Велесовы дни

Полина Жандармова
В даль уходит старый год,
Волком воет Хладовей,
А в деревне ждет народ
Праздник Велесовых Дней.

Снег укрыл платком поля,
Не поет замерзший лес.
Спит вокруг Сыра-Земля
Под молчание небес.

И Ясуни крепко спят,
Видя призрачные сны.
Замер весь Ирийский Сад -
Спит под натиском Зимы.

Только нечисть рвётся в бег -
Скоро Зимний Хоровод.
Осторожней, человек
Вдруг Марена заберет…

Но плывет по улице:
"Празднуем мы Турицы**!"

На деревне с вечера пляшет люд, наряжаясь в шкуры лесных зверей. И лиса, и заяц, и белка тут - ждут начала Велеса темных дней. По деревне девки гудят-жужжат - для гаданий времечко настает. Не увидит светлый Ирийский сад, как Марена** в земли людей идет. Обернулись реки холодным льдом, на полях искрятся-лежат снега. Хладовей* стучит-бьется в каждый дом, но сегодня встретят его рога. Мужики во славу Отца Дорог* обернутся туром, волом, быком. Шесть деньков - отмерил им Велес срок, чтоб от вьюг и стуж оградить свой дом. Кто сумеет ноченьку простоять во лесу холодном под крики сов, да рога волОвые удержать в хороводе с нечистью, тот улов соберет богатый на целый год - обойдет Марена его крыльцо. Ну а коль не выдержит "хоровод" - навсегда забудут его лицо…

Собирался Кречет, пастуший сын, нацепить на кудри себе рога, да уйти за старый еловый тын, чтобы честь и славу воздать богам. Вот он бросил гребень в большой сундук, да достал рубаху, что сам же шил. Но сегодня время не добрый друг - Кречет наш торопится, да спешит. Надевает шубу навыворОт, старый посох деда берет с собой. За окном смеется-гудит народ - время игрищ нежити под луной. Поклонившись чуру и трем углам, сын пастуший смело шагнул во двор. Он спешит один, да к лесным ветрам, чтобы дикой нежити дать отпор. По деревне девки толпой идут - всё гадают-думают о судьбе. Молодых, да славных красавцев ждут, разглядеть мечтают лицо в окне или в темном зеркале под луной.
- Что ж ты, Кречет в лес, да совсем один?
- Забери и нас!
- Да, бери с собой!
- Мы сильнее будем любых мужчин!
Хохотушки Кречета окружат, зацелуют и позовут плясать. Только к лесу рвется его душа - поскорее славу себе сыскать, да поймать удачу свою за хвост, чтоб богатства были всегда при нем.

Путь ночной до леса совсем не прост, ведь нельзя на пляску идти с огнем. А ночные тени идут вослед - за спиною слышится тихий смех:
- МолодЕц с рогами на голове, да в шубейке с мехом густым наверх, ты куда красивый такой бредешь? Что забыл в холодном ночном лесу? То, что спит зимою - ты то не трожь!
- Я дары Марене-красе несу! - отвечает Кречет ночным теням.
Громче воет северный Хладовей. Навий мир слетается к старым пням - у него на празденства мало дней.

На опушке леса темным-темно, ели плотно лапами все сплелись. Светлый Хорс дорогу давным давно позабыл сюда.
- Ну давай, держись, - раздается хохот со всех сторон. И теней неясных темнеет рать.
Крики серых сов и ночных ворон раздаются эхом:
- Давай плясать!
Кречет пляшет. Смело. Под вой ветров, шелест крыльев, треск всех еловых лап. Умереть сегодня он не готов - ну и что, что парень совсем ослаб? Что огня сильнее ночной мороз беспощадно жалит и бьет в лицо? Что в глазах застыли сосульки слез, и что нечисть сжала плотней кольцо? Старый посох скоро скользнет из рук, и воловьи прочь отлетят рога. Нежить вьется. Сердца младого стук лучше песни тешит-смешит врага.
- Помоги же, Велес-Отец Дорог одолеть судьбину, сломить беду. Без тебя, Великий, никто не смог пережить ту пляску, - и как в бреду повторят Кречет слова молитв.
Только Велес спит беспробудным сном. Он не видит этих полночных битв, он не слышит этих священных слов. Ведь Марена-дева - дитя зимы каждый год ступает в Мир-дивный-град. Дарит всем покой и цветные сны и карает тех, кто зиме не рад. Вот и Велес дремлет среди снегов, набираясь сил для грядущих дел. Не разрушить тех ледяных оков - как бы ни был ты ни суров, ни смел. Это вечный ход мировых времен - так велел сам Род, наказал так Дед. И покуда зимний приходит сон - не погаснет в мире Ирийский Свет.

Но не знает Кречет всей правды той, хороводит ночью в борьбе со злом на поляне с ёлками и луной, и мечтает сделаться сам волОм, чтобы только не обронить рога. Нежить пляшет - боги им не указ. Всё сильней слабеет его рука, холоднее блеск молодецких глаз…
А в далекой северной стороне, где стоит, искрясь, Ледяной Чертог наблюдает в зеркале на стене за исходом битвы неспящий бог - Королева вьюжных и снежных бурь. Тонкий стан и угольный блеск волос, а в глазах мерцает как снег - лазурь. Рядом с ней помощник её - Мороз. Ей по нраву пляска и Кречет сам - удалой и доблестный молодЕц, что сейчас неистово к небесам так взывает, зная - пришел конец. Хоть застыло сердце её навек, превратившись в камень-хрустальный лед, хоть к другим взывает тот человек, хоть других богов он сейчас зовет - не помочь не может она ему. Ведь известна Маре его судьба - он способен видеть мирскую Тьму, предстоит другая ему борьба. Он когда-то будет не раз воспет и прославит Велеса на века. У Марены сердца, конечно, нет, но взмывает в воздух её рука, разгоняя нечисти хоровод, отправляя Кречета вновь за тын…

А на утро парень и не поймет, почему в рогах, да в избе один. За окном народа веселый гул. Светлый Хорс выводит своих коней.
- Вот те раз. Видать я того… Уснул…- и пойдет на двор он искать друзей.

Ведь плывет по улице "Наступила Турица!"

Примечания:

*Велесовы дни - празднования с 1-6 января; время, когда нечисть выходит из-под земли, время магии и колдовства (современные святки);
** Турьев День или Турица - 6 января, заключительный день гуляний;
* Хладовей - холодный северный ветер;
** Марена - богиня вечного сна, зимы, холода, подземного царства;
*Отец Дорог, Исток Дорог, Отец Стад - Велес (Волос) божество славянского пантеона;