  эквивалент  движутся  в  мире  по  старой  примете:  «Бог  дал, Он  и  взял». Общеизвестно, что  существуют  люди, способные  только  бестолково  тратить  богатство, существуют  и  те, кто  не  хочет  знать  других  ценностей (об  этих  нездоровых  представителях  человечества  мы  пока  здесь  и  не  говорим, понятно, что  повреждённые  индивидуумы  как  брачные  партнёры  могут  рассматриваться  лишь  как  редкостное  исключение  из  правил). Нетрудно  также  и  видеть, что  богатство  может  и  кочевать  по  миру  вроде  бы  непредсказуемо, то  «случайно»  доставаясь  тем, кто  и  не  предполагал  получить, то  также  покидая  тех, кто  им  весьма  дорожил. Так  что  эти  передвижения  могут  дать  лишь  самое  поверхностное, зачастую  неверное  представление  о  степени  духовной  зрелости  человека. А  вот  если  посмотреть  на  того, с  кем  связался  этот  человек, то  представление  будет  наиболее  полным. Личность  партнёра  как  раз  будет  зеркалом  его  самого, свидетельством  того, чего  сейчас  стоит  этот  человек. Вот  откуда  просматривается  зависимость  поведения  от  возраста.
   Итак, молодой  человек  натурально  «и  жить  торопится, и  чувствовать  спешит». Но  мужчина  есть  преобразователь  окружающего  мира, и  ему  ещё  надо  с  ним  познакомиться. Он  спешит  познавать  и  чувствовать, но  чтобы  определиться  с  суженой, ему  нужно  самому  сперва  созреть  духовно  и  понять, что  же  ему  нужно. Он  сам  постоянно  изменяется  внутренне, и  оттого  его  привлекают  разные  образы  и  предметы, разные  люди (ну, и  разные  женщины, конечно:  «Ветер  в  голове, а  я –– влюблённый  во  всех  девчонок  нашего двора! В мире  столько  мест, где  я  ещё  ни  разу  не  был» –– чем  выше  уровень  духовных  потребностей, тем  большее  следует  познать…). Молодой  мужчина  сам  редко  изучает  себя  изнутри, ему  легче  увлечься  чем-либо, а  дальше  он  судит  по  своим  внутренним  ощущениям:  нравится, подходит  или  нет, буквально  так:  «моё – не  моё». На  Руси  были  известны  массы  случаев, когда  не  нашедшие  своих  суженых  мужчины  порывались  уходить  в  монахи. Право, один  из  самых  красивых (и  типичных) случаев  подобного  произошёл  и  у  Серафима  Саровского. Когда  молодой  офицер  сообщил  святому, что  хотел  бы  стать  монахом, старец  только  улыбнулся  и  велел  привести  к  себе  только  что  приехавших  в  гостиницу  мать  со  взрослой  дочерью. Немало  удивлённый, гость  отправился  выполнять  поручение, однако  в  гостинице  никого  не  оказалось  согласно  указанным  приметам, зато, едва  вышел  на  дорогу, увидел, как  к  входу  подруливает  какая-то  коляска. Новые  гости  вроде  бы  вполне  подходили  к  описанию, незамужняя  дама  с  матерью. Узнав, что  их  требует  к  себе  старец, женщины  поспешили  явиться  к  нему  немедленно, и, каково  же  было  удивление  всех  троих, когда  старец  соединил  руки  молодых, объявив  их  женихом  и  невестой. Так  что  мужчина  свои  поиски  настоящего  никогда  не  бросает, даже  если  сам  при  этом  декларирует  что-либо  другое.
   Женщина  же  с  того  нежного  возраста, когда  ощутила  потребность  очаровывать  окружающих (любых, заметим…), уже  подсознательно  чётко  знает, каким  будет  её  единственный. Что  ему  будет  по  душе, что  нет, как  он  будет  держаться  и  разговаривать, что  она  почувствует  при  общении. Зачастую  она  начинает  фантазировать  и  столь  перегружает  образ  мелкими  деталями, что  вся  несуразная  конструкция  рушится  от  собственной  тяжести. Или  же, напротив, что  гораздо  хуже, молодая  дама  идёт  на  поводу  у  постороннего (то  есть  враждебного, вообще-то…) мнения  и  отказывается  от  желанного  в  пользу  сиюминутных  выгод. И  нет  ничего  страшнее, чем  оказаться  в  ситуации, когда

И  лишь  во  сне  за  тобою  идёт  по  пятам
Твой  единственный  парень, оставшийся  там.
      
Справедливости  ради  стоит  заметить, что  и  мужчине  ничуть  не  легче  жить  в  этом  случае, но  он  может  себе  позволить  утешаться  своим  социальным  статусом  и  достигнутыми  успехами. В  некоторой  мере…

Нормальное  состояние – скрип  зубов  за  стеной,
В  нормальном  состоянии  всё, что  рядом  со  мной.
Нормальное  состояние – строго  дозированный  кайф,
Пломбированные  ящички  для  надежд.
Нормальное  состояние, – когда  перспективы  ясны.
Но  если  вдруг  летней  ночью  мне  снятся  прежние  сны,
В  пульсирующем  пространстве  автоматической  рукой
Я  нашариваю  на  столике  в  темноте
Таблетки  от  счастья…
О. В. Медведев

Нетрудно  догадаться, чем  будут  являться  в  конечном  итоге  эти  якобы  таблеточки (начинается  всё  с  коньячной  фляжечки).